- Новости :: Эй, начальник!Выпуск № 13 (201) от 29.03.2011
- Героя нет – село страдает
Как власть в Шугурове выполняет экономические показатели
Небольшая речка Ташага, протекающая по селу Шугурово Большеберезниковского района, скоро вновь может показать свой характер. Удивительно, что она даже в знойное лето прошлого года не засыхала, а щедро одаривала людей прохладной и чистой водой от природного источника. По мнению сельчан, этой весной все будет иначе. При быстром таянии снегов с полей, оврагов и лесных массивов речушка обязательно выйдет из берегов, затопит часть домов на улице Красноармейская. И непременно снесет пешеходный мостик, который отдельные жители села устанавливают самостоятельно, без деятельного участия местного органа самоуправления. Потому что власть в Шугурове, как считают многие, беспомощна из-за отсутствия в казне лишнего рубля...
Чиновничья позиция
В принципе, трудности перехода и переезда через Ташагу в основном испытывают жители улицы Красноармейская, на которой расположено порядка 30 жилых домов. Во время весеннего паводка речушка становится буйной рекой, сметая все на своем пути, в том числе и самодельный мостик. В эту пору несколько десятков людей примерно на неделю-другую становятся заложниками природной стихии, потому что они не могут пройти прямой дорогой до центра села Шугурова. Особенно тяжело в половодье пенсионерам и немощным старикам, которым приходится добираться до магазина и медпункта вкруговую. А это более 2 километров.
«Мы тринадцать лет просим местную и районную власти построить нам нормальный мост через речку Ташагу, но нас никто не желает слушать и слышать, - обратились в редакцию газеты «Мордовия» жители села Шугурово. – Наши отцы и деды умели делать все добротно даже в суровые и лихие годы, а теперь что, в худших условиях живем? Или страна вновь испытывает голод и нищету, как это Было в войну и после нее? Мост через Ташагу был когда-то деревянный, он верой и правдой почти полвека служил шугуровцам. По нему ездили не только на лошадях, но и на тракторах, машинах. И никакие половодья ему не были страшны, потому что он был сооружен на высоких и толстых дубовых сваях. Но вот в 1998 году мост разрушился, и появились трудности. Через Ташагу с того времени перестали возить сено, дрова, другие грузы. Во время паводка большой проблемой становится то, когда человека провожают в последний путь. У нас традиция – нести гроб с покойником с родной улицы по той дороге, которую проложили наши предки, то есть через Ташагу... А с какими испытаниями приходится сталкиваться местному фельдшеру, когда тот отправляется на другой конец улицы Красноармейская к больному человеку?! Это неправда, что у администрации Шугуровского поселения нет возможностей исправить ситуацию. Был такой колхоз в селе, богатый и знаменитый на всю Мордовию! Не случайно председателю ордена Ленина колхоза имени Калинина Н.В. Камаеву в свое время вручили Золотую Звезду Героя Социалистического труда. Нет Героя – нет колхоза, нет... моста. Все порушено и растаскано. А могли не все растаскать и распродать, как, например, с большого свиноводческого комплекса. Оставили хотя бы несколько железобетонных конструкций для постройки не «хитрого» моста, бросили бы клич в народе, и люди сами бы все сделали. Жаль, что местная власть не проявила в данном случае никакой решительности и инициативы. Впрочем, такой позиции не хватает и сегодняшним шугуровским чиновникам...»
Скорее всего, так и есть. Потому что и в настоящее время администрация Шугуровского сельского поселения не особо старается, чтобы мост через Ташагу все же был возведен. Вот что сказал нам при встрече глава этой администрации Д.И. Ромашкин.- Думаете, мы совсем ничего не делаем? И к депутатам обращались по поводу строительства моста, и проектантов приглашали. Но ведь времена изменились... Собственных средств у нас не хватает, а люди сами не хотят участвовать в строительстве моста. Я со многими разговаривал на эту тему, большинство отказываются. Если честно, то сейчас не стоит «ломать копья» вокруг этой проблемы. Знаете, почему? Во-первых, жителей в селе стало меньше; во-вторых, кому и куда возить дрова, если везде есть природный газ; в-третьих, отпала необходимость перевозить через Ташагу сено к подворьям, где и скотины-то почти не осталось.
«Спасибо спонсору!»Давайте разбираться, что называется, по порядку. Никак нельзя согласиться с тем, что Шугурово – маленькое село. Статистические данные сами говорят за себя: на 1 января 2011 года здесь проживало 780 человек. По численности населения это, по сути, второй населенный пункт в Большеберезниковском районе, после райцентра Большие Березники. В Шугурове есть, конечно, дома с заколоченными окнами, однако наблюдается и другая тенденция – молодые семьи строятся. Уехали когда-то за пределы родного села, а теперь снова вернулись. Чем занимаются? Одни работают механизаторами в местном ООО «Колос», другие – в соседнем хозяйстве в Тазино, третьи – в сфере предпринимательства. А еще люди трудятся в школе, медпункте, библиотеке, Доме культуры. Эти объекты все «живые» и у них имеется перспектива развития. Другое дело – личные подсобные хозяйства.
По словам Д.И. Ромашкина, сейчас в Шугурове насчитывается 152 личных подворья, в которых содержится 280 голов крупного рогатого скота (из них 98 – коровы), 470 голов свиней, около 130 овец и коз, больше десятка лошадей. Уж не лукавил ли глава администрации, когда говорил, что «скотины-то в подворьях почти не осталось». Понятно, что раньше живности у населения было больше. Есть ли правдивый ответ на то, почему пустеют домашние фермы? Может, отчасти и от того, что власть местная не хочет помогать сельчанам должным образом. Чиновник утверждает, что дрова сегодня никому уже не нужны. Это неправда, потому как многие шугуровцы топят бани дровами. Это же топливо используют, когда в хлеву или на огороде готовят корм скоту.
Сено, кстати, тоже заготавливают, и, естественно, на транспорте доставляют его до дома. Пусть не через речку Ташагу, а по окружной дороге. Но не на этом мы хотели заострить внимание. Некоторые шугуровцы без утайки рассказали о том, почему произошло резкое снижение поголовья в личных подворьях. В селе, можно сказать, развалилась система закупа излишков продукции животноводства из подсобных хозяйств граждан. Судите сами: станет ли человек дальше напрягаться, если закупщики, скажем, молока не могут рассчитать владельца подворья в течение нескольких лет? Хотите – верьте, хотите – нет, но в Шугурове примерно две недели назад отдали деньги за домашнее молоко, проданное еще в 2008 году(?!). Кому-то вернули 5 тысяч рублей, а другим и того больше – по 15-18 тысяч рублей. Общая сумма долга составляла порядка 150 тысяч рублей.
- У нас молокозавод обанкротили в Больших Березниках, поэтому люди оказались обманутыми, - прокомментировал ситуацию Д.И. Ромашкин. – Даже в суд не раз обращались по этому поводу...
- Откуда же деньги появились три года спустя? – спрашиваем главу. – Добрый спонсор нашелся в районе?
- Наверное, так и есть, - заметил Дмитрий Иванович. – Один из руководителей-хозяйственников выручил. Спасибо ему большое!
- И что же, других долгов не имеется?
- Не скрою, не рассчитали еще тех владельцев подворий, которые через нашу администрацию реализовывали племенной скот.
Кто кого обманываетВот, оказывается, где собака зарыта. В Шугурове два молочных стада у населения, но молока не закупали у частников ни в 2009-м, ни в 2010 году. Не ведется закуп этой продукции и в текущем году. У рачительных домохозяек молоко, конечно, не пропадает: готовят из него творог, сливочное и топленое масло, сметану. И везут все на рынок – в Большие Березники, Саранск. А пожилые люди, как, например, семья Ларькиных с улицы Красноармейская, молоком кормят поросенка и теленка. Последний за четыре месяца от роду вымахал, говорят, таким, что отдельные животные за год не могут набрать столько веса. Пенсионеры хоть сегодня готовы продать теленка, но не знают, куда и кому. Вот бы сельской администрации помочь старикам, а заодно и выполнить прогнозное задание по сдаче мяса. Но чиновники и тут почему-то не спешат действовать...
Но нас больше всего поразило то, как вообще местная администрация справляется с экономическими показателями, чтобы заработать собственные доходы. Хотя, как уже заметили, в прошлом году в Шугурове не вели закуп молока у населения, однако местная власть умудрилась записать в свой актив 100 тонн закупленной продукции. Д.И. Ромашкин сначала не хотел, как сам выразился, раскрывать некоторые секреты, а потом сообщил, что эта цифра возникла на основании справок, принесенных в администрацию владельцами подворий. К примеру, продал человек 10 литров молока на рынке или еще где-то – неси соответствующий документ в местный орган самоуправления. Кто знает, может быть и на продаже мяса аналогичная схема действует?
Если так, то впредь у шугуровских чиновников точно нет никакой перспективы. На «липовых» справках им никогда не заработать дотаций «сверху». Спрашивается: кого же хотят обмануть? Самих себя или односельчан? «Нет необходимости строить мост через Ташагу» – это просто отговорки, не умение жить интересами тех, кто тебя окружает. Мы приводили Д.И. Ромашкину пример из села Николаевка Дубенского района, где в этом году из местного бюджета будет направлено только на сооружение сельского водопровода 360 тысяч рублей, а в казне села Шугурова с большим трудом находят деньги на оплату десятка лампочек, освещающих улицы. Причем, Дмитрий Иванович уже думает в скором времени уменьшить и это количество.
- Что, теперь глава села должен таскать доски на речку Ташагу и заниматься ремонтом пешеходного мостика? – чуть ли не возмущался Д.И. Ромашкин.
Выходит, его дело – смотреть, как бедные старики принесут доски, бревнышки от своих домов и потом снова, после половодья, начнут строить переход через речку? Кстати, тринадцатый раз по счету. Ой, а цифра-то знаковая! Вообще, чем чёрт не шутит: возьмутся чиновники и окончательно решат проблему в этом году. Авось, и районные власти в этом помогут. Дай-то Бог!
Н. Атласов,
Большеберезниковский район.- Версия для печати