- Новости :: Эй, начальник!Выпуск № 48 (236) от 30.11.2011
- Скорая помощь от бездорожья
В селе Уришка Ромодановского района частная лошадка Верба выручает людей в распутицу
Как стало известно из официальных источников, финансирование строительства сельских дорог в России в период до 2013 года с учетом средств регионов составит 18 миллиардов рублей. Деньги эти, несомненно, большие, но будут ли они справедливо распределены между субъектами РФ, ведь сегодня в стране насчитывается почти 46 тысяч сельских населенных пунктов без круглогодичных подъездных дорог с твердым покрытием. В их числе и село Уришка Ромодановского муниципального района, где в настоящее время проживает около 380 человек.
От поля живот не растет
Здесь лишь на улице Центральная проложена асфальтная дорога, а на остальных семи люди чувствуют себя подчас оторванными от остального мира. Как написали в газету «Мордовия», «...особенно страдают жители улиц Ильиновка и Дарьевка, где в основном живут инвалиды и пенсионеры». Авторы письма жалуются, что в плохую погоду невозможно ходить пешком в магазин за продуктами или в медпункт, чтобы купить там лекарства. «Не дай Бог, случится пожар – к нам ни одна машина не сможет заехать в весеннюю или осеннюю распутицу. Помирает человек – никто не решается нести на руках гроб с покойником, обязательно вызываем лошадку с телегой или санями...»
Читаем про это, и на ум приходят некрасовские строчки: «Савраска увяз в половине сугроба: две пары промерзлых лаптей да угол рогожей накрытого гроба торчат из убогих дровней». Народ сельский в лаптях давно уж не ходит, и молодежь в основной массе нынче не знает, что такое рогожа и для чего ее использовали. Но если и сегодня, в ХХI веке, к больному человеку, проживающему в той же Уришке, не может проехать машина «скорой помощи», застревает в грязи колесный трактор, а о нормальной возможности пользоваться услугами почты, образовательных и культурных учреждений приходится лишь мечтать, то никак не можем пока говорить о высоких социальных стандартах.Несмотря на это, за землю и свои подсобные хозяйства люди держатся, что называется, всеми силами. Один них – тридцативосьмилетний фермер Василий Гусев, который всего добивается своим трудом. В настоящее время на его домашней ферме содержатся 25 голов крупного рогатого скота, в том числе 9 дойных коров, около 50 овец. Обрабатывает и засевает пшеницей, ячменем и многолетними травами порядка 40 гектаров пашни.
Слышали как-то от другого фермера: «От поля одна польза – живот не растет, потому что работать много приходится». В. Гусев, в принципе, соглашается с этой фразой, но у него свое видение крестьянской жизни.
- Если у человека руки растут откуда надо, а голову не зря носит на плечах, - отшучивается Василий, - то он не пропадет даже в глухой, заброшенной деревне. – Технику для своего хозяйства, можно сказать, вытаскивал из металлолома. Вот в соседнем кооперативе хотели сдать на вторсырье очень старый комбайн «Нива». Уговорил руководителя не делать этого, а продать комбайн мне по остаточной стоимости. Аналогичным образом приобретал и сельскохозяйственный инвентарь – плуг, культиватор, сеялку, бороны. Все восстановил своими силами, пустил в дело. И оно пошло!
Заметим, что в течение года крестьянско-фермерское хозяйство Василия Гусева поставляет в учреждения социальной сети Ромодановского района до 30 тонн качественного молока, кроме того, снабжает этой продукцией пожилых людей села Уришка. Они же охотно покупают у фермера по доступной цене свежее мясо, мед. Спрашивается: разве не заслуживает работяга того, чтобы и государство адекватно отнеслось к его стараниям? Например, помочь в строительстве асфальтной дороги до улицы Ильиновка.
«Пусть Бог ему поможет!»Эта проблема волнует и другого жителя Уришки – шестидесятидвухлетнего пенсионера Г.Н. Комлева. До ухода на пенсию Геннадий Николаевич работал на саранском заводе «Резинотехника», жил в городской квартире. Теперь он – хозяин подсобного хозяйства, где много всякой живности. Но на особом счету – рабочая лошадь Верба. Стоит хоть раз взглянуть на нее, сразу отметишь для себя, что кличка выбрана животному правильно. По цвету лошадка действительно напоминает ветку вербы, цветущей весной возле речки.
То, что эта лошадь в селе Уришка не экзотика, а средство передвижения, мы поняли по многочисленным отзывам его жителей.
- Если бы не Верба и ее хозяин, - говорят пожилые пенсионеры улицы Ильиновка, - в зимнюю пургу можно надолго остаться дома без хлеба, других продуктов питания. Геннадий Николаевич возит нас до магазина по первому звонку по телефону. Запряжет свою лошадку в сани, садимся в них по четыре-пять человек – и вперед. Два километра до центра села и столько же – обратно. Пусть Бог его оберегает и помогает!
Стоит во дворе Г.Н. Комлева гусеничный трактор, видать, тоже – «пенсионер»: лет сорок ему будет. Но что удивительно, иногда дизель урчит и работает! При необходимости хозяин заводит его, прицепляет к трактору старинный многотонный жернов и начинает им выравнивать разбитую улицу Ильиновка. Чаще всего это бывает весной и осенью, когда кругом ямы да колдобины. После такого «косметического» ремонта грязь на грунтовке начинает сохнуть значительно быстрее.
Даже колесный трактор не всегда может преодолеть сельские дороги в Уришке, а Верба со своими обязанностями справляется. Как нам рассказали, гужевой транспорт Г.Н. Комлева иногда приходится использовать в качестве кареты скорой помощи. Лошадка обслуживает, по сути, всех больных в радиусе 3-4 километров. Она вывозит их до асфальта, а оттуда пациента везут на легковушке в Ромоданово или Саранск.
А цыганам здесь нравится...Надо сказать, что ситуация в Уришке – не уникальна. Мы знаем, что из-за бездорожья страдают и в некоторых других населенных пунктах республики. Бывает, представьте, когда люди сами выступают в роли лошади. Например, зимой прошлого года мы столкнулись с тем, как в одной из деревень Краснослободского муниципального района посадили больную старушку на самодельные ручные сани и повезли её на них к ближайшей автостраде, до которой надо было шагать по сугробам не меньше 2 километров(!)
Те огромные «ножницы», которыми министры Голикова, Фурсенко, Скрынник и другие «реформаторы» вырезают из бюджета все «лишнее», уже, можно сказать, сделали свое дело. В Уришке, считайте, под корень «вырезана» сельская школа, потому что в ней некому учиться. Невероятно: в селе проживает, как уже отметили, около 400 человек, а в оставшуюся начальную школу ходят пять человек. Огромное здание Дома культуры выглядит в центре села так убого, что местная молодежь давно обходит его стороной. Помещения бывшего садика, котельной, райповского магазина разорены...
Зато в селе, видно, нравится жить людям цыганской национальности. По словам главы администрации Уришкинского сельского поселения Н.А. Белоглазовой, их тут зарегистрировано два десятка человек (!) Кстати, был случай, когда ромалы были замешаны в преступлении. С целью ограбления некоторые из их проникли ночью в дом одинокой сельской старушки, которую впоследствии убили...
К черту на кулички не послали...- Не сказать, что уж совсем пропадаем, - призналась в беседе с нами
Н.А. Белоглазова. – В большинстве домов есть газопровод, продукты в магазин привозят, автобусы в село ходят... Нет хороших дорог, нет водопровода – это правда. Частично мы успели и проектные работы оплатить, но денег в казне больше нет. Кто виноват? Не знаю... Летом прошлого года питьевую воду возили в бочках по дворам. К тому же, в личных подворьях содержатся свыше 150 голов крупного рогатого скота, несколько десятков овец, свиней. Словом, тяжело было...
Между прочим, в Уришке есть и коллективное хозяйство – агрофирма «Уришкинская». Но неохотно идут туда работать местные люди. Говорят, очень мало платят за труд. Вот и ездят некоторые из уришкинцев каждый день в Ромоданово или Саранск, чтобы там заработать на хлеб насущный, на одежду да обувку.
«На неоднократные обращения по поводу очистки дорог в зимний период или разровнять колеи после дождя нас отправляют в бухгалтерию агрофирмы для оплаты услуг», - читаем в письме жителей села. А нам подумалось: хорошо к черту на кулички не посылают...
А Геннадий Николаевич Комлев всё старается. Даже односельчан своих научился веселить бывший горожанин. Оденет он на себя красивый тулупчик из оленьей шкуры и поедет на своей Вербе, к примеру, на новогоднее праздничное гуляние или проводы весны. Радость себе и людям! Оно и понятно, ведь тулупчик этот подарен ему родственниками из далекого северного края – Ханты-Мансийского округа...
Н. Атласов.
- Версия для печати