№ 18 (882)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 39 (227) от 28.09.2011
Самолёт не украли. Сдали в металлолом

Как и когда исчез истребитель МиГ-15 с территории  детского лагеря «Орлёнок»

В газету «Мордовия» позвонили из Ичалок и сообщили, что из детского оздоровительного лагеря «Орлёнок» украли... самолет. «Реактивный истребитель МиГ-15 там стоял несколько лет и являлся гордостью многочисленной детворы. Думаем, что  машину  с постамента сдали в металлолом, и кто-то нечестным путем заработал себе неплохой капитал. Может, журналисты выяснят, кто посмел обидеть детей?»

 

Признаться, мы не очень-то поверили телефонному анонимщику, но некоторая доля интриги в сообщении побудила нас выехать на место «чрезвычайного происшествия».

«Орлёнок» (в пос. Смольный Ичалковского района) после завершившегося сезона отдыха выглядел немного одиноко: ни задорного детского смеха, ни разноголосья птиц. Зато сразу же в глаза бросились идеально прямые стволы сосен, венчающиеся шикарной кроной с мощными лапами. И такой здесь, вокруг пионерского лагеря, вкусный и чистый воздух, в котором присутствует необычайно ароматная прохлада! Жаль, что этой тишью и благодатью нам приходится наслаждаться в редких случаях.

Между тем в царстве соснового бора настоящим хозяином, наверняка, чувствует себя А.А. Прахов. Иначе и не скажешь, ведь Александр Александрович вот уже три года работает здесь начальником «Орлёнка». И живет он круглогодично со своей семьей на территории лагеря. Встретившись с нами, руководитель любезно предложил нам ознакомиться со всеми достопримечательностями оздоровительной базы отдыха, куда в летние каникулы съезжаются дети со всей Мордовии.

- Посмотрите, как тут все красиво! – не без гордости говорит Александр Александрович. – Веселого шума не хватает – это правда, ведь дети сели за школьные парты. Однако пионеры всегда живут рядом со мной, я их вижу каждый день. Вон сколько красногалстучных скульптур стоят всюду!

И это действительно так. Около десятка различных фигур наберется всего. А местный Гулливер как величаво смотрится! Он, похоже, зорко следит с высоты за всем порядком в лагере.

- Откровенно говоря, нам скучать никогда не приходится, - продолжает А.А. Прахов. – Прошедшим летом в «Орленке» отдохнуло 1200 подростков школьного возраста, было организовано три лагерных смены, в каждой из которых находилось по 400 человек. Как только дети разъехались, сразу же стали готовиться к оздоровительному сезону 2012 года. Если в летние дни в лагере работало до 160 взрослых, то в зиму нас осталось меньше - 10 работающих. До снегопада мы должны отремонтировать теплотрассу, а потом провести профилактические работы в некоторых помещениях лагеря.

- А куда же пропал самый главный памятник «Орлёнка», - неожиданно спросили у начальника лагеря. – Говорят, теперь у ребятишек нет возможности залезть на военный самолет, подержаться за фотопулемет и почувствовать себя хоть на пару минут настоящим летчиком...

- Истребитель МиГ-15, по всей видимости, был подарен пионерскому лагерю нашими шефами с саранского завода «Электровыпрямитель», - рассказывает А.А. Прахов. – Но так давно это было, что трудно вспомнить, когда самолет был поднят на постамент в сосновом бору. Эта машина действительно радовала многих, дети вместе с родителями часто фотографировались у самолета на память. Но потом его демонтировали, это произошло не при моем директорстве. Почему убрали самолет - об этом лучше бы спросили прежнего руководителя лагеря Геннадия Юданова.

Что греха таить, в нашей стране частенько бывает так: прежде чем начать новую жизнь, необходимо сначала что-то разрушить. Хотя пример, услышанный из уст того же А.А. Прахова, поднял нам настроение.

 Говорят, в начале 80-х годов прошлого столетия, когда Мордовией руководил первый секретарь обкома КПСС, опытный хозяйственник А.И. Березин, произошел весьма забавный случай. Один начальник районного пошиба решил возвести для своей семьи большой дом. Это потом, в период демократизации общества, такое жилье стали называть особняками и дворцами. А тридцать лет назад мало кто из руководителей замахивался на строительство двухэтажного жилого здания у себя на огороде. Заметив подобное явление, Анатолий Иванович, мягко говоря, пригрозил пальчиком тому начальнику, успевшему взять новое строение под крышу. Более того, первый секретарь велел ему быстро разобрать дом и до каждой дощечки перевезти его в Ичалковский район – на территорию пионерского лагеря «Орлёнок».

За считанные дни в зоне отдыха детей появился шикарный коттедж, где разместился медицинский пункт оздоровительного учреждения. Представляете, и сейчас «расприватизированное» здание прекрасно выглядит и исправно служит обществу. Что тут скажешь? Царствие небесное Анатолию Ивановичу!..

Самолет, о котором идет речь в данной публикации, был привезен в лагерь «Орлёнок» тоже с благими намерениями. Не только для того, чтобы отдыхающие здесь школьники часами могли любоваться истребителем, но и гражданского и патриотического воспитания подрастающих поколений. Не дай Бог, если подобный самолет-памятник уберут с улицы Пролетарская в Саранске. Случись такое в столице Мордовии – народ тут же взбунтуется. А в Ичалках из-за пропажи МиГ-15 никто не поднимал особой тревоги. Разве что читатель-инкогнито, позвонивший в редакцию много лет спустя после «ЧП».

- Могу честно сказать, что никакого воровства самолета не было, - заявил при встрече с нами бывший директор лагеря «Орленок», а ныне пенсионер Г.А. Юданов. – Во-первых, на машину не было никаких документов о ее принадлежности  какому-либо собственнику; во-вторых, на момент демонтажа она была в таком состоянии, что представляла большую угрозу безопасности жизни детей. Кстати, решение о сносе памятника принимала не администрация лагеря, а специальная комиссия. Нам же оставалось лишь выполнить его.

По словам Геннадия Анатольевича, с разборкой самолета справились не быстро. Люди, выполнявшие эту работу, не раз получали травмы в виде ушибов и порезов. А когда дело было завершено, многие конструкции фюзеляжа были сданы в металлолом.

- Я не скрываю, что истребитель пошел на утилизацию, - рассказывает Г.А. Юданов. – Скажу больше. На вырученные от продажи металла, скорее всего, это была нержавеющая  сталь или дюраль, мы купили резину для лагерных автомобилей, аккумуляторы, электроды... Не помню что еще, ведь это произошло 10 с лишним лет назад. Кому надо было ворошить прошлое, не могу догадываться...

Вот, собственно, вся правда или кривда об исчезнувшем самолете МиГ-15. Кстати, сегодня на его месте стоит симпатичная летняя веранда, где вожатые в окружении своих воспитанников рассказывают им о необычном лагерном памятнике – самолете, аналогичных которому было выпущено в СССР свыше 11 тысяч единиц.

 Н. Атласов.

Версия для печати Версия для печати