№ 3 (764)

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 47 (756) от 24.11.2021
Как не оказаться на крючке у коллекторов?

В  госреестре профессиональных взыскателей свыше 400 организаций.

Юридические лица, включенные в данный список, грубых нарушений действующего законодательства не допускают. Однако так называемые «серые коллекторы» используют методы психологического давления на должников. О том, что запрещено делать коллекторам, сколько раз в день они могут звонить, куда жаловаться на их неправомерные действия, сегодня рассказывает замруководителя УФССП по РМ — заместитель главного судебного пристава Республики Мордовия Игорь Бабушкин.   

– Игорь Васильевич, и коллекторы, и судебные приставы понуждают граждан отдавать долги. Что отличает сотрудников ведомства от коллекторских агентств? 
– У судебных приставов и коллекторов совершенно разные правовые основания работы. В наши полномочия входит принудительное исполнение судебных актов и актов иных уполномоченных органов, в том числе по взысканию просроченной задолженности. Применять меры принудительного исполнения судебный пристав может только после возбуждения исполнительного производства. Отмечу, что должностное лицо не может выступать представителем кредитора. Он обязан соблюдать не только права взыскателя, но и должника.
В свою очередь субъекты или организации, оказывающие услуги по возврату просроченной задолженности, не обладают полномочиями по ведению исполнительных производств. Основаниями для работы коллекторов могут являться агентский договор с кредитором на оказание услуг по взысканию задолженности или договор уступки прав требования, по которому коллектор выкупил просроченный долг и сам стал кредитором.
Коллекторы могут выступать как представителем кредитора — банка или организации, так и самостоятельно выкупать просроченную задолженность у банков или иных лиц, после чего могут предъявлять требования, как кредиторы.
– Какие организации имеют право взыскивать долги?
– Закон, регулирующий работу коллекторских агентств, дает четкое определение юридическим лицам, которые могут осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности. Взаимодействовать с должником имеет право только кредитор или «лицо, действующее от его имени или в его интересах». Это обязательно должна быть кредитная организация или лицо, которое специализируется на возврате просроченной задолженности. Они обязаны  быть зарегистрированы на территории Российской Федерации и быть внесены в государственный реестр, который ведет ФССП России. 
Отдельно обращаю внимание граждан, что данный закон устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности и распространяется не только на кредитные, но и на микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
– Сколько коллекторских агентств зарегистрировано на территории Мордовии?
– На сегодняшний день в республике зарегистрирована одна организация, осуществляющая деятельность по возврату просроченной задолженности. Кроме этого, осуществляют свою деятельность два обособленных структурных подразделения коллекторских агентств, зарегистрированные в других регионах.
С полным перечнем зарегистрированных в России организаций можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов в подразделе «Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности» раздела «Сервисы». В настоящее время данный перечень включает 446 организаций.
– Подробно остановимся на том, как коллекторские агентства должны взаимодействовать с должниками? Какие ограничения для них установлены законом? 
– При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, коллекторы вправе использовать личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые, телеграфные сообщения, почтовые отправления. Кроме того, коллекторов обязали официально представляться и давать свои координаты. 
Однако законодательство устанавливает для данных юридических лиц определенные требования при осуществлении взаимодействия с гражданами – физическими лицами. Контакты коллектора с должником должны быть предельно корректными. Исключаются причинение вреда должнику, применение физической силы или какие-либо угрозы в его адрес, психологическое давление, использование выражений и действий, унижающих честь и достоинство, уничтожение или повреждение имущества либо угроза таких уничтожений или повреждений и тому подобное.
– Коллекторы могут звонить ночью? 
– Нет. Законом точно установлено время и количество звонков. Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни с 20.00 до 09.00. Количество телефонных звонков не может превышать одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц, отправка сообщений – двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати раз в месяц. Все жалобы на звонки в неположенное время мы детально проверяем.
– Могут ли коллекторы приходить домой к должникам?
– Да, могут. Законодательство включает в перечень форм взаимодействия непосредственное и личное общение. Сотрудники коллекторского агентства не вправе встречаться с должником чаще 1 раза в неделю. Вместе с тем, не допускается непосредственное взаимодействие (личные встречи, телефонные переговоры) в рабочие дни в период с 22.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни с 20.00 до 09.00 по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным  кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах.
– С кем коллекторы не могут взаимодействовать?
– Не допускается взаимодействие с должником, который признан банкротом или в отношении которого введена процедура реструктуризации долгов. Кроме того, коллекторам запрещено контактировать с недееспособными гражданами, больными, находящимися на стационарном лечении, с инвалидами первой группы и несовершеннолетними.
Еще одно четкое ограничение – письменный отказ, предоставленный должником. На это хотелось бы обратить особое внимание: у гражданина есть возможность просто отказаться от общения с коллекторами. Для этого нужно отправить письменный отказ через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если звонки и другие действия после этого не прекратятся, необходимо обратиться в службу судебных приставов.
– Часто ли граждане обращаются в службу судебных приставов с жалобами на противоправные действия коллекторов?
– В прошлом году Управлением рассмотрено 81 обращение граждан на неправомерные действия коллекторов, за 9 месяцев текущего года – 130. В основном, граждане жалуются на неправомерные действия юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, в том числе на действия микрофинансовых организаций.
Кроме того, беспокойство граждан вызывает деятельность кредитных организаций. 
– Какая ответственность для коллекторов предусмотрена за нарушение закона?
– Для агентства, включенного в государственный реестр, предусмотрен  штраф от 50 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Санкция для лица, не включенного в реестр, более серьезная – наложение административного штрафа до 2 миллионов рублей.
С июня 2021 года в Кодекс об административных правонарушениях внесены изменения, согласно которым увеличен размер штрафа за нарушение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, федерального законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
В соответствии с изменениями, к административной ответственности за такие нарушения теперь привлекаются и банки. Размер административного штрафа установлен для граждан в сумме от 5 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 200 тысяч рублей (либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года), для юридических лиц – от 50 до 500 тысяч рублей.
Указанный закон направлен на усиление защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Важным новшеством также является передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в данной области должностным лицам ФССП.
– Привлекались ли в текущем году коллекторские агентства к административной ответственности?
– С января по август текущего года составлено 17 протоколов об административных правонарушениях. В числе нарушителей – 14 микрофинансовых организаций и 3 коллекторских агентства, включенных в государственный реестр. 
Из рассмотренных 16 дел назначено наказание – в сумме уже вынесено штрафов на 500 тысяч рублей, 14 решений суда вступили в законную силу, 2 постановления в законную силу не вступили.
Так, административным штрафом наказана организация из Новосибирска, осуществляющая деятельность по возврату просроченной задолженности. Сотрудники, осуществляя взаимодействие с жительницей Мордовии, скрывали информацию о номере контактного телефона, с которого направляли сообщения с требованиями об оплате долга. 
Штрафом в размере 30 000 рублей наказана микрофинансовая организация, которая нарушила правила общения юридического лица с должником. Согласно проведенной проверке, микрофинансовая организация направила должнице письмо, в котором содержалась информация о возможности ее привлечения к уголовной ответственности. Тем самым заявительница была введена в заблуждение относительно последствий неуплаты задолженности.
– Куда могут обратиться жители Мордовии, если им досаждают коллекторы?
– В случае неправомерных действий со стороны юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, и их представителей необходимо обращаться в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия. Граждане могут направить письменное обращение посредством почтового отправления, а также подать электронное обращение с помощью сервиса «Интернет-приемная», функционирующего на официальном сайте Управления.
При поступлении угроз необходимо записывать все разговоры на диктофон, предупредив коллектора о записи. Будьте внимательны: никогда при разговоре с коллектором не сообщайте личную информацию о себе и о своих родственниках. Потребуйте у собеседника представиться, назвать точные данные местонахождения агентства. В случае, если вы встретились с представителем коллекторского агентства лично, потребуйте предъявить документы и фиксируйте беседу на видео. Если вам звонят по ночам или слишком часто, фиксируйте точное время звонков, запросите у оператора  сотовой связи детализацию звонков, содержащую время звонков и номера абонентов.
Отдельно обращаю внимание граждан на необходимость всеми возможными способами зафиксировать противоправные действия коллекторов. Это позволит провести более полную, всестороннюю и объективную проверку.
С.Медведева. 
Версия для печати Версия для печати