№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 6 (298) от 07.02.2013
«Главное, чтобы кич не заполонил весь город»

Архитекторы бьют тревогу: Саранск утратил свой исторический облик

Город, основанный более трех с половиной веков назад, практически не сохранил следов прошлого. Да, он самый благоустроенный, обновленный до неузнаваемости, для кого-то даже гламурный, но как будто родившийся совсем недавно – в эпоху торговых центров и пиццерий. Об особенностях и проблемах саранской архитектуры – в нашем материале.

 

 

История одного города

Мордовскую столицу частенько сравнивают с европейским городом. Причина - не только в современных строительных объектах, визитах гостей мировой величины, но и таких бытовых «мелочах», как электронные табло на остановках, раздельный сбор мусора. А некоторые на полном серьезе отмечают, что у нас в элитных супермаркетах такие же цены, как, например, в провинции Германии.  

Однако эксперты в области архитектуры скептичны в подобных сравнениях. Дело не только в общей культуре, ментальности разных народов, но и в отношении к истории.

- Печально, что город, который отмечал 1000-летие Единения, практически утратил свою историю в архитектуре, - говорит заведующий кафедрой архитектурного проектирования и дизайна АСФ МГУ им. Н.П. Огарева, профессор Виктор Махаев. – Приезжие всегда интересуются: «Где у вас старина»? Саранск считается историческим, хотя в центре города из прошлого практически ничего не осталось.  По причине ветхости снесены все постройки 19 века, сталинского периода, особенно жаль довоенные здания: кинотеатр «Октябрь», гимназию №12, почту, железнодорожный вокзал, медицинское училище. Далеко не каждый небольшой город имел здания, выполненные в духе провинциального конструктивизма. И советских общественных зданий осталось не так много. Даже то, что было построено в 60-70-ые годы прошлого века, меняет свой вид: используются современные материалы и здания смотрятся так, как будто возведены сегодня. Исторических следов становится все меньше и меньше.

Если говорить о Западе и развитых странах, то там города имеют архитектурные и градостроительные законы, которые никто не может преступить, поэтому европейские города сохранили свою архитектурную историю и целостный облик. В Саранске, как и во всех российских городах, таких законов нет, отсюда спонтанность застройки. В итоге появляются здания, которые не связаны с окружением ни по облику, ни по функциям. Так мы получили торгово-развлекательный комплекс «Рио» на Соборной площади, что прямо противоречит назначению и духу места. Подобных казусов в развитых странах не бывает, потому что учитываются интересы не только бизнеса, но и горожан.  

То же самое относится к цвету фасадов. Саранск за последние годы стал цветным, очень пестрым — сказывается желание городской власти сделать город ярким, но цветовой культуры пока еще не хватает. Колористику города надо разрабатывать — это задача главного художника города, которого у нас нет, кстати, как и главного архитектора.

 

Сохранять, а не подделывать!

Своеобразных исторических островков, сохранившихся  в первозданном виде, в городском округе раз-два и обчелся. Виктор Махаев выделяет Иоанно-Богословский монастырь в Макаровке, который представляет собой историко-архитектурный ансамбль и гарнизонный комплекс на улице Мокшанской. Последний сохранил свой облик, поскольку долгое время оставался закрытым объектом. На него сейчас возлагаются большие надежды - провинциальная готика в кирпичном стиле должна остаться потомкам.

Еще одно пожелание эксперта: воздержаться от ретро-стиля в архитектуре. 

- Не надо имитировать позапрошлый век, как бы ни был он прекрасен. Так мы отказываемся от своего слова, лица в архитектуре. Необходимо всегда строить в современном стиле. Когда финны увидели наш классицистический Кафедральный собор, то сочли, что он ровесник собора в Хельсинки, который заложили в 1830 году и строили 22 года. Внешне здания очень похожи. Финнам трудно было объяснить, почему в начале 21 века надо строить такие архаические здания.  

- Как Собор должен выглядеть в современном стиле?

- В этом большая проблема. Наша церковь утверждает, что православное зодчество – консервативное и не имеет права меняться. Но это просто незнание русской культовой архитектуры. Вплоть до начала 20 века все наиболее прогрессивные, экспериментальные формы в зодчестве отрабатывались именно на храмах. Возьмите колокольню Ивана Великого, Кижи или храмы в стиле модерн. Дело в том, что православная архитектура у нас только возродилась из небытия, был 80-летний провал в истории, а возрождение всегда начинается с повтора старых форм. Думаю, лет через 15-20 появятся неожиданные авангардные экспериментальные формы в культовой архитектуре. Мы не можем бесконечно копировать то, что когда-то существовало, иначе получится тавтология, фальшь.  

- Недавно в Саранске появилось мордовское подворье, где показаны история и традиции народа. Как относитесь к подобным стилизациям?

- Это коммерческая архитектура, в которой стилизация и откровенный кич приемлемы. В зоне отдыха в качестве исключения она может быть. Главное, чтобы такой кич не заполонил весь город. 

- Какой архитектурный период самый интересный в истории Саранска?

- Начало 20 века. От железной дороги до Петропавловского монастыря по улице Базарной (ныне Советская) тянулась каменная застройка с чередой красивых церквей. Это был ансамбль русского уездного города. Жаль, что лицо дореволюционного Саранска навсегда стерто. 

- Из современных построек Вас что-нибудь впечатляет?

- Кафедральный собор прекрасен издалека, место для него выбрано идеальное, хорош он с ночной подсветкой. Но детали Собора убеждают в том, что это стилизация, да и площади не получилось. Это очень трудная градостроительная задача — создать сакральный центр города. Остальное я бы не выделял, очень много профессиональных претензий. Главная проблема – нет целостности, единства, все разноплановое, не согласованное друг с другом. Площадь 1000-летия пока тоже не получилась, несмотря на высотное здание университета, которое все «держит». Это сумма разнохарактерных зданий, а не ансамбль. 

Тем не менее, не может не радовать интенсивное строительство в целом – это показатель развития города. Пусть он стал другим, уничтожил всю старину и смотрится немного навязчиво, а где-то наивно, но стремление властей сделать город более привлекательным и комфортным заслуживает уважения. Это колоссальный рывок, чтобы выбраться из захолустья к новому качеству жизни. На это интересно смотреть и есть над чем работать.

С.Родионова.

 

Не хватает памятника М.М. Бахтину

В университетском городе должны увековечить известного на весь мир русского мыслителя. Этот проект обсуждается на протяжении десяти лет. Скульптор Николай Филатов вылепил модель уже давно, архитектор Владимир Бродовский сделал проект, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Хотя место для монумента великому мыслителю негласно уже определено -  рядом с университетом, где он работал, или на ул. Советской – возле Мемориального музея, где жил. 

 

Между тем

 

Поучиться у Запада

Отчасти причина хаотичности застройки и в самих генпланах – основных документах, на основании которых развивается город. Рассчитанные на долгие годы, они не успевают за темпом жизни. Особенно показательны советские «градообразующие документы», которые были реализованы лишь процентов на пятнадцать, остальное так и осталось на бумаге. Российские генпланы по-прежнему должны предусмотреть все направления развития города: от застройки до озеленения. Это очень громоздкие документы, которые могут потерять свою актуальность прежде своего утверждения. В отличие от России, на Западе генплан направлен только на какую-то локальную задачу, например, транспортную или экологическую, и поэтому действительно решает ее. 

 

 

 

Версия для печати Версия для печати