№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 15 (619) от 10.04.2019
Федеральная антимонопольная служба: 15 лет на страже конкуренции

9 марта 2019 года Федеральная антимонопольная служба отметила свой юбилей. Уже 15 лет ведомство выполняет важнейшую государственную задачу: развивает и защищает конкуренцию. Об этом и не только в интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Сергеем Видякиным.

- Сергей Иванович, в этом году ФАС России исполнилось 15 лет. Какие основные результаты, достижения антимонопольной службы вы бы отметили?
- История антимонопольного регулирования в России началась с момента создания в 1990 году госкомитета по антимонопольной политике. 15 лет назад появилась специальная федеральная служба. С этого времени начали приниматься важнейшие нормативно-правовые акты, способствующие защите конкуренции в сфере экономики. В 2004-2019 годах в Российской Федерации были созданы и развиты основы защиты конкуренции: антимонопольное законодательство, законодательство о государственных закупках, законодательство о государственном оборонном заказе, законодательство о рекламе, законодательство о торговле, тарифное законодательство, законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли и другие. Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (водный, лесной, земельный, градостроительный кодексы, недра, электроэнергетика и другие). В частности, по земельным, водным, лесным, биоресурсам предусмотрено обязательное размещение информации в сети интернет на едином общероссийском портале, а также введение конкурентных процедур распределения ресурсов.
Много было сделано для поддержки малого бизнеса. К примеру, малому бизнесу был предоставлен доступ к госзаказу и закупкам субъектов естественных монополий и госкомпаний путем введения квоты на обязательные закупки у малого и среднего бизнеса; доступ к торгам на реализацию государственного имущества; доступ к рынку транспортировки отходов. Введен ряд иммунитетов от антимонопольного преследования для субъектов малого предпринимательства, в законодательстве закреплено дешевое подключение малого бизнеса к сетям. Кроме того, договора аренды с добросовестными арендаторами продлеваются без проведения торгов.
-Расскажите, как за эти 15 лет изменилось антимонопольное законодательство?
- За 15 лет были приняты четыре антимонопольных пакета. Первый - в 2006 году, а в 2016 году - четвертый антимонопольный пакет. И неудивительно, ведь сфера нашей деятельности очень обширна - это соблюдение законодательства о конкуренции на товарных и финансовых рынках, пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и действий хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти, соблюдение законодательства о рекламе, о торговле, о контрактной системе, об энергосбережении.
- Все чаще в СМИ встречается выражение «антимонопольный комплаенс». Расскажите об этом более подробно?
- Антимонопольный комплаенс - это один из инструментов реализации Указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию конкуренции, принятый в декабре 2017 года и направленный на снижение нарушений антимонопольного законодательства органами власти в 2 раза к 2020 году, по сравнению с 2017 годом, система внутреннего контроля в органах власти по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства. Цель внедрения антимонопольного комплаенса - снижение вероятности риска антимонопольного нарушения и, как следствие, риска антимонопольных санкций. Органам власти необходимо так организовать свою работу, чтобы не допускать антиконкурентных управленческих решений, которые могут негативно влиять на экономические процессы. Для этого необходимо хорошо знать антимонопольное законодательство и просчитывать риски по выполняемым государственным функциям.
Антимонопольный комплаенс уже давно применяется в странах Западной Европы: Германии и Франции. Законодательно прописана такая система и в Казахстане. Внедрение аналогичного института в России поможет ФАС реализовать одну из наших основных задач - задачу предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и сократить количество нарушений путем внедрения профилактических мер. Для реализации этой цели ведомство разработало методические рекомендации по внедрению антимонопольного комплаенса и необходимо отметить, что органы власти Республики Мордовия уже приняли положения о внутреннем антимонопольном комплаенсе.
- Какие изменения в антимонопольном законодательстве ожидаются в скором времени?
Необходимо отметить, что российское антимонопольное законодательство признано ОЭСР соответствующим лучшим мировым практикам. Россия - одна из первых в мире, которая разрабатывает «цифровое» антимонопольное законодательство. 
В настоящее время ФАС России подготовила пятый антимонопольный пакет, посвященный работе в эпоху цифровой экономики. Сейчас он проходит общественные и парламентские слушания. Пакет позволит усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. В документе, в частности, дается определение терминам “сетевой эффект” и “ценовой алгоритм”. Кроме того, конкретизируются критерии отнесения к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые обладают соответствующей рыночной властью.
Версия для печати Версия для печати