№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 25 (786) от 22.06.2022
Приоритет в науке

 Ученые МГУ им. Н.П. Огарева нацелены на разработки для экологичного производства

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» реализуется федеральная программа «Приоритет 2030», которая направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад университетов страны в достижение национальных целей развития России до 2030 года. О научной деятельности в Мордовии сегодня рассказывает региональный представитель НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», завкафедрой неорганической и аналитической химии МГУ им. Н.П. Огарева, руководитель молодежной лаборатории Александр Долганов. 
– Александр Викторович, какой сегодня тренд в российской науке?
–  Тренд на разработки, связанные с экологизацией. Все производства, и новые,  и уже имеющиеся, будут модернизироваться таким образом, чтобы снижать углеродную нагрузку, выбросы в окружающую среду. Мы ориентировались на данные  (по Парижским соглашениям), что температура к 2025 году изменится на полтора градуса. Поэтому и нам нужно быстрее двигаться в этом направлении. 
– Что планируется к 2025 году?
– Напомню, что мы входим в НОЦ «Инженерия будущего», в рамках которого есть комитет по альтернативным видам энергии, топлива. Всю водородную тематику исследований можно разделить на три типа: получение, хранение и использование – все объять очень сложно. Мы генерируем, получаем водород. Соответственно, далее его нужно транспортировать и использовать – этим занимаются другие научные группы, которые есть в рамках нашего НОЦ. Мы коммуницируем между собой и понимаем, что должно быть на выходе. Задача, которая ставится для нас к 2025-му году – разработать технологию получения так называемого зеленого водорода. Хочу сказать, что тут все идет по плану.
– Энергетическая революция все-таки произойдет?
– Сейчас все понимают, что водород – это топливо будущего. Никто не ставит под сомнение тот факт, что переход от нефти на другие экологически чистые виды топлива обязательно произойдет. Работа должна вестись особенно интенсивно, поскольку сейчас сложилась такая ситуация, что мы отрезаны от научной коммуникации и от баз, поставляющих материалы, приборы. Каждый должен быть на этом фронте, на передовом крае науки. Важность наших исследований внутри России увеличивается! Такие задачи я и перед студентами ставлю: работать, зная: наши результаты будут востребованы.
– Чем хороша новая технология?
– Поскольку мы в качестве источника водорода используем воду, то, соответственно, эту технологию можно выстраивать в любом месте, где будет востребован водород и где поблизости – вода. Есть много технологий, где в качестве источника водорода берутся аммиак, природный газ, например, и чтобы запустить производство водорода, нужно на место вести эти продукты, что потребует затрат на логистику. Мы предлагаем более дешевый способ. 
– Какой у технологии уровень зрелости?
– У любой технологии уровень зрелости – от одного до девяти. Первая – это начальная фаза, когда тестируешь идею. Девятая – это когда создан прототип и все правильно упаковано. Мы сейчас находимся где-то посередине этого пути. Нужно за три года добежать от «пятерки» до «восьмерки», чтобы стать конкурентоспособными. 
– Почему решили «взяться» за топливо будущего?
–  Идея эта не нова. Жить в мегаполисе многим не нравится из-за большой загазованности, высокой степени канцерогенов, из-за которых возникают заболевания. Решить эту проблему может либо электротранспорт, либо транспорт на водороде, который в атмосферу, кроме воды, ничего не выделяет. Он суперэкологичный. Водород можно использовать и как источник тепла, подмешивая его в трубу с  природным газом. По теплотворной способности водород –  самый лучший; он выделяет больше энергии, чем газ. Соответственно, сейчас много ведется работы на станциях, где уже есть генераторы (прототипы), которые работают на водороде. Появилась масса положительных откликов. Первое, что необходимо, чтобы полностью перейти на данный вид топлива, это массово принять технологию и начать инвестировать. Потребуется колоссальный вклад в инфраструктуру, который впоследствии себя, конечно, оправдает. 
– Это, наверное, очень длительный процесс?
– В Москве в рамках тестирования уже есть водородные автобусы. В целом, чтобы запустить какой-то вид транспорта на водороде, нужно многое просчитать.  Чтобы массово внедрять эту технологию, нужно построить микрорайон, где зарядные станции для такого автобуса, такси будут на водороде. В плане топлива это обойдется дешевле. Но как поведет себя обыватель – непонятно. Как это встроить в экономику – пока тоже не ясно, также как и быть с логистикой. Целесообразнее получать водород в том месте, где он потом будет использоваться, или проще съездить в то же Подмосковье и привести его  в баллонах? Сразу ответить на все эти вопросы нельзя, надо формировать такую инфраструктуру и рассчитывать технико-экономическое обоснование по данному виду топлива. 
– В рамках каких программ сейчас работаете?
– Тема «Получение и генерирование водорода» заявлена и по направлению НОЦ, и по программе «Приоритеты 2030». В рамках лаборатории НОЦ задачи ставятся фундаментальные,  а по второму направлению – первично создание механизмов, изучение влияния разных факторов на данный процесс.
– С кем сотрудничаете?
– Мы сотрудничаем с Московским энергетическим университетом –  есть коллеги, которые потом из наших материалов делают прототипы электролизеров. Впоследствии они будут исследоваться в реальных условиях с нагрузкой, с которой в дальнейшем и будут использоваться. Речь идет уже не о макетных исследованиях, а о полупромышленных. 
В рамках НОЦ мы настроены на партнеров – индустриального заказчика. Крылатский научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге тоже сотрудничает с нами.
– Какие возможности дает «Приоритет 2030»?
– «Приоритет 2030» позволяет даже внутри университета перевести финансирование с одной темы на другую; обеспечивает поддержку молодых ученых. Мы можем с этих денег оплачивать работу молодых сотрудников, платную аспирантуру, что позволит удержать талантливых студентов. Это можно рассматривать как часть молодежной политики в науке. «Приоритет 2030» – это долгоиграющая история. Мы сможем запланировать далекий горизонт развития и конкретного сотрудника, и группы, которая создается. 
– На какую поддержку могут рассчитывать молодые ученые?
– С 1 октября в университете появилась молодежная лаборатория, работа  которой направлена на решение стратегически важной проблемы – получение экологически чистого зеленого водорода с использованием органических катализаторов.
Хочу подчеркнуть, что внутренняя задача университета – сохранить научный потенциал и закрепить всех талантливых студентов, чтобы они тоже стали учеными. Мы создаем соответствующую атмосферу, поддерживаем дух наставничества. Нам важно популяризировать профессию ученого. Показывать, что они могут достойно жить и заниматься любимым делом. В своем роде мы создаем современный образ ученого. 
С.Медведева. 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии