№ 46 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 18 (830) от 03.05.2023
Живой символ Великой Победы

Разведчик-миномётчик Дмитрий Видманов

Всего 46 ветеранов Великой Отечественной войны осталось в Мордовии. С каждым годом редеет полк живых символов Великой Победы, тех, кто днями и ночами освобождал мир от фашизма. Из Ичалковского района, например, на фронт ушло более 13 тысяч жителей. Домой вернулись лишь 5 тысяч 700 бойцов. В 2015 году на 9 мая поздравляли 25 из них, до 78-й годовщины Победы дожили только двое. О фронтовом пути Дмитрия Ивановича Видманова читайте в материале Алёны Москалевой. 
 
 
В парадном кителе ветеран встречает гостей у калитки. Дмитрий Видманов в свои 96 ещё сам ходит в магазин. Приглашает нас в дом. На столе чайный сервиз и конфеты. На стене - грамоты, семейные портреты и несколько фронтовых снимков. 
«Это фотографировался, когда Красную звезду получил. А это вот мы – три сержанта – сфотографировались после войны. Я крайний справа, по центру Миронов, а слева старшина Бахрай», – начинает вспоминать войну ветеран.  
«Забрали меня осенью 1943 года, мне ещё 17 не исполнилось. Сначала в Кировскую область попал, город Слободской. Там два месяца у нас были курсы молодого бойца. Зимой. А потом нас отправили в Великие Луки Псковской области. В бане помыли и стали распределять по действующим фронтам. Я попал в 232 стрелковый полк 182 стрелковой дивизии миномётчиком – это Второй Прибалтийский фронт». 
В августе 1944 года красноармеец Видманов получил свою первую медаль – «За отвагу». В наградном листе указано, что заряжающий Первой миномётной роты беспощадно уничтожал живую силу отступающего врага, а именно – 30 немецких солдат, подавил 3 перекрытия и точным попаданием разбил немецкую полевую кухню.  
В Псковской области при форсировании реки Великой 232 полк попал под сильную бомбёжку, многих убило, ещё больше ранило. Наш герой получил контузию, угодил в медсанбат. «После выписки стал разведчиком, – продолжает рассказ Дмитрий Иванович, – наше дело – ночью достать «языка», а на следующую ночь ещё и ещё. Страшно было, конечно, но интереснее, чем в пехоте. Если в обороне дивизия или полк встал, целый день сиди в траншее, изучай передний край немецкий. У нас был бинокль: вот смотришь, сколько человек, как перемещаются, где обедают, где дежурят, где спят. А потом, когда сумерки наступают, мы совершали вылазку на территорию врага. Когда часового брали, а когда и покрупнее «рыба» попадалась. Однажды заходим в блиндаж, а там слегка навеселе обер-лейтенант сидит, видимо, день рождения отмечали. Он только хвать за телефонный аппарат рукой, и вдруг топот страшный, грохот. Оказалось, командир гранату на блиндаж кинул. Выходим, много побитых, трое живых из немецкой разведки. Это мы уже на Кенигсберг шли и Восточную Пруссию освобождать». 
Храбро воевал 232 стрелковый полк, освобождая от врагов на своём пути сначала города Псковской области, потом Литву, Восточную Пруссию, Венгрию, Австрию. За это время Дмитрий Видманов много раз ходил в разведку за «языками». На счету их взвода 45 украденных немецких бойцов, в том числе 10 офицеров. 
 «А 9 мая 1945 года мы уже были у берегов Балтийского моря, – ветеран показывает фотографию на стене. «Н. Балтийск, 2017 год, рядом с крепостью Пиллау», – это внук Дима туда ездил, сфотографировался на волнорезах. А мы вот наступали и дошли до берега, враги должны отстреливаться, а там пять-шесть человек вышли, вот так руки подняли и говорят нам: «Сдаёмся, всё. Конец войны». И вот там поблизости маяк был, который корабли встречает, на его крышу наши флаг подняли. Возле маяка мы и праздновали. Танцевали и пели под «Смуглянку», это была наша самая главная походная песня». 
Потом ещё шесть лет полк располагался в городе Кёзлин, современное название Кошалин. Там старший сержант из Мордовии охранял границу. Демобилизовался в 1950 году. 
С супругой Дмитрий Видманов познакомился, когда приезжал в отпуск перед возвращением в Ичалки. «Это я из кино шёл, из Кемли, догнал двух девушек. Пошутить решил, мол, вам одним не скучно?! Они рассмеялись и говорят: «Сами с усами, но вот солдатика бы с орденом не помешало». Я и ответил, мол, к вашим услугам, ордена имеются. Потом смотрю, одна из девушек к соседу свернула. На следующий день иду, а она опять к Еделькиным. Я его потом спрашиваю: а Лидия вам кто, оказалась, племянница. В следующий мой отпуск я на ней женился», – улыбается Дмитрий Иванович. «Родня сначала противилась, а вдруг он не вернётся, но Лида сказала: мне другого не надо, так вот 65 лет вместе и прожили. Дочь, сын, четыре внука, двоих Димками в честь меня назвали, а недавно и два правнука появилось, в Рязани живут, но меня навещают». 
До самой пенсии Дмитрий Видманов работал в Ичалковском райпо шофёром, объездил всю Мордовию и Поволжье. Отсюда благодарности на стене. Несколько лет назад похоронил жену. А на свой возраст смотрит с оптимизмом. В этом году ветерану исполнится 97. «Ещё чуть-чуть до круглой даты, может, доживём!», – говорит Дмитрий Иванович. 

 

Версия для печати Версия для печати