- Новости :: Эй, начальник!Выпуск № 31 (271) от 05.08.2012
- Киржеманы просят... опоку
На сельские дороги обещали миллиарды, но на местах пока денег нет
Подсчитано, что в России нынче около 46 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичных подъездов с твердым покрытием. Село Киржеманы Атяшевского муниципального района, наверняка, входит в эту печальную статистику, потому что его жители никогда не видели на своих улицах не то что асфальта, но даже опочную дорогу. В марте текущего года в селе опрокинулся молоковоз, пострадали люди. Местная детвора в непогоду не всегда добирается до школьных парт, из-за чего родители восьмерых учеников перевели своих чад в другие образовательные учреждения.
«Наше село Киржеманы – пожалуй, единственный населенный пункт во всем Поволжье с населением свыше 700 человек, где нет дороги с твердым покрытием, - читаем из письма в редакцию газеты «Мордовия». – Около 3 тысяч человек из окрестных сел Лобаски, Челпаново, Тазнеево, пос. Пенькозавод обслуживаются Киржеманским отделением Сбербанка РФ, получая там денежные вклады, компенсации на детей, дотации и иные социальные услуги. Пожилые и больные люди, шагая до отделения банка по бездорожью, ругают местную и районную власти. До центра села в распутицу не может доехать машина «скорой помощи», невозможно доставить в магазины товары первой необходимости. Мы не можем проводить покойника до церкви и сельского кладбища... На протяжении нескольких лет кандидаты в депутаты разных уровней обещают исправить ситуацию, но как только выборы проходят, все остается по-прежнему. Снова отписки, опять денег нет...»
Когда-то неперспективным считали село, где число проживающих не достигает 100-150 человек. Но ведь в Киржеманах их больше 700! К тому же, там есть своя школа, медпункт, Дом культуры, библиотека. На территории Киржеманского сельского поселения успешно работают ООО «МАПО «Восток», крестьянско-фермерское хозяйство. Граждане села активно занимаются развитием личных подсобных хозяйств, где содержат крупный рогатый скот, свиней, птицу. Главное, люди аккуратно платят налоги, в том числе и на землю, то есть честно выполняют свой долг перед государством. Так почему же власть – федерация, республика, район – не принимает решительных действий в оказании помощи сельчанам?
- Однажды чиновники все же обратили внимание на наши просьбы, - рассказывали нам жители Киржеман. – Привезли в село около 600 дорожных бетонных плит. Сложили их аккуратно в кучи, и люди стали ждать, когда же начнут строить в селе дороги. Ждали долго, но без толку, потому что плиты с течением времени постепенно растащили. Понятно, что не сами сельчане, а какие-то приезжие люди. Говорят, что все делалось по указке «сверху». При этом никого не посадили за «решетку». А, собственно, за что сажать-то, ведь никакого уголовного дела не было заведено правоохранительными органами?!
Действительно: нет «дела» - нет суда. Однако народ местный нет-нет да и вспомнит эту давнюю историю с плитами. А некоторые жители Киржеман в шутку говорят: «Да в нашем селе дорога с твердым покрытием давно уж построена, отчеты по её строительству успели изрядно пожелтеть. Попытаться найти эти отчеты сейчас – бесполезное занятие!»
- Мы не просим многого, - заявляют киржеманцы. – Нам хоть центральную улицу опокой заделали бы. Это лишь 800 метров. Два-три дня работы, чтобы привезти местный камень на большегрузных машинах. Грузовики могло бы выделить местное сельхозпредприятие, которое, кстати, арендует наши паевые земельные участки. За это, правда, получаем небольшое количество зерна. Но ведь, согласно договору, хозяйство обязано еще бесплатно опахивать приусадебные участки. Пусть эти затраты пойдут в счет доставки опоки на сельские дороги.
В принципе, с таким мнением согласен и глава администрации Атяшевского муниципального района М.А. Сурков. Между тем мы услышали следующий комментарий от директора ООО «МАПО «Восток» А.Н. Чиняева:
- У меня есть желание помочь селу, но нет возможности это сделать. Разве я брошу сейчас уборку зерновых и дам команду на вывоз опоки из карьера? Ближе к осени начнется уборка сахарной свеклы, и она продлится почти до весны 2013 года. Мое видение решения проблемы заключается в том, чтобы включить строительство дорог в Киржеманах в бюджетное финансирование. Как этого добиться – должны всерьез подумать руководители района и сельского поселения.
Слова-то правильные подобрал Александр Николаевич. Но, видно, он забыл, что тоже давал твердое обещание киржеманцам, когда выдвигал свою кандидатуру в депутаты Атяшевского муниципального образования. Статус депутата получен, а как же с реальной помощью в строительстве в Киржеманах дороги?
Еще в прошлом году В.В. Путин предлагал законодательно закрепить три главные статьи расхода, на которые пойдут средства региональных дорожных фондов. При этом, по его мнению, нужно снять ограничения по их использованию. И, кстати, тоже пообещал, что в ближайшие два года на сельские дороги может быть выделено 130 млрд. рублей. Деньги, согласитесь, немаленькие. Но получат ли хоть что-то от этого «пирога» жители села Киржеманы?
Н. Атласов.
- Версия для печати