- Новости :: ЖизньВыпуск № 4 (192) от 25.01.2011
- Поблекли строчки писем фронтовых
О чем рассказывают фронтовые треугольники
Ты не вернулся к нам,
а жизнь идет,
Внучат уже имеет наша дочка...
И им она когда-нибудь прочтет
Отцовских писем
ласковые строчки.Все дальше и дальше уходит от нас та война – жестокая и кровопролитная, унесшая десятки миллионов жизней советских людей. 65 лет Великой Победы отметили мы в прошлом году, а в 2011-м будем вспоминать печальную и трагическую юбилейную дату – 70 лет, как фашистская Германия напала на нашу Родину. Плечом к плечу встали наши отцы, деды и прадеды, защищая великую страну от коричневой чумы ХХ века. 11852 уроженца Торбеевского района ушли на фронт, 6670 из них не вернулись с поля брани. Они ушли в бессмертиеЛишь редкие фронтовые треуголки напоминают родным, что была война, и в их семье был воин, защитник родной земли.
В наших руках несколько таких писем, пришедших с войны, пожелтевших от времени. Некоторые трудно читаемы. Лишь по обрывкам фраз можно понять, где, что и когда это было?
Иван Фокеевич Ермаков. Он родился в 1924 году в селе Мордовские Юнки Торбеевского района. Ему было 18, когда он ушел на фронт. В далеком 1942-м шли жестокие сражения с фашистами на всех фронтах. Солдаты, улучив свободную минуту, брались за карандаш и бумагу, чтобы написать домой письмецо. «Ты только жди, и я вернусь, писать не забывай…» - писали солдаты своим девушкам, молодым женам, оставшимся без мужей с малыми детишками. К сожалению, нет тех нежных писем, посланных им любимой жене Анне Ермаковой, но мы располагаем письмами, адресованными дорогим и родным родителям. В них та же любовь и нежность, сыновья забота об отце-матери – в каждом он желает здоровья.
Это письмо Ивана Ермакова датировано 21 марта 1942 г. Пришло оно из Арзамаса Горьковской области, полевая почта 30/09. «Здравствуйте, дорогие жена и детишки! И желаю я вам всего наилучшего навсегда. Нахожусь в казарме, мой взвод на занятии…». Письмо сильно потерто прошедшими десятилетиями после войны, не все можно прочесть, но кое-что можно разобрать. Молодой боец еще грезит родным домом, от которого никак не оторваться. Он пишет о солдатском быте, дает наказы домой, чтобы «солому со двора убрали», что находится в гвардейской части и с честью готов выполнить свой долг перед Родиной».
Жили люди в разлуках
от письма до письма.Треуголки без стука
приносили в дома…В его письмах – чувство большой и искренней любви к отцу-матери, любимой жене.
«25/12 42 г. Письмо от известного вашего сына Ивана. Посылаю всем горячий красноармейский привет - своим родным папаше и мамаше. И желаю быть здоровыми на белом свете. Еще посылаю свой горячий привет своей сестре Вере и также тетке Фекле. Передавайте привет своим родным и жене Анне». Сообщает, что получил письмо, посланное 8 декабря 1942 г. «Сердечно благодарю, узнав о некоторых новостях. В своем письме спрашивали о посылке, посылку эту я получил почти целиком, которую посылали с гостинцами. Дорогой родной папаша, сообщаю, письмо сюда не посылайте. Нас отсюда возьмут в другое место. Больше писать нечего, пока. Прощайте. С приветом ваш сынок И. Ермаков».
1943 год. Великая битва на Волге. После поражения под Москвой и неудачами по захвату Ленинграда немцы бросили все силы, чтобы захватить Сталинград. Наш земляк Иван Ермаков участвует в Сталинградской наступательной операции в составе 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова.
«21 марта 43 г. Письмо от известного вашего сына Ивана. Здравствуйте, дорогие мои родители папаша и мамаша! Посылаю вам чистосердечный красноармейский привет своей жене Анне. И еще чистосердечный привет своей сестричке Вере и тетке Фекле. Также передайте привет своим товарищам и родным. Во-первых, сообщаю, что сейчас я нахожусь в Сталинградской области, город Ленинск. Дорогой папаша, рассказать о своей жизни пока нечего. Нахожусь в учебном батальоне, так что обо мне не беспокойтесь. Участвовал в бою в Сталинграде в составе 62-й армии. Мы разбили фашистскую армию. В бою был легко ранен, в руку… мне пришлось идти в тыл».
Три солдатские треуголки Ивана Ермакова датированы 1, 20 и 30 мая 1943 года. В одном боец пишет, что находится на старом месте. Где именно? Военная цензура при проверке его письма замарала строку - секрет. Ждет перевода, куда конкретно не знает. Сообщил о присвоении звания. «Дорогой мой любимый отец. Не бойтесь, что не получили письмо от меня, хотя чувствую, что ваши слезы окружили меня… и не мог писать. Сперва я был на передовой части, потом двинулись ближе к своей родине. А пока находимся здесь, но тоже уедем в другое место. Дорогой мой папаша! Не знаю, как у вас там жизнь? Может сейчас уже изменилась. Обо мне больно не беспокойтесь, хотя трудно, но как-нибудь. Больше писать нечего. Пока жив и здоров, чего желаю и вам в вашей жизни. Пока до свидания! Мой адрес: Полевая почта 2024, часть 399, 3 рота… 20/05. 43 г.» Третье письмо приходит в Мордовские Юнки с Украины, где развернулись жестокие бои. «Дорогой любимый отец, как получишь мое письмо, напиши ответ, сообщи мне о моих товарищах. Кого нет совсем… Работайте… Ну пока, дорогой отец. Больше писать нечего. Жив и здоров. И простите, отец и мамаша, а также…. До свидания!» На другой стороне письма-треуголки уместилось несколько еще строк: «…не знаю, помогают или нет вам со стороны организации…». Извиняется, что много писать нечего и нельзя.
Идя в бой с врагом, бойцы спешили написать домой весточку. Может, оно последнее в их жизни. Шел июнь 1943-го. «…Простите и прощайте. Пока до свидания! С приветом И. Ермаков. 25 июня 43 года….». И еще, датированное 30 июня 43 г. Может, писал Иван в окопе перед наступлением, почерк неровный, не все строки разобрать. « …желаю вам. Но, не знаю, у вас как там. Помогают или нет со стороны организации… Пока, дорогой отец. Остался жив и здоров, чего желаю и много тебе. Пока. До свидания!».
И вот оно последнее солдатское письмо от 4 июля 1943 года, посланное на имя отца Ермакова Фокея Дмитриевича с обратным адресом: «полевая почта 18862 Б». «Письмо от известного вашего сына. Здравствуйте, дорогие мои родители папаша и мамаша! Шлю вам свой горячий, чистосердечный сыновский привет, и желаю доброго здоровья навсегда. Еще шлю свой горячий привет своей тетке Фекле. Привет Агафье и привет сестричке Вере. И желаю всего хорошего. Во-первых, сообщаю, что я пока на старом месте в Харьковской области. Пока жив и здоров, того желаю и вам. Еще раз сообщаю, что ваше письмо получил, которое было послано вами 12/06. 43 г., за которое сердечно благодарю».
И это письмо последнее. «Дорогой любимый отец, как получишь мое письмо, напиши ответ, сообщи мне о моих товарищах. Кого нет совсем… Работайте… Ну пока, дорогой отец. Больше писать нечего. Жив и здоров. И простите, отец и мамаша, а также…. До свидания! С приветом ваш сынок И. Ермаков. 4.07.43 года» На другой стороне обрывки текста письма: «…не знаю, помогают или нет вам со стороны организации…».
Во всех деревенских избах Мордовских Юнок, как и в сотнях и сотнях других селений, с тревогой и надеждой ждали письма с фронта от сыновей, братьев, отцов, страшась казенных похоронок. Их ждали только с победой. И они обязательно придут в солнечном и цветущем мае 1945-го. В семье Ф.Д. Ермакова сберегли солдатские треуголки, которые хранили за иконой, в деревянном сундуке. Письма с фронта стали реликвией. Они бережно хранятся в архивах и к ним относятся особенно трогательно люди из поколения, не познавших всех ужасов и страданий той страшной кровопролитной войны. Они переносят нас в то далекое прошлое, чтобы мы помнили и чтили их великий подвиг, передавая из поколения в поколение. И берегли самое дорогое – мир, завоеванный ими, и счастье наших детей.
Письма нам возвращают пласт
далёких времён,Только вот не вмещают
миллионов имён,Миллионов улыбок
нерождённых детей,Многотонную глыбу горя,
бед и смертей.Светлана Силькунова,
заведующая районным архивом.
Петр Самсонкин,
член Союза журналистов России.
- Версия для печати