№ 12 (876)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 49 (601) от 05.12.2018
Когда в «товарищах» согласья нет…

 

 

- Анатолий Владимирович, завершился второй полноценный сезон беговелов в Мордовии. Уже можно подводить какие-то предварительные итоги?
- По сравнению с первым сезоном 2017 года, у нас стало больше участников. Если на первых порах мы проводили маленькие соревнования, в которых порой принимали участие воспитанники одного какого-нибудь детского сада, то теперь у нас минимум 50 участников. Но меня, как организатора, это не особо радует: у нас есть возможность, и мы должны проводить еще более массовые соревнования, но… Есть масса подводных камней и течений. 
А вообще-то, это уже не второй, а третий сезон. Первые соревнования, как вы, наверное, помните, мы проводили в 2016 году в День защиты детей, на площадке перед школой высшего спортивного мастерства.
На будущий год запланировано проведение уже 8-9 этапов Кубка Мордовии с финалом. Есть определенные идеи о том, как сделать наши соревнования лучше, более похожими на ВМХ. Во-первых, мы хотим сделать стартовый городок, чтобы там были падающие ворота, как в ВМХ. Хотим удлинить дистанцию для старших деток 4-5-6 лет.
- Не секрет, что эти соревнования изначально задумывались, как этап селекционного отбора для дальнейшего перехода в ВМХ…
- Да, цель была такая, но в процессе мы столкнулись с массой трудностей. Дело в том, что в таком юном возрасте, а мы начинаем привлекать к соревнованиям детей с 2,5-лет, никто никаких соревнований не проводит. Конечно, есть такие ребята и девчонки, которые затем переходят к нам в школу ВМХ (имеется в виду отделение ВМХ-велоспорта при Комплексной СШОР Мордовии – авт.), но мы постоянно сталкиваемся с такой ситуацией, когда детей уводят либо в другие виды спорта, либо в другие школы ВМХ. Было у меня несколько хороших подвижных девчонок, но они ушли в шорт-трек. Пять мальчиков, в том числе дети знаменитого мотогонщика на льду Юнира Базеева – Марсэль и Савелий – занимались у меня с самого начала, с первого набора в секцию. Потом с ними стал заниматься мой ученик Сергей Дёмкин. А теперь этот «товарищ» ушел в конкурирующую фирму, и дети, разумеется, тоже ушли вслед за ним. Хотя со многими детками мы работали по два года. Вот так, вкладываешь душу, силы, тратишь себя, а на выходе получаешь такую подставу…
- Какие новости из большого ВМХ?
- Да, ничего хорошего. Считаю, что, как проект, ВМХ-велоспорт в России постепенно умирает. Поясню почему. Для полноценного развития любого вида спорта главным условием является массовость. Так было в начале 90-х годов, на заре возникновения ВМХ в России. Сейчас этого нет. Школы повсеместно закрываются. На соревнованиях любого уровня царят приписки. Так называемые «международные» старты превратились в профанацию. Когда к нам приезжают 7-е или 8-е номера сборной Франции или Латвии, а действительно сильнейшие гонщики не приглашаются, тогда мы, естественно, набираем рейтинговые баллы, с помощью которых попадаем на этапы Кубка мира, чемпионаты мира и Европы. Но вы можете вспомнить последний большой успех российского гонщика на международных стартах. «Бронза» Ярославы Бондаренко на последнем чемпионате Европы. Была еще бронзовая медаль Натальи Афремовой, занимающей второе место в текущем женском рейтинге UCI, на юниорском первенстве мира три года назад. И заметьте, Бондаренко – москвичка, а Афремова – из Пензы. Нам особо-то похвастаться сейчас нечем.
- Основные надежды Вы, наверное, связываете с Михаилом Климчаком. Как у него дела?
- Никак. На последних соревнованиях в Саранске заехал на горку и упал. Потерял сознание, когда очнулся, понял, что получил серьёзную травму. В итоге, вывих кисти и перелом лучевой кости руки. Вердикт докторов: полгода без соревновательной практики. Все, что остается – это поддерживать общефизическую форму. И хотя нам говорят, чтобы мы «поторапливались», никакого форсажа в наборе кондиций не будет. Если все пойдет по плану, то Миша вернется на трассу примерно в мае 2019 года. Наша главная цель на следующий сезон – чемпионат России и чемпионат Европы. Если не получится отобраться на Олимпиаду в Токио, что ж, так тому и быть. Будем готовиться к 2024 году…
- Согласно опросу пользователей интернета, Михаил Климчак стал лучшим спортсменом прошедшей Спартакиады учащихся России, причем во всех видах спорта. Как к нему после этого стали относиться в школе (имеется в виду СШОР РМ по велоспорту)?
- Лучше – не стали, а зависть и злоба были всегда. Это ведь не их «продукт». А их собственные воспитанники такими же успехами похвастаться не могут.
Ситуация с мордовским велоспортом-ВМХ напряженная. Лидеры – Комаров, Клещенко, Суворова – постепенно уходят на периферию. Достойной смены им нет. Варя Овчинникова со следующего сезона переходит во взрослый спорт, но там ей будет очень непросто. Да, на Юношеских Олимпийских играх в Аргентине у нее было «золото» в «миксте» с Ильей Бескровным. Но, во-первых, в индивидуальных соревнованиях ребята не выиграли, а были вторыми, а во-вторых, там не было действительно сильнейших гонщиков из Франции, Австралии, Голландии и других стран. В юниорках она была безоговорочный №1, а среди женщин у нее будет, как минимум, три сильных соперницы, которым она уступает в классе, – Бондаренко, Афремова и Суворова. 
У мужчин ситуация еще сложнее. Лидеры – Комаров и Клещенко – с годами лучше не становятся. Сопоставимых с ними гонщиков у нас нет. Они есть в Москве, в других городах. Тот же Саша Катышев, один из, считаю, главных претендентов на участие в Токийской олимпиаде-2020, или Павел Малышенков. Но там тоже наблюдаются процессы, которые на пользу общему делу не идут. Можно сказать, начался организационный раздрай среди руководства школы, из которой начали уходить тренера. За ними, понятно, уходят ведущие спортсмены, тот же Катышев, например. И к чему это все приведет – никто не знает.
По большому счету, у нас в сборной России сейчас осталось всего шесть конкурентоспособных на мировом уровне велогонщиков: по три – среди женщин и мужчин. 
- Наталья Суворова, кажется, тоже начала сдавать позиции…
- Нечему удивляться: швейцарские «дрожжи» постепенно перестают действовать. Нельзя же постоянно выезжать на старом багаже. Наташа после возвращения из Швейцарии, где с ней по-настоящему работали, там были первоклассные специалисты, по сути, предоставлена сама себе. Отсюда падение результатов. Наташа не может конкурировать с Ярославой Бондаренко, та просто быстрее и лучше. Да и с Афремовой бороться все сложнее и сложнее.
Та же история у ребят. Кто у нас есть среди тренеров? Юрий Вандаев, который считается лучшим тренером Мордовии, но ребята в открытую игнорируют этого специалиста. Предпочитают готовиться по собственной методике. А какие от этого получаются «плоды», мы, специалисты, все прекрасно видим. 
А. Пьянзин.
Версия для печати Версия для печати