- Новости :: ЖизньВыпуск № 39 (227) от 28.09.2011
- Повелитель чучел
Редкий специалист Максим Демидов может увековечить любой охотничий трофей
Таксидермистов (мастеров по изготовлению чучел) в Мордовии можно пересчитать по пальцам, а настоящих умельцев и того меньше. Один из них – Максим Демидов – считает таксидермию своим профессиональным занятием, а не хобби.
Шкурный интерес
Изготовлением чучел саранский мастер занимается более двадцати лет. За это время он сделал сотни работ различных птиц и зверей. Его шедевры украшают республиканские музеи и частные коллекции.
Необычное увлечение у Демидова появилось еще в студенческие годы. Молодому человеку нравилось посещать факультативы по таксидермии, которые вел известный в республике орнитолог Александр Лапшин. Он любил охотиться, и ему очень хотелось продлить жизнь своих трофеев. Начинал свою практику будущий мастер с чучел сойки и куропатки. К сожалению, посмотреть на этих «первенцев» сейчас нельзя. Их уже давно съела моль, поскольку тогда юный мастер толком не знал, чем обрабатывать шкуры. В то время было очень мало специальной литературы, поэтому приходилось учиться на своих ошибках.
- Первый «блин» получился комом, а мне хотелось сделать более качественные и эстетичные работы, - рассказывает таксидермист. – Одной теории недостаточно, нужно много практиковаться, чтобы достичь идеала. Приходилось перенимать опыт в московских студиях, работающих по западным технологиям. Сейчас, конечно, проще достать нужный материал для работы. В Москве на выставках для охотников и рыболовов распространяют каталоги всех необходимых спецсредств. Заказ можно сделать по телефону, а получить - по почте.
«Оживить» чучелоПо словам мастера, чаще всего делают чучела охотники, то есть люди, которые хорошо знают повадки и анатомию животного. Ведь если просто снять шкуру с животного и набить ее, то получится всего лишь пугало. Чтобы сделать хорошую работу, нужно добиться максимальной естественности. Это уже искусство.
- Все делают чучела по-разному, у некоторых они настолько уродливы, что страшно смотреть, - отмечает редкий специалист. – Нужно передать полную красоту зверя или птицы. Качественный результат требует кропотливого труда и соблюдения всех технологий. На одну работу может потребоваться от двух-трех дней до нескольких месяцев. Высший пилотаж - когда конечный результат не только не противоречит природе, но и максимально похож на оригинал. Даже в пушистой скульптуре должно чувствоваться движение. Сейчас все чаще используется термин не «чучело», а «таксидермическая скульптура». Второе понятие более верно отражает суть качественного экспоната - как зодчий создаешь полный образ живого существа. Работа современного таксидермиста невозможна без специального клея, шпаклевки и красок.
Сам процесс изготовления таких скульптур весьма трудоемкий. Даже в наше время изготовление чучел остается ремеслом, требующим кропотливого ручного труда. Редко кто из охотников может правильно снять шкуру, поэтому чаще всего мастеру привозят добытых зверей или птиц целиком. Здесь самое главное – не попортить ценный для шедевра кожный покров.
Первоначально для обработки шкур редкий умелец использовал мышьяк. Теперь на смену яду пришел безопасный немецкий химреактив. Он был специально разработан для обработки шерстяных изделий, поэтому напрочь отбивает аппетит у насекомых.
Снятую шкурку хорошо просаливают, чтобы подготовить к выделке – тщательной внутренней обработке. Если не удалить весь подкожный жир и мышцы, то жизнь экспоната будет коротка.
- Выделка шкуры для чучела сильно отличается от выделки для шубы, - поясняет меховой скульптор. - Необходимо оставить лапки, веки, когти, нос, губы. Причем желательно сохранить усы, ресницы, брови. Это очень трудоемкая работа.
Следующий этап чистки – стирка шкуры в стиральном порошке и шампуни, затем следует специальная сушка. После монотонной физической работы начинается творческий процесс. Как только шкура готова к работе, она одевается на специальный манекен. Жесткий каркас сейчас можно купить, тем не менее придать правильную форму чучелу может далеко не каждый. Во-первых, нужно подогнать манекен под размеры шкуры. Во-вторых, сохранить всю анатомию зверя или птицы. С этим «полуфабрикатом» таксидермист работает как скульптор – «лепит» нужные формы и передает мимику животного.
И мясо, и рыбаСейчас Максим пополняет своими работами экспозиции республиканских музеев. Но помимо этого, у него много и частных заказов. Большинство его клиентов - охотники, которые мечтают собрать коллекцию своих трофеев. Они хотят получить настоящие шедевры, поэтом готовы платить за услуги специалиста. Стоимость заказа зависит от размера чучела и объема работы. Разброс цен колеблется от двух-трех (небольшие птички) до десятков тысяч рублей. На российском рынке есть, конечно, более дорогостоящие работы. К примеру, чучела оленей, лосей, медведей стоят 100 тысяч рублей, а тигров, львов – 200-300 тысяч рублей и более. Мордовский умелец за такие крупные заказы не берется. В домашних условиях выполнить их невозможно: нужна специальная лаборатория и несколько помощников. К тому же наши земляки пока не изъявляют желания на экзотическую скульптуру из меха и перьев.
Самые популярные «сувениры» у мордовских охотников – голова кабана, чучело утки, тетерева, глухаря и т.д. Максиму Демидову больше всего приходилось изготавливать живые копии различных птиц. А вообще в его послужном списке есть чучела норок, зайцев, лис, волков… Ему приносят на реставрацию оленьи рога и медвежьи шкуры.
Однажды он увековечил домашнего питомца – волнистого попугайчика. С такой просьбой к нему обратились пенсионеры, и уникальный скульптор не смог им отказать. Птичка была для них членом семьи, и они не хотели с ней расставаться после ее смерти.
Среди заказчиков редкого специалиста есть и большие оригиналы. Однажды его попросили сделать чучело коровы для одного из саранских кафе. Руководство увеселительного заведения тогда не представляло всего масштаба работы и думало, что шкуру просто набьют соломой. Когда они узнали стоимость заказа, то отказались от своей затеи.
Сейчас Максим Демидов хочет попробовать себя в новом ампула – сделать чучело рыбы. Кто знает, может быть, на очередном чемпионате по таксидермии золотая рыбка или чудо-окунь из Мордовии займет первое место.
C.Родионова.
- Версия для печати