№ 50 (913)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 46 (910) от 13.11.2024
Гусельная история Николая Селиванова

 Самый сказочный инструмент. Старинный. Волшебный. Так говорят о гуслях.

До сих пор они остаются для многих вестником из прошлого, а никак не современным инструментом. Но всё чаще музыканты открывают гусли для себя и для других. Так произошло и в Саранске, когда на «Ночь искусств» из Липецка приехал гусляр Николай Селиванов. А потом его пригласили в Государственный театр кукол Мордовии, чтобы и там он создал атмосферу русской жизни в преддверии премьеры спектакля «Сказания о крыльях». Нам Николай Селиванов рассказал, о чём же поют его гусли. 

Когда слушаешь музыку, исполняемую на гуслях, кажется, что звучать она может бесконечно. Одно произведение незаметно переливается в другое. Да так и есть. Николай рассказывает, что порой играет на гуслях без остановки по 3 часа кряду. Главное, руки положить на инструмент правильно, и тогда погружается или в медитацию, или рождаются новые мелодии.
Сочиняет современный гусляр произведения о природе. Это и «Волны Севера», и «Песня далёкой звезды», и «Танец весенних капель», или «Круговорот вселенных». Поёт сказания, за основу которых берёт старинные русские предания или произведения советского поэта и живописца Игоря Кобзева. И потом гусли, звучащие или на экспозиции картин Ивана Шишкина, или в фойе театра, или на природе, где устраивают кулачные бои, пробуждают желание больше слушать эту музыку.
Иные слушатели настолько увлекаются, что хотят и сами играть на изумительном инструменте. Да и научиться перебирать струны несложно. Только не каждому он поддаётся, уверен Николай Селиванов. Были у него такие ученики, которые и гусли покупали, и пытались играть на них, но бросали по разным причинам. «Человек, который взял этот инструмент, по определению уже настроился нести лад себе и лад другим людям. Это гармония, любовь, радость, добро. А человек, который несёт в себе иные эмоции, агрессию, зло, он, может, и поиграет на гуслях какое-то время, но у него инструмент сам отторгнется, не сможет с ним играть. Не раз уже такое было».  
По профессии Николай Селиванов юрист, представляет интересы клиентов в суде. За плечами – музыкальная школа по классу скрипки и симфонический оркестр Липецка. О музыке, которую забросил, вспомнил лет через 15 и выбрал уже гусли. И теперь практически не расстаётся с ними в свободное время. Просто понял, что в этом инструменте скрывается глубинная музыка, которую захотелось играть для себя и нести людям. Кстати, Николай теперь и близкий человек Мордовии, потому что именно здесь нашёл себе супругу Марию. Она из династии Сосниных, знаменитых охотников.
В Саранске Николай играл на гуслях шлемовидных, 18-струнных, которые сделали из ели по его заказу. И на крыловидных, 9-струнных. Но в личной коллекции Николая Селиванова не только русские гусли, но и китайский гучжэн, украинская бандура, персидский сантур. Играет на всех. И считает, что музыка спасёт мир.
Инструменты, подобные гуслям, были у каждого народа мира. С гуслей, с цимбал начиналось музыкальное искусство. И сегодня в России гусельное дело начинает оживать. Не только профессионалы выбирают гусли, но много самоучек-гусляров. А с этой музыкой возрождается и духовно-нравственное начало российского народа. Люди хотят слушать о красоте, о природе, о любви на музыкальном языке старинных гуслей. 
 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии