- Новости :: ЖизньВыпуск № 24 (212) от 15.06.2011
- Быть юным техником стало модно
Руководитель детского кружка рассказал о состоянии технического моделирования в Мордовии
Дома у Александра Кузнецова собрана целая коллекция моделей различной техники. На пьедестале стоят миниатюрные точные копии кораблей и яхт, на полках – сувенирные автомобили. Такие образцы сегодня не купишь нигде – полностью ручная работа.
Остались два направления
Техническим моделированием Александр Кузнецов занимается без малого сорок лет.
Интерес к мастеровому делу ему привил еще отец, который работал руководителем кружка на Республиканской станции юных техников. В пятом классе Саша уже вовсю выпиливал лобзиком детали к мини-копиям автомобилей. Процесс его настолько увлек, что с тех пор он уже не представлял своей жизни без технического моделирования. На одних автомобилях молодой человек решил не зацикливаться и стал собирать ракеты, самолеты, корабли.
Хобби предопределило выбор будущей специальности и переросло в профессию. Александр получил образование инженера-механика, десять лет трудился на заводе «Электровыпрямитель», но все-таки неуемная тяга к техническому делу взяла свое, и он устроился во Дворец детского творчества.
- Было время, когда в республике развивалось четыре направления спортивно-технического моделизма: автомобильный, авиационный, ракетный и кораблестроение, - с гордостью рассказывает Александр Михайлович. - В советские годы постоянно проводились состязания по всем этим дисциплинам. Лучшие спортсмены Мордовии ездили на всероссийские соревнования. Сейчас худо-бедно существуют только судо- и авиамоделизм в Саранске, Рузаевке, Ковылкино, и то в основном за счет энтузиазма пожилых педагогов. Внимание общественности к техническому творчеству уже не то. Раньше на республиканских соревнованиях принимало участие порядка 300 человек, не знали даже где всех разместить. Сейчас наберется 15 авиа- и столько же судомоделистов. Вот и вся арифметика. Дело в том, что в середине 90-х кружки по спортивно-техническому направлению стали массово закрываться. Сейчас в Мордовии их число можно пересчитать по пальцам.
По словам Кузнецова, последние соревнования по автомоделированию прошли в республике в 1995 году. В 2004 году фактически исчезло как направление и ракетомоделирование. Попросту закончились двигатели для образцов, а покупать новые было уже не на что, да и негде.
- В свое время детали по приемлемым ценам централизованно поставляло ДОСААФ, - продолжает преподаватель. – Потом этим уже никто не занимался, и стали возникать большие сложности с закупкой необходимых элементов. Параллельно появились финансовые проблемы. Заготовки для технического творчества сегодня можно купить и в Саранске, но они очень дорогие. За самый примитивный набор отдашь не менее 350 рублей, а мощные моторы продаются от 2-3 тысяч рублей, аппаратура по радиоуправлению – от 4-5 тысяч. Твердотопливный двигатель для ракеты стоит от 25 рублей, но его хватает только на один запуск: модель взлетает и топливо сгорает. В Саранске подобные двигатели не продают, поскольку они взрывоопасны. Новое поколение, к сожалению, уже не увидит все возможности технического творчества. Было время, когда модели ракет запускали за облака…
Конструирование плюс физикаСейчас в кружке у Александра Михайловича занимаются 14 юных техников. В основном это пятиклассники, школьники старшего возраста редко увлекаются моделированием. На памяти педагога был только один случай, когда кружок посещал студент. Хотя, надо отметить, что в последнее время техническое творчество набирает популярность. Многие родители ведут своих детишек в модельную мастерскую чуть ли не с детского сада.
- Наверное, мода опять пошла, - считает Кузнецов. – Президент России сказал, что нужно развивать технические виды спорта, и взрослые сразу поторопились записать детей в кружок. Но они не учитывают возрастной фактор, набор ведется с 9 лет. Моделирование - серьезное занятие, где нужно уметь работать с инструментом. Я таким обычно говорю: «приходите, но попозже». По идее, овладеть навыками технического творчества нужно каждому парню, чтобы хотя бы уметь забить гвоздь. Ребята, которые занимаются в кружке, могут работать и с деревом, и с металлом. Если они не станут инженерами, то как минимум будут мастерами на «все руки».
Для занятий в кружке мало иметь только один талант, еще нужно обладать трудолюбием. Техническое моделирование – очень кропотливая работа, которая требует много сил. Иногда, чтобы добиться идеально ровной поверхности, образец приходится месяцами обрабатывать наждачной бумагой. На выполнение серьезной работы уходит, как правило, около года.
Самый сложный среди всех направлений - судомоделизм. Длина корабля может составлять до 1,5 метра, но дело здесь не только в размере. На один экземпляр может потребоваться от ста до пятисот мелких деталей, которые нужно выточить своими руками.
- Работа в кружке построена таким образом, что ребята постепенно переходят от простейших и занимательных форм к более узким и специальным, - рассказывает мастер. - Строя модель, регулируя или запуская ее, юный техник должен знать, как она устроена, почему двигается, на каких законах физики основано то или иное ее действие.
Занятия в кружке вырабатывают у юных техников навыки самостоятельного, творческого труда по конструированию, учат их управлять моделью.
Шедевры из дереваЗа всю свою творческую жизнь Александр Михайлович сделал более сотни различных мини-образцов транспорта. Главное украшение его личной коллекции - корабль «Бронированный морской охотник», который выпускался в годы Великой Отечественной войны. Сложность этой модели в большом количестве деталей на палубе: пушки, вентиляционные шахты, люки, швартовочные элементы и т.д. Современные судоходы в основном - закрытая система, поэтому делать их модели менее интересно.
Все свои работы руководитель кружка выполняет преимущественно из дерева, а также использует краску, клей, паркетный лак, картон, папье-маше, пластик и шпатлевку. Из этих материалов он может смоделировать любую технику, которая имеет квадратную или прямоугольную форму. С округлостями пока возникают сложности. Например, нет технической возможности смоделировать «Ладу-Калину», хотя всю технологическую цепочку преподаватель знает «от» и «до». Для этого в первую очередь нужно работать под вакуумом. Сначала деревянная матрица обклеивается стеклотканью с эпоксидной смолой (из нее получается хороший пластмассовый корпус). Ее помещают в целлофановый мешок, из которого откачивают воздух и каркас принимает любую форму.
Сейчас, конечно, на рынках и в магазинах продаются различные заготовки для юных техников, из которых можно сделать все, что душе угодно. Но, по мнению педагога, работать с готовым материалом это тоже, что готовить еду из полуфабриката – и удовольствия от процесса не получишь, и пользы большой не будет.
Главная награда – работы ребят
Правильно говорят, если есть талант, то он - во всем. Александр Михайлович имеет редкую способность изготавливать копии орденов. Он сделал несколько десятков самых выдающихся наград из дюрали, меди и латуни. В его личной коллекции есть Георгиевский крест, орден и Звезда Андрея Первозванного, награды Святых Екатерины, Александра, Анны, Владимира… Все они выглядят как настоящие и хранятся в специальных бархатных футлярах. Редкий специалист изучил массу литературы, чтобы копии получились более правдоподобными.
- У меня все происходит спонтанно, - поясняет Александр Михайлович, - увидел передачу по телевизору и «загорелся» орденами. Но главная награда для меня – это творчество юных техников, их горящие глаза, когда они видят результат своего труда. Остается мечтать, что государство когда-нибудь обратит должное внимание на поддержку детского творчества. Если будет нормальное финансирование кружков, хорошее снабжение материалами, то у детей будет больше стремления заниматься техническим творчеством. Значит, увеличится число токарей, фрезеровщиков, станочников и слесарей, а это уже задача государственной важности!
C.Медведева.
- Версия для печати