№ 39 (903)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 44 (753) от 03.11.2021
«Прокачать» компетенции

 Как в Мордовии повышают производительность труда?

Повысить производительность труда можно без дополнительных вложений. Продвинуть идеологию бережливого производства – главная миссия Республиканского центра компетенций. О том, как увеличить эффективность без затрат, в интервью журналисту «Мордовии» рассказал руководитель РЦК Алексей Сафонкин.
 
– Алексей Васильевич, какой вклад вносит Республиканский центр компетенций в реализацию национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»?
– Я бы сказал, что основной. Оператором национального проекта «Производительность труда» (теперь осталось только такое название) является федеральный центр компетенций. Региональный центр компетенций хотя и не является подразделением этого центра, но использует его методики и рекомендации. Мы работаем с предприятиями – участниками нацпроекта «Производительность труда». Три месяца исследуем состояние производственного процесса и еще три – внедряем процессы, которые необходимы для повышения производительности труда. 
– Сколько всего предприятий воспользовались  услугами республиканского центра компетенций?
– Участниками национального проекта в Мордовии являются 45 предприятий, из них 15 воспользовались услугами федерального центра компетенций, а 18 – заключили договор с Республиканским центром компетенций. На некоторых предприятиях работа уже завершена. 
– Кто может быть участником программы бережливого производства?
–  Основные критерии для участия в нацпроекте: выручка от 800 млн рублей до 30 млрд рублей в год, наличие потенциала повышения производительности труда не менее 10%, вхождение предприятия в состав приоритетных отраслей: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%. 
– На Ваш взгляд, предприятия активно включаются в программу? Сколько всего может быть потенциальных участников в регионе?
– Мордовия по потенциальному охвату участников  занимает хорошую позицию в России. У нас есть еще 25-30 предприятий, которые теоретически могли бы войти в число участников нацпроекта. Здесь важно только внутреннее желание руководителя, собственника предприятия изменить производственные процессы, повысить эффективность, производительность труда, снизить себестоимость, высвобождать финансовые ресурсы, и тогда  оно войдет в контур нацпроекта. 
– Для предприятия эта услуга бесплатная?
– Полностью! Единственное обязательство, которое берет на себя предприятие, помимо представления отчетности, в  которой, кстати, ничего нового нет,  – выделить на срок ведения проекта трех‒четырех специалистов для участия в рабочей группе. Эти люди будут и дальше продвигать на предприятии идеологию бережливого производства.
– Почему еще не все предприятия внедряют технологии бережливого производства?
– Есть определенное недоверие к государственным программам в принципе, определенный страх, что много отчетности и мало эффекта. С этим достаточно сложно бороться. Второй важный момент – у предприятий отсутствует долгосрочная цель по повышению эффективности. Такие случаи тоже были в нашей практике.
– Давайте тогда развеем все мифы. Какую пользу можно получить от госпрограммы? 
–  У нас нет типовых проектов, так как у каждого предприятия свои направления, где  можно повысить эффективность. Есть истории с предприятиями, у которых снижалась себестоимость готовой продукции на 15-20% за счет снижения расходов на материалы, заработную плату. Вторая история, и она достаточно распространенная, связана с тем, что предприятия повышают объем выпускаемой продукции. Это гарантированно получится на любом производственном потоке! Сейчас, к примеру, одно предприятие строительной отрасли фактически увеличило объем продукции на 30% за четыре месяца реализации проекта. Причем на тех же производственных мощностях, с тем же персоналом. И это не предел, а только начало. Мы ожидаем, что объем производства на 60% увеличится в ближайшие три‒четыре месяца…Но самая любимая история, которая происходит везде, где предприятие по-настоящему эффективно занимается вопросами повышения производительности труда – рост заработной платы основных производственных рабочих. По сути, это является главной целью нацпроекта – повысить благосостояние людей. Опыт, когда заработная плата на производственном потоке повышается на 30-60% – это распространенная практика. 
– Просто фантастика! Что же это за технологии, позволяющие добиться такого результата без дополнительных ресурсов?
– Это технологии бережливого производства. Свои основы они ведут от научной организации труда – от теории и практики, разработанной в 20-30 годах в Советском Союзе. Впоследствии этими разработками заинтересовались в послевоенной Японии, активно их развивали по всему миру, и вот они вернулись, можно сказать, к себе на родину, где десятки крупных корпораций взяли их себе на вооружение. В основе бережливого производства лежит подход ликвидации сокращения потерь, то есть непроизводительных затрат, времени, усилий, средств и других ресурсов. Сейчас это целый арсенал методов, направленный на сокращение времени производства продукции, организацию рабочего места, обслуживание оборудования, организацию финансовых целей предприятия и т.д. Это очень многоаспектный процесс… Технологии бережливого производства может освоить любой сотрудник. К тому же, они очень хорошо раскрывают творческий потенциал работников. У каждого появляется возможность внести свой вклад в рабочие процессы.
– Можно конкретный пример про организацию рабочего места? 
– Обычно на крупных производственных линиях расстояние между площадкой, где находится инструмент и местом, где он применяется,  достаточно большое.  Если мы его сокращаем, то соответственно, экономим и время.
Одним из наших приемов является и элемент встроенного качества: когда производственный процесс прерывается при возникновении какой-то ошибки или брака.  Это уже оригинальные решения!  Приведу такой пример. На одном из предприятий нужно было на стапе закреплять раму, на которой производились сварные операции. Этот процесс длился достаточно долго – около получаса. Изменив только способ соединения – барашковый на «эксцентрику» –  мы добились того, что весь процесс осуществляется за 30‒40 секунд. Я думаю, что это существенное сокращение времени. 
– Это, наверное, и есть элемент творчества?
– Абсолютно верно, когда я говорю «мы», то имею ввиду не только экспертов РЦК, а подразумеваю взаимодействие с рабочей группой предприятия.  Представьте себе внутренний склад на предприятии, где находятся тысячи единиц оснастки (шаблонов). Они выглядят однотипно. Как сделать так, чтобы в этом хаосе можно было найти любую деталь за 45 секунд? Это смогли сделать сотрудники предприятия, применив цветовую маркировку. Теперь этот склад не только эффективно работает, но еще и выглядит красиво! Стеллажи выделены разными цветами, обозначены видимыми номерами. Там просто невозможно ошибиться. Действительно 45 секунд достаточно, чтобы найти нужный шаблон, а раньше на это уходило 10-15 минут. 
– Я сразу представила бережливую поликлинику, где подобным образом размечены стеллажи  и медкарты в регистратуре. 
– Да, поликлиники используют тоже технологии бережливого производства. Приемы где-то похожие. Бережливые технологии производства работают абсолютно во всех отраслях. 
– Складывается впечатление, что эксперты РЦК должны быть специалистами-универсалами, которые могут разобраться в производственных процессах на различных предприятиях.
– У некоторых мнение поначалу, наоборот, противоположное. Когда мы приходим на предприятие, нередко спрашивают: «Вы что-нибудь понимаете в нашем производстве? Как вы нам можете помочь что-то улучшить, если мы это знаем гораздо глубже»? Дело в том, что мы не вмешиваемся в технологию, не занимаемся ее улучшением, но вокруг технологии есть много всяких процессов, связанных с организацией производства. Переналадка, уборка, организация рабочих мест и т.п. – это есть везде. Мы показываем, в первую очередь, сколько у предприятия резервов, и как их можно использовать без необходимости изменения технологии, дорогостоящих затрат или дополнительного найма персонала. Хочу сказать, когда предприятие достигает целей бережливого производства,  то оно хочет больше – двигаться дальше. Даже производственная система «Тойота», в которой зародились принципы бережливого производства,  ежегодно заявляет о том, что, несмотря на все успехи, есть еще виды  потерь, которые будут  устранять и дальше. Такая декларация свидетельствует о непрерывности этого процесса. Его можно начать, но по большому счету, заканчивать уже никому не захочется. 
С.Родионова.
 
Версия для печати Версия для печати