№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 8 (769) от 23.02.2022
Сигнал принят!

 Под руководством Дмитрия Пашкова школьники и студенты создадут малый космический аппарат

Большая часть жизни 35-летнего жителя Рузаевки Дмитрия Пашкова связана с изучением космоса. Сотрудник Саранского политехнического техникума и Центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» знает, чем увлечь подрастающее поколение. Под его руководством реализуется масштабный проект по созданию малого космического аппарата (спутника) формата CubeSat 3U (10x30 см.). О том, как школьники смогут провести научный эксперимент в космосе, – в нашем материале.
 
Космические возможности
Дмитрий Пашков благодаря своему редкому в наши дни увлечению хорошо известен среди радиолюбителей не только в Мордовии, но и далеко за пределами России. Именно ему в 2015 году удалось принять сигнал с российского метеоспутника METEOR-M2, находящегося в районе Северного полюса и получить снимок солнечного затмения с высоты 700 км. За установку контактов с малыми космическими аппаратами у Дмитрия есть благодарности от президента Литвы, Эстонии и других руководителей государств. Его научно-образовательный портал «R4UAB», который ежедневно посещают более 5 тысяч человек со всего мира, в прошлом году был отмечен «звездой» за образовательную деятельность в сфере космических технологий.
Пашков с детства был увлечен радиосвязью.
– Моими лучшими учителями тогда были дедушка Шадрин Иван Сергеевич и библиотека, а потом появился Интернет, и стало проще, – рассказывает он. – У части спутников сигнал не кодирован, поэтому его может принять любой радиолюбитель и даже школьник, если собрать необходимую аппаратуру. Хочу отметить, что раньше это была достаточно распространенная практика за границей. На коммерческих спутниках всегда открывали один канал, чтобы школьники учились принимать сигналы из космоса в рамках программы «Открытый космос». Позднее такая программа появилась и в России. У нас сейчас есть спутники, с которых в режиме онлайн можно получать снимки из космоса. Я собирал станции, которые позволяют записывать сигналы спутников с открытыми протоколами. Радиолюбители могут принимать различную информацию с малых космических аппаратов: фотографии, аудио, некоторые даже видео передают с орбиты.
Со временем хобби Дмитрия переросло в работу. Сейчас он трудится удаленно в сфере космических технологий, но продолжает заниматься образовательной деятельностью в родном регионе. Кстати, название просветительского портала Пашкова «R4UAB» – это аббревиатура от его позывного «Радио четыре. Ульяна. Анна. Борис».
 
«Рузаевка-390»
Сейчас под руководством Дмитрия реализуется проект по созданию спутника «Рузаевка-390». Это стало возможным благодаря гранту Фонда содействия инновациям в рамках федеральной программы «Дежурный по планете».
– Проект предлагает школьникам и студентам уникальную возможность лично принять участие в разработке, проектировании и сборке спутника, в отработке новых инженерных решений, создании элементов космических систем и проведении экспериментов в космосе, – рассказывает преподаватель. – Ребята будут принимать участие во всех этапах создания спутника – от разработки проектной документации до управления аппаратом на орбите. Наши цели – приобщение молодого поколения к инженерно-техническому творчеству; раскрытие  потенциала школьников и студентов; проведение научных экспериментов в космосе; принятие и обработка данных телеметрии и полезной нагрузки с космических аппаратов; обучение молодого поколения программированию космических и наземных систем и т.д.
Всего в проекте одновременно будут участвовать несколько образовательных площадок: Саранский политехнический техникум, ЮНИТЭР и Курский Юго-Западный государственный университет.
– В проекте смогут принять участие школьники и студенты со всей России, – отмечает Пашков. – Уже поданы заявки из Казани, Ульяновска, Челябинска… Кто-то будет участвовать заочно, кто-то приедет к нам. Конечно, школьники из Мордовии будут участвовать в первую очередь. Всего нам потребуется около 200 человек. Если окажется желающих больше, то ничего страшного – работу найдем всем! На первом этапе будут участвовать студенты и старшеклассники. Учащиеся младших классов подключатся позднее. Они будут делать приемную станцию управления спутником. Эта работа попроще: механизм без электроники, его надо будет собрать руками.
– Многие ребята сейчас увлекаются темой космоса?
– Увлеченные радиосвязью ребята есть. Самое главное – это желание. Когда оно есть, то все получится!
Задачи перед участниками проекта стоят глобальные. Им надо будет не только разработать и собрать модель спутника (вес 4 килограмма), но и записывать его сигналы. На аппарате будет камера, с помощью которой можно получать снимки из космоса. Спутник, созданный школьниками и студентами, позволит запечатлеть карту зашумлённости эфира в околоземном космическом пространстве, а также будет передавать изображения Земли на приёмные станции всего мира. Проектом также предусмотрено обеспечение проведения сеансов связи в рамках работы образовательных научно-технических секций, изучение характеристик приёма сигнала сложной природы из космоса. Кроме того, благодаря этому спутнику будут передаваться поздравительные сообщения и открытки от имени школьников и студентов Мордовии. Как говорит Дмитрий Пашков, программа по проекту весьма обширная.
 
Первый «пошёл»…
Работа над проектом уже началась. Запуск МКА «Рузаевка–390» запланирован на 2023-й, а сделать его предстоит уже до конца текущего года. Для этого в Рузаевке в ближайшие месяцы будет построен Центр управления полетом. Он будет располагаться на крыше Рузаевского филиала Саранского политехнического техникума.
– Это окраина города, и там меньше всего электромагнитного излучения, – поясняет Дмитрий. – Хотя в идеале бы, конечно, надо поле…
Центр управления полетом будет рассчитан и на спутник, который создан совместно с Юго-Западным госуниверситетом Курска. На днях он уже был отправлен на орбиту на борту грузового корабля Прогресс MC19.
Одна из главных задач аппарата – составление карты зашумленности околоземного пространства. Это поможет при планировании командной радиолинии связи с космическими аппаратами.
В разработке спутника под руководством Дмитрия Пашкова приняли участие ученики саранского лицея №4 Денис Грачёв и Арсений Барсток, учащийся Лицея МГУ им. Огарёва Никита Кижваткин и студент МГУ им. Огарева Андрей Кузнецов.
На всю кампанию по разработке спутника средств потрачено немного, поскольку была поддержка от «Роскосмоса».
– Если захочется создать спутник, не участвуя в конкурсе, то надо примерно миллионов двадцать. Это достаточно дорогое «удовольствие», – отмечает Дмитрий Александрович. – Нас поддержали, поэтому всё решилось замечательно! Спутник уже в космосе! Так что опыт у нас есть, будем работать дальше.
С.Родионова.

 

Версия для печати Версия для печати