- Новости :: Эй, начальник!Выпуск № 28 (216) от 13.07.2011
- Ловушки бесплатной медицины
Безвозмездные услуги нередко пациентам обходятся «в копеечку»
Модернизация здравоохранения идет полным ходом. Что изменилось за это время и как реализуется на деле право граждан на бесплатную и доступную медпомощь? Это решил выяснить корр. «М».
«Талонов нет»
Говорят, лучше заниматься профилактикой, чем впоследствии лечить застарелые болячки. Этому золотому правилу я решила последовать и позвонила в поликлинику №13, к которой прикреплена. Голос в трубке сразу предупредил: «хирург принимает в две смены, но талонов нет».
- А как же быть, если нужна экстренная помощь? - не сдавалась я.
После некоторой паузы регистратор сказала: «Зайдите к врачу, может быть, примет».
Такой расклад меня, мягко говоря, удивил, не люблю договариваться и просить о том, что мне в принципе положено по праву. Но надежду попасть на прием к врачу все-таки не теряла и отправилась на «фабрику здоровья», так, кажется, позиционируют поликлиники в свете грядущих перемен. Когда подошла моя очередь в регистратуру, женщина в белом халате устроила допрос с пристрастием.
«Вы беременны или проходите медосмотр? Мне надо точно знать. Если не экстренный больной, то к неврологу, хирургу и эндокринологу талонов нет на всю неделю».
- А окулиста можно пройти? - чуть ли не умоляла я.
- Талоны остались только на пятницу (ред. – была среда).
- Ну, может быть, уролог меня сегодня примет? – спросила дрожащим голосом.
К этому узкому специалисту, к моему удивлению, предложили талоны даже на выбор в две смены. Не стала долго раздумывать, и схватив заветный пропуск на прием, помчалась на второй этаж. Очереди действительно не было, но моя радость оказалась преждевременной - врач был на выезде.
Увидев мое разочарование, женщина, ожидавшая прием в соседний кабинет к терапевту, «успокоила»: «Мы с утра сидим и ничего…».
Через 20 минут узкий специалист подошел. После небольшого осмотра мне выписали направления на анализы и УЗИ. Правда, ультразвук назначили через 20 дней (опять нарушение! По закону, все диагностические процедуры должны делать в течение 10 дней).
Порадовало только, что не отказали совсем. Полтора года назад, например, УЗИ внутренних органов здесь вообще не делали, поэтому пришлось проходить его за плату в другой клинике. Все-таки, модернизация, видимо, сыграла свою роль, ведь деньги-то на развитие медицины выделяются немалые.
Руководство поликлиники №13 проблемы не отрицает.- У нас обслуживается 40 650 человек, и еще порядка одной тысячи – по заявлениям. Мы не имеем права отказывать никому, - комментирует ситуацию заместитель главного врача Людмила Самошкина. – Но такого случая, чтобы пациент не мог попасть на прием к врачу, быть не может. Экстренные больные принимаются все. Записаться на прием можно по телефону, традиционно - в регистратуре или по Интернету. На днях у нас заработала электронная очередь.
По нормативам, узких специалистов в поликлинике достаточно. Сейчас приняли еще одного эндокринолога, теперь он будет принимать в две смены. У нас работают 13 врачей общей практики, специализированных по хирургии, ЛОР-заболеваниям, неврологии и т.д. По всем вопросам они могут дать квалифицированный совет, назначить лечение, а при необходимости пригласить узких специалистов для консультации.
Конечно, не хватает площадей. Хотелось бы, чтобы здание было просторным.
Что касается сроков проведения УЗИ, то идеала в этом добиться очень сложно. Ежедневно идет огромный поток пациентов. Экстренным больным исследования сделают в срочном порядке, медсестра сама отведет на ультразвуковое исследование.
Очередь, как ни крутиЧтобы узнать как складывается ситуация с конкуренцией на рынке медуслуг, иду в поликлинику №14, что также находится на Светотехстрое. Была вторая половина дня и у регистратуры – ни души. Прошу талон на прием. Мне говорят, что хирург принимает во вторую смену с половины четвертого, невролог уже закончил работу на сегодня (понятно, почему очереди нет). Заранее дать «направление на прием» мне отказались. Собралась уходить «не солоно хлебавши», но тут разглядела объявление: «в поликлинике ведется электронная запись на прием к врачу».
- А можно записаться по Интернету? – спрашиваю в регистратуре.- К этим специалистам нет. По Интернету - только к эндокринологу, гастроэнтерологу, кардиологу, инфекционисту и ревматологу, - ответила регистратор.
- А мне еще к эндокринологу нужно, - настаиваю на своем.
- Он сейчас в отпуске, - усмиряет мой пыл работница поликлиники. – Попробуйте предварительно записаться к врачу по электронной очереди. Правда, первоначально придется зарегистрироваться в регистратуре. У пациентов почему-то самостоятельно не получается вбить номер страхового полиса…
- А в чем преимущество, если из дома записаться не получится?
- Пациенту, зарегистрированному по Интернету, можно подходить по времени к врачу, минуя регистратуру. Его вызовет медсестра, - уверили меня в поликлинике.
Очень хочется надеяться, что все происходит именно так, иначе живая очередь «загрызет» виртуального пациента.
Однако, несмотря на прогрессивные методы, время ожидания на прием к некоторым специалистам не уменьшилось. Когда шла в поликлинику, одна женщина жаловалась другой, что в очереди к неврологу чуть не упала в обморок.- Большая очередность создается в основном за счет пожилых людей, - отмечает заведующий неврологическим отделением Владимир Алямкин. – Они приходят в поликлинику раньше, чем она начинает работать, и образуют толпу на улице. Желающих попасть к неврологу очень много. К 9 часам обычно этот вал проходит, но и талоны заканчиваются.
- Сейчас у нас обслуживаются 29430 пациентов и еще порядка 1500 – по заявлению, - отмечает главный врач поликлиники №14 Валерий Айзатулов. – Мы сейчас находимся в состоянии переходного периода. В этом году планируем установить 62 компьютера, которые объединим в локальную сеть, тогда станет возможным обмен электронными базами данных.
- Неужели врачи отойдут от обременительной писанины?
- Бумажные носители никто не отменял, поэтому работа будет вестись в двух форматах: обычном и электронном, то есть объем обязанностей возрастет. Проблема в том, что приказы, регламентирующие нагрузку докторов, были приняты еще в прошлом веке и морально устарели. Надеемся, что это будет учтено в новом законе о здравоохранении.
В августе открываем кабинет врача общей практики, который приблизит амбулаторную помощь для жителей улицы Солнечной и Лямбирского шоссе. Там будут вести прием два доктора. Современное оборудование позволит проводить функциональную диагностику. Жители этого микрорайона в поликлинику будут обращаться только, если потребуется консультация узкого специалиста.
Не знаю, разгрузит ли это нововведение амбулаторию, а я загрузилась по полной, рассуждая на тему, как не просто сегодня ходить по поликлиникам относительно здоровым людям, не говоря о больных. Больше нервов потеряешь, тогда профилактикой будет заниматься поздно – потребуется экстренное лечение.
С.Медведева.
- Версия для печати