№  40 (904)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 14 (775) от 06.04.2022
Вывести «из себя»

 В Саранске прошел первый инклюзивный фестиваль, посвященный детям с аутизмом

2 апреля во Всемирный День распространения информации об аутизме в Саранске  прошел первый детский инклюзивный фестиваль. О его целях, а также о новых возможностях особенных детей в интервью журналисту «Мордовии» рассказала соучредитель некоммерческой организации «ДоброВилль» Татьяна Мамсурова, занимающаяся социализацией и развитием деток с аутизмом и другими ментальными особенностями.
 
– Татьяна, весьма символично, что фестиваль прошел во Всемирный день распространения информации об аутизме. 
– Да, такого плана фестиваль в Мордовии прошел впервые. Сначала хочу сказать, что идея его проведения возникла у нас давно, но коронавирус многим «подрезал крылья». Благодарим за поддержку Администрацию городского округа Саранск. В одиночку нам бы не удалось справиться. Фестиваль прошел во Дворце культуры, где были организованы различные тематические площадки для особых и обычных детей, а также их родителей: сказкотерапия, игры с аниматорами, родительский тренинг, ЛФК, арт-терапия и т.д. Также фестиваль мог посетить любой желающий и узнать о том, что такое аутизм. Одна из главных целей, которую мы преследовали, – информационная: чем больше людей узнают о детях с ОВЗ, тем терпимее наше общество будет относиться к ним. Кроме того, родители особенных деток имели хотя бы небольшую «передышку»: общение, поддержку, и что очень важно, на фестивале они познакомились со специалистами, которые могут им помочь. У них была возможность узнать о современных подходах в развитии детей с расстройствами аутистического спектра, задать интересующие вопросы и получить практические рекомендации, которые можно применить в жизни.  В центре внимания, конечно, были дети. Для особенных участников – это новый уровень взаимодействия, включение их в социализацию.
– Бытует мнение, что аутистам не нужно общество: «они живут в своем мире, в который никого не пускают». Но это же не так?
– Вокруг расстройств аутистического спектра множество мифов. Дети с РАС должны и могут быть социализированы! Другое дело, что они чувствуют мир иначе, их пугают громкие звуки, яркий свет, нарушение привычного порядка вещей и т.д., но им общество необходимо. Очень многое зависит от ранней диагностики особенностей их развития и последующей коррекционной работы с ребенком. Я знаю людей с аутизмом, которые не могут приготовить себе элементарную еду, не говоря уже о том, чтобы сходить в магазин за покупками. Но также встречала человека с РАС, который получил три высших образования и преподает в московском вузе. 
– Дети с особенностями ментального развития могут обладать огромным творческим и интеллектуальным потенциалом. 
– Да, в нашей группе «ВКонтакте» сейчас проходит марафон «Такие же дети». В его рамках родители рассказывают об увлечениях своих деток с особенностями ментального развития. Кто-то прекрасно рисует, играет на фортепиано, читает книги и дословно знает наизусть произведения, собирает гигантские картины из мелких деталей, изучает языки либо силен в математике,  или же добился успехов в спорте, потому что он активен и крепок. Но самые простые действия – завязать разговор, перейти дорогу и т.д. даются таким детям с большим трудом. 
– Аутисты могут учиться в общеобразовательной школе?
– Да, конечно. У моего сына расстройство аутистического спектра, но он учится  в общеобразовательной школе. Во втором классе. Меня радует, что он успешно адаптировался к школьной среде, и учится Матвей хорошо.
– Как к нему относятся одноклассники? 
– С пониманием, пытаются ему помочь. Детям с аутизмом зачастую очень сложно поднять руку на уроке, а некоторым даже невозможно, но это не означает, что они не хотят взаимодействовать с классом и учителем. Просто они легче воспринимают визуальную информацию, но им трудно выстроить диалог. 
– Расскажите, когда Вы узнали о диагнозе сына?
–  В полтора года невролог заподозрил у него нарушения аутистического спектра. Диагноз был поставлен сыну в три с половиной – на приеме у психиатра. Хотя я, конечно, раньше стала замечать особенности развития своего ребенка, но не могла понять их причину.
– На Ваш взгляд, за это время отношение общества к детям с аутизмом поменялось?
– Оно определенно улучшилось. Стало больше возможностей для развития, да и родители таких деток, несмотря на все сложности, с которыми они сталкиваются, теперь более открыты. Хотя это очень нелегко! Особенные дети требуют больше внимания, сил, вложений как моральных, так и физических, финансовых. Это огромная нагрузка на психику родителя, который постоянно занят своим ребенком. Зачастую ему не могут помочь даже близкие родственники, поскольку такие дети очень привязаны к своей маме, и отделение от неё у них происходит гораздо позже, чем у обычного ребенка.  Кроме того, они могут иметь и другие нарушения: пищевого поведения, расстройство сна. Это значит, что куда-то выехать с таким ребенком или даже сходить – весьма проблематично, потому что в новых условиях родители не смогут его накормить или уложить спать. 
– «ДоброВилль» был создан в поддержку таких семей?
– Да, ресурсный центр для детей, подростков с особенностями ментального развития «ДоброВилль («вилль» от французского – город) появился благодаря родителям, у которых  есть такие дети. Мы имеем цель вырасти и в дальнейшем оказывать услуги по абилитации, социально-психологической адаптации; спортивному, творческому, эстетическому развитию особенных детей.  Сейчас оказываем помощь и поддержку родителям и другим членам семей, воспитывающим детей с аутизмом и другими особенностями ментального развития. Социальной организации только полгода, но у нас уже есть определенные успехи. На днях мы узнали, что «ДоброВилль» стал победителем конкурса Президентского Фонда культурных инициатив с проектом арт-студии «В каждом есть художник». Он направлен на комплексную работу с детьми и подростками с аутизмом и другими особенностями ментального развития.
– Мы Вас поздравляем! В Мордовии уже проводились выставки особенных художников, которые никого не оставили равнодушными. Расскажите о Вашем проекте. 
– Собственно, идея нашего проекта и возникла после того, как совместно с Мордовской республиканской клинической психиатрической больницей, на базе музея им. С. Д. Эрьзи, была организована выставка работ детей, подростков и взрослых с разными психиатрическими диагнозами, в том числе и с аутизмом. Она показала, что людям с особенностями ментального развития необходимо быть услышанными и увиденными! Уникальность нашего проекта в том, что он разносторонний, в него будут включены: студийные занятия, тематические экскурсии, работа с психологом, занятия на выявление творческого потенциала, а в завершении состоится выставка в музее, которая продлится целый месяц. 
Занятия будет проводить профессиональный художник, имеющий опыт работы с детьми с РАС. Ребята будут заниматься живописью, лепкой и декоративно-прикладным искусством. Мы вместе будем разрушать стигму о том, что раскрыть творческий потенциал у ребенка с ментальными особенностями можно только в специальных учреждениях. Наша главная задача – развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их успешная интеграция в общество. 
С.Родионова. 
 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии