- Новости :: ЖизньВыпуск № 27 (527) от 06.07.2017
- «Даже солнце светит по - особому с той минуты как увидел я тебя…»
8 июля – День семьи, любви и верности
Во всей бесконечной череде праздников, значащихся в календаре, пожалуй, только три адресованы каждому из нас: День Победы – это святое, День семьи, любви и верности, который мы отмечаем в предстоящую субботу, и День матери, который будет в конце осени.
День семьи, любви и верности – совсем молодой праздник, ему восемь лет. В его основе – красивая легенда. XIII век, правящий Муромом князь Петр тяжело заболел. Знахари оказались бессильными. И тут во сне князь увидел свою спасительницу – дочь крестьянина из рязанской деревни Февронию. Она была красивой, мудрой и знала травы. Князь пообещал: если она исцелит его, он возьмет ее в жены. Однако слова своего он не сдержал. И тогда недуг вторично настиг князя. И снова пришла на помощь Феврония. За любовь к простолюдинке бояре предъявили Петру ультиматум: или трон, или любовь. Князь выбрал второе и был вынужден вместе с молодой женой покинуть Муром. Потом, по законам жанра, горожане смилостивились и потребовали от бояр возвращения Петра на трон.
Петр и Феврония в любви и согласии прожили долгую жизнь и умерли в один день – 8 июля. Они были канонизированы. Святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и любви.
Известный литературный критик Руслан Киреев, долгое время изучавший взаимоотношения мастеров слова с теми, кто вдохновлял их на создание прозаических и поэтических шедевров, обнаружил в одной из забытых пьес Бернарда Шоу удивительный диалог чаровницы с королем Магнусом. Любовница бесцеремонно заявила, что законная супруга короля – кочан капусты, ни более, ни менее, в то время как сама себя она уподобила розе. Этот выпад король парировал: «Всякий разумный человек, если ему предложат выбор: жить без роз или жить без капусты – несомненно, предпочтет капусту».
Великие могли позволить себе и такое: «Любимейшая! Как Вы несносны!..» Или: «Какая ты умненькая, какая ты миленькая, какая ты дура, мой ангел!»
У простых смертных все проще и… сильнее. Имея на протяжении нескольких лет дело с письмами фронтовиков, обратил внимание на такую деталь: казалось бы, экстремальная ситуация (а что может быть более выходящим за рамки обычного положения, чем фронт и ежесекундное соседство со смертью) лишает человека человечности. Семен Гудзенко в 1942 году создал поэтический шедевр. Хотя и названо его стихотворение «Перед атакой», но это не совсем точно. Философы дали бы ему название «Человек на войне». Вот только четыре строки: «Бой был коротким. А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую». И в этой ситуации душа требовала отдушины, которая разрядила бы атмосферу постоянной ожесточенности. Казалось, куда уж тут до сантиментов. Однако воины в промежутках между боями в письмах к родным находили слова, обыденные, на первый взгляд, но становившиеся высшим проявлением любви.
Отрывки из публикуемых ниже писем фронтовиков приводятся, к сожалению, без согласия их авторов. Они пали на фронтах Великой Отечественной. И мы склоняем голову перед их светлой памятью.
«Дорогая моя мамаша, ты живи спокойно – это будет лучше. Мамаша, ты сама не работай в колхозе, себя береги. Мамаша, слушай меня, а супруге передай от меня: если она тебя ругает или заставляет тебя работать, сообщи мне, ты не скрывай. Если с тобой ругается, то пиши мне. Если ты будешь скрывать, то на меня не обижайся после.
Мамаша, очень скучаю по тебе, если приеду, то я тебе никогда не скажу плохого слова…Мамаша, еще очень скучаю по картошке и по блинам. Если приеду, то с молочком покушаю блины. Мамаша, будь спокойна.
Мамаша, целую тебя. Сын Андрей Федорович».
(Из письма
ефрейтора А.Ф.Левина,
уроженца села Паево
Кадошкинского района.
Умер от ран в декабре 1943 года).
* * *
«Письмо от известного вашего супруга Михаила Ивановича Орлова.
Здравствуйте, многоуважаемая супруга Настя и дорогое мое семейство. Во-первых, шлю свой красноармейский привет Анастасии Петровне и шлю свой чистосердечный привет и горячий поцелуй и желаю всего наилучшего в продолжительной жизни вашей. Еще шлю пламенный и родительский привет своим дорогим деткам. Во-первых, любимой дочке Шуре и любимому сыночку Коле, и сыночку Вите, и неоценимым дочкам Зиночке и Валечке, и дочкам Зиночке и Манечке, и шлю свой родительский привет и с любовью горячий поцелуй и желаю всего наилучшего в молодой жизни вашей… Я уже вам писал, что в город мы не ходим, а здесь ни одна сосна не фотографирует, так что и сняться негде. И при том, если сняться, то надо тети-мети (видимо, «тити-мити» - деньги – авт.), а их нету…»
(Из письма М.И.Орлова –
уроженца села Летки
Старошайговского района.
В Красную Армию призван,
когда ему было уже 39 лет.
Гвардии младший сержант М.И.Орлов погиб в бою 26 августа
1944 года в Молдавии).
* * *
«Добрый день, Катя!
Письмо от известного вашего супруга Сергея Илларионовича. Посылаю я тебе свой любезный поклон и пожелаю я тебе всего хорошего на своей стороне. Да еще горячо кланяюсь своим дорогим деткам: во-первых, дочкам Шуре, Марусе и племяннице дорогой Тане. Да еще горячо кланяюсь своему помощнику, дорогому сыночку Лене и маленькому своему сыночку Жене…
Дорогая, я тебе сообщаю: кормят нас хорошо, хлеба дают 750 грамм в сутки. Приварок хороший. Ежедневно меняют разное: на завтрак суп мясной, хлеба 200 грамм; на обед из двух блюд: суп и каша, то пшенная, то гречневая; а на ужин – тоже суп и чай. В общем, Катя, мне хватает досыта…
Катя, напрасно я взял с собой гимнастерку, и брюки, и валенки с калошами – все оставим здесь (в городе Кулебаки Горьковской области, куда призванных направили на учебу – их обучали минометному делу – авт.). По почте не принимают, и мне очень все это жалко, а ведь вам бы дома чесанки годились, а это бросим. Обмундирование выдают нам на фронт очень хорошее: теплые валенки, стеганые брюки, фуфайку, вязаную рубаху, вязаные опять брюки, 2 пары теплых рубах и 2 пары теплых кальсон, шинель новую, теплую и для сырости ботинки, в общем, все теплое и шапку теплую. Слышали, наш взвод маршевой, то есть к отправке на фронт, громить остатки Гитлера.
10 февраля 1942 г.»
(Из письма С.И.Прошенкова, уроженца села Каменка Козловского (ныне – Атяшевского) района,
1904 года рождения, призван
в Красную Армию в начале
1942 года. Погиб 1 марта
1942 года под Ленинградом).
* * *
«Шура, дорогая моя, как я о вас соскучился! Ежечасно думаю только о доме. Будет ли с вами свидание, встретимся ли мы с тобой? Какая наша веселая и радостная была бы жизнь! Любоваться бы только нам с тобой на наших прекрасных детей. Васек, наверно, меня уже забыл.
10 мая 1943 г.».
(Из письма сержанта В.Е.Денисова, уроженца
села Сабанчеево, ныне Атяшевского района,
жене Александре Яковлевне. В.Е.Денисов умер от ран
в июне 1944 года).
* * *
«Добрый день, милая моя, дорогая Настя и милые мои сыночки Боря и Гена. Во первых строках моего письма желаю вам всего хорошего в вашей жизни и плодотворной работы. Я пока жив, здоров. Только одно плохо, что от вас по неизвестной мне причине не получал ни одного письма. Почему, не знаю. Быть может, не желаете писать? Но если это так, то напишите об этом, чтобы я не ждал и больше не думал. Передайте Боре и Гене, что я любил и люблю их, только они все время у меня в голове, никогда не забываются. Проснусь ночью – думаю о них. Скоро опять, наверно, на фронт бить немчуру.
2 мая 1943 г.»
(Из письма гвардии старшины А.Д.Денисова, уроженца Республики Коми. В 20-х годах он переехал в Мордовию, работал агрономом МТС. Призван в Красную Армию в 1942 году Большеберезниковским райвоенкоматом. Погиб
13 января 1944 года в Белоруссии. 15 января
1944 года Алексею Дмитриевичу было присвоено звание
Героя Советского Союза).
* * *
«Мне очень хочется видеть тебя, моя Иголочка! В боях сердце мое очерствело, но нежность к тебе сохранилась, и я ее берегу, как связь с тем, другим миром – миром искусства, нежнейших мелодий и прекрасных гармоний. Я страшно соскучился по тебе и по искусству. Иногда мне кажется, что минометы, пушки звучат каждая в своем строе. Особенно – минометы. Они действительно звучат очень музыкально. Во время арт. Подготовки я слышу за ревом орудий цельные музыкальные фразы и мелодии… Музыка войны – довольно острая музыка. Слушатель ее должен обладать крепкими нервами и своеобразным слухом. Иначе может свести с ума…
4 февраля 1942 года».
(Из письма командира огневого взвода 798-го артиллерийского полка П.А.Тарасова артистке Е.И.Грибовой, после войны удостоенной звания заслуженной артистки Мордовской АССР).
Всю войну армейские цензоры вели свою «войну» с… поэтами, писавшими о любви. То прицепятся к «Землянке», помните: «А до смерти четыре шага». То – к «Соловьям» - «А завтра снова будет бой – уж так назначено судьбой, чтоб нам уйти, недолюбив, от наших жен, от наших нив». «Это пессимизм, - говорили цензоры, - показ упаднических настроений, а мы должны бойцов мобилизовывать». А как они издевались (другого слова тут и не подобрать – авт.) над письмами фронтовиков, вымарывая не только географические названия, но и целые куски. Хорошо еще, что не придрались к песне из кинофильма «Верные друзья», иначе не было бы такого заголовка к этим заметкам: ведь в тексте дальше есть «крамольные» строки: «И отныне все, что я ни сделаю, светлым именем твоим я назову». Если учесть, в какое время это было написано…
Но никакая цензура не могла помешать воину написать о живущей в его сердце надежде на встречу после победы, о том, что он видит во сне своих любимых – родителей, жену, детей, - что…
«За прошедшие бои мне вынесена благодарность, которую я посылаю в этом конверте. Прошу дедушку сделать рамку и вставить, пусть смотрят мои товарищи, которые дома, что я есть освободитель и мститель за наших родных и знакомых, которые погибли на фронте и насильно угнаны на фашистскую каторгу в Германию».
(Из письма уроженца села Стародевичье Ельниковского района красноармейца В.П.Грязнова, написанного им 13 февраля 1945 года. Через месяц – 13 марта 1945 года - он погиб в бою).
Пройдут годы. Подрастут сыновья и дочери фронтовиков, потом – внуки. И всех их по этой земле будет вести путеводная звезда – любовь, семья, родной дом. Ради этого сложили свои головы на поле брани их отцы и деды.
В.Климанов.
- Версия для печати