№ 39 (800)

Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 15 (255) от 11.04.2012
Рекламный ФАрС

За два года борцы за добросовестную конкуренцию выявили  150 нарушений на рынке пиар-услуг

14 апреля Мордовское УФАС России, в полномочия которого входит государственный надзор в сфере рекламы, отмечает свое 20-летие. Рынок пиар-услуг растет как на дрожжах, реклама прочно вошла в жизнь современного человека, став не только способом продвижения товара, но и некой связью между продавцом и потребителем. Но всегда ли широко оглашаемая информация является честной и достоверной?

 

 

О наиболее частых нарушениях и грядущих изменениях Закона «О рекламе» в интервью с корр. «Мордовии» рассказала главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг УФАС по РМ Лариса Васенкина:

- К сожалению, число выявленных нарушений Федерального закона «О рекламе» не снижается. Из года в год меняется только их структура. В последнее время стало больше рекламы товаров, распространяемых дистанционно, следовательно, стало больше нарушений в этом сегменте. Например, предлагается бесплатная доставка пиццы, роллов, суши и другой продукции кафе или ресторанов, но не указываются обязательные сведения о продавце:

наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной госрегистрационный номер индивидуального предпринимателя. К тому же зачастую не указывается существенная информация  - минимальная сумма заказа на доставку, что вводит потребителя в заблуждение. Такие способы рекламирования квалифицируются как нарушение статьи 8 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Очень актуальны сегодня и нарушения в рекламе финансовых услуг. Рынок насыщен предложениями по предоставлению микрозаймов, так называемых «быстроденег». Буквально на днях признана ненадлежащей реклама «Деньгофф ЗАЙМЫ от 1000 до 30 000 рублей за 15 минут», распространявшаяся в Саранске. В ней указывалась сумма займа, но при этом отсутствовали иные условия, влияющие на сумму расходов потребителя, а также - сведения о наименовании лица, предлагающего услуги. По этому факту выдано предписание и возбуждено  административное производство.

Также распространенное нарушение на рынке финансовых услуг - преимущества объекта рекламирования выделяются более крупным шрифтом, а иная информация – мелким или нечётким шрифтом либо неконтрастным цветом. Такая практика недопустима! В таких случаях будет признаваться, что существенные сведения не доведены до потребителя и фактически отсутствуют. Подобный подход, кстати, нашёл своё подтверждение в судебной практике.

- Всегда ли обещания рекламных акций оправданы?

- За последние два года наибольшее количество дел возбуждено по фактам распространения недостоверной рекламы, то есть когда в ней содержатся не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара: составе, способе и дате изготовления, свойствах, условиях применения, сроках годности  и т.д. К примеру, под видом лекарственных средств предлагаются биологически активные добавки или иные препараты, не зарегистрированные как лекарственные средства, и, соответственно, не обладающие лечебными свойствами. По этой причине только в начале этого года признана ненадлежащей реклама нескольких препаратов: капель для глаз «Светоч», «Барсучий жир 100%», «Антипаразит», «Гриб копринус», «Добродея», распространявшаяся в ряде республиканских изданий. Эта реклама не только имеет недостоверные сведения для потребителя, но и является одной из уловок недобросовестного конкурирования. Понятно: тот, кто предлагает панацею от всех болезней, имеет больше клиентов, чем тот, кто честно признается, что распространяет БАДы.

- В вашей практике были случаи, когда широко рекламировались товары или услуги, которые не допустимы к пиар-кампании?

- Только за последнее врем выявили 12 подобных фактов. Хотелось бы привести пример,  который, возможно, повысит осторожность потребителей. В конце 2011 года рассматривалась реклама услуг некоммерческого партнерства с использованием образа медицинского работника. По своему содержанию она формировала мнение потребителей о том, что врач проводит диагностику заболеваний с помощью компьютерного исследования на аппарате «Оберон».

В результате разбирательства было установлено, что этот аппарат не зарегистрирован в качестве изделия медицинского назначения, и у некоммерческого партнерства отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, то есть обследовать и лечить в данной организации не имели права, и тем более, давать об этом рекламу. На основании установленных фактов виновные лица привлечены к административной ответственности.

Кстати, еще одно из типичных нарушений в сфере медицинских услуг – отсутствие предупредительной надписи о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста. Особенно это касается рекламы услуг косметологов, массажистов. Они также относятся к медицинской деятельности, поэтому эти требования обязательны для выполнения!

- Как нарушают закон продавцы пива?

- За два года было выявлено 24 факта рекламы алкогольной продукции и пива с нарушениями. Чаще всего речь шла о так называемых магазинчиках «живого» пива, летних кафе. В рекламе отсутствовало предупреждение о противопоказаниях применения, а также использовались образы людей и животных, что запрещено законом, реклама размещалась в непосредственной близости от детских, образовательных либо медицинских учреждений.

Надо сказать, что по пресечению ненадлежащей рекламы пива у нас сложилась положительная практика совместно с прокуратурой Пролетарского района Саранска. Мы проводили совместные выездные рейды и фиксировали нарушения. По материалам прокуратуры  выдавались предписания, виновные привлекались к административной ответственности. Благодаря совместной работе нарушений в данном направлении стало меньше.

- Какие изменения ожидают участников рекламного рынка?

- С 23 июля вступают изменения, касающиеся порядка распространения рекламы алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Теперь к алкогольной продукции будет относиться пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. В случае, если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5% объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то оно не подпадает под понятие  алкогольной продукции. В связи с этим статья 22 утрачивает силу, и требования к алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 ФЗ «О рекламе».

В статью 21 введена часть 5, согласно которой не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции. Исключение - специализированные стимулирующие мероприятия, проводимые в целях реализации алкогольной продукции.

Кроме того, вводится новая редакция части 4 статьи 21 ФЗ «О рекламе», согласно которой проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних, так же как и предлагать им данные образцы.

Вместе с тем предусматривается, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов разрешается только в печатных изданиях, стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С 1 сентября 2012 года также вступают в силу изменения, касающиеся рекламы в целях защиты несовершеннолетних. Не допускается распространение рекламы, содержащей запрещенную для детей информацию. Вместе с тем, вводится запрет на размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях и другой учебной литературе по основным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

 - Что грозит нарушителям закона?

- За неисполнение предписания предусмотрены штрафные санкции  - на должностных лиц в размере  от 12 до 20 тысяч рублей, на юридических  - от 300 до 500 тысяч рублей.   За нарушение требований законодательства о рекламе – штраф гражданам составляет 2-2,5 тысячи рублей, должностным лицам – 4-20 тысяч, юридическим – 100-500. Санкции достаточно серьезные, поэтому хотелось, чтобы участники рекламного сообщества повышали свою правовую грамотность и придерживались правил поведения, установленных законом.

- Можно ли вам пожаловаться, если, например, магазин обещает скидки на все, а  дает - только на «одну вешалку»?
- Конечно. К сожалению, пока проявляется пассивность потребителей.  90-95% рассматриваемых правонарушений  в сфере рекламы  выявляется по инициативе антимонопольного органа и только 5-10% - по жалобам юридических лиц, граждан, органов исполнительной власти. Потребители могут лично обратиться  в Мордовское УФАС по адресу: ул. Московская 3/1 либо отправить свое заявление почтой. Также на сайте Управления (mordovia.fas.gov.ru) есть возможность для обратной связи, главное – верно указать свои данные и адрес, на который будет направлен ответ. У нас были случаи, когда заявители указывали чужой адрес и не свою фамилию. Хочется сразу предупредить о бесполезности подобных действий: если заявителя в природе не существует, то его сообщение не рассматривается.

С. Родионова.

цифры

За 2010-2011гг. Мордовским УФАС России было выявлено 150 фактов распространения рекламы с нарушением законодательства. Возбуждено 46 дел, принято 46 решений о признании рекламы ненадлежащей, выдано 66 предписаний. К административной ответственности привлечено 38 должностных, 6 юридических лиц и 1 гражданин. В общей сложности нарушители выплатили более 550 тысяч рублей.

Наибольшее количество дел возбуждено по фактам распространения рекламы:

- недостоверной  (25);

- с отсутствующей в ней существенной для потребителей информацией (19);

- товаров, которые не допустимы к рекламированию (12);

-  алкогольной продукции и пива (24);

- финансовых услуг (21).

Версия для печати Версия для печати