- Новости :: ЖизньВыпуск № 5 (766) от 02.02.2022
- «Новое село»
Уроженец Большеберезниковского района Евгений Ледяйкин возрождает землю предков
Шесть лет назад Евгений Ледяйкин вернулся из Москвы, чтобы продолжить жизнь своего рода, сохранить его территорию, память и ценности. Теперь в село Паракино съезжаются туристы из разных регионов, а мордовский пряник «сюкоро», который выпекается в местном кафе, даже участвовал в национальном гастрономическом конкурсе «Вкусы России-2021». О том, как сохранить этноколорит, да и саму жизнь в глубинке, – в нашем материале.Связь поколенийНовая история села Паракино началась в 2016 году, когда его уроженец Евгений Ледяйкин решил возвратиться на малую родину. В Первопрестольной он окончил РУДН, создал семью, дослужился до топ-менеджера производственной компании. Как говорится, живи да радуйся, но он покорил Москву и вернулся обратно – в родное село. Не для того, чтобы отдохнуть от шумного мегаполиса, а чтобы жить и работать на родине предков. Кстати, о своих корнях Ледяйкин никогда не забывал – на общественных началах занимался вопросами развития родного языка и национальной культуры. Более 10 лет он возглавляет Правление региональной общественной организации «Голос Эрзи», является членом Исполкома Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.– Чувство любви к Родине, воспоминания детства, отчий дом – вот, что меня подвигло вернуться обратно, – рассказывает Евгений. – Решение базировалось на нескольких факторах. Во-первых, в 2015 году я похоронил отца, а мой сын в то время учился в лицее для одаренных детей в Саранске. Надо было участвовать в его воспитании. Во-вторых, я не мог завершить свою диссертацию, посвященную эрзянской семье, а на родине была большая исследовательская база. Ну и, в-третьих, я понимал, что дети взрослеют, в отчем доме уже никто не ждет, связь поколений теряется. Встал вопрос: если переезжать не сейчас, то когда? Не скажу, что Паракино – самое удачное место в плане развития бизнеса, где можно заработать много денег, но главное, что это моя родина, и она для меня всегда хороша!Наш земляк уверен, что можно долго рассуждать на тему: «почему в деревне разруха», но лучше никого не винить в этом, а самому попробовать что-то изменить.Ледяйкин открыл свой бизнес – компанию по поставкам и сервису инженерного оборудования, но только на этом не остановился. Совместно с земляками учредил общественную организацию «Новое село», на сходах жителей определил главные проблемы и задачи, взялся за работу.– Это как снежный ком – все больше и больше: делая одно, видишь новые механизмы и направления развития, – поясняет Евгений Евгеньевич. – Включаешься и в них, а за ними появляются другие. Работы – море, время – нерастяжимо, ресурсы – ограничены. Призываем уроженцев подключаться, заражаем своей энергией другие села, стараемся, чтобы практики были универсальны для всех, так как только сообща возможно изменить жизнь российского села и своего как частность. Очень интересно работать сегодня в Мордовии, появляются новые перспективы через поддержку главой региона прогрессивных решений для развития сельских территорий и нового понимания возможностей культуры по созданию экономических активностей.Дом традицийПервым делом селяне учились верить в собственные силы. На общем сходе решили, что надо сохранять традиции. Так появился День села на Троицу и праздник «Ашо лисьма», а с ним и одноименный эко-этнопарк. Для этого паракинцы объединились и благоустроили площадку у старинного родника.Взялись за Дом культуры. Сначала собственными силами, а потом и нацпроект «Культура» помог.Благодаря программе «Комплексное развитие сельских территорий» в Паракино благоустроили центр села, установили современную детскую площадку.В своем родовом гнезде Евгений Ледяйкин открыл музейно-культурный центр «Дом традиций». Экспонаты для него собирали, что называется, всем миром, зато теперь современное поколение может воочию увидеть быт мордовских семей прошлых столетий.– Перед нами стоит задача – сохранить культурное наследие, а значит, его надо передать следующим поколениям, – считает Евгений Ледяйкин. – Как это сделать? Надо приобщить молодежь к традициям, дать прикоснуться к истории и культуре родного края. Вот такую площадку мы и создали, на которой открываются всё новые культурные пространства.Появился свой Центр ремесел, Дом конюха, музыкальный альбом «Вай» с уникальным устно-поэтическим творчеством мордвы Большеберезниковского района, туристические маршруты: «Паракинский клад», «Овраг фантазий» и т.д., мастер-классы: по мордовской кухне, вязанию, вышиванию и даже семейным ценностям – за чашкой чая здесь рассказывают подрастающему поколению, как духовные и моральные устои помогают в воспитании детей, делятся личным опытом и воспоминаниями старшего поколения.Теперь практически каждый год в Паракино реализуют тот или иной грант. В этом году, например, поддержку Президентского фонда культурных инициатив получил проект «Мое село: от культурных ценностей к гражданским инициативам». Для активистов сельских территорий здесь проводят семинары по возрождению традиций взаимопомощи, повышению социальной активности селян для развития своих территорий. Насыщенная программа семинара обязательно включает в себя мастер-классы по гостеприимству, изготовлению оригинальных сувениров. Кстати, опыт Паракино тиражируется на 20 сел Большеберезниковского района.– Сегодня огромное количество программ, которые позволяют привлечь финансирование для развития сельских территорий. Главным образом это национальные проекты, запущенные президентом, программы правительственной поддержки, фондовые конкурсы, – отмечает Евгений Ледяйкин. – Но чтобы воспользоваться ими, нужны люди заинтересованные в жизни своей малой родины, которые проявят инициативу, вложат свои ресурсы и получат поддержку от государства. Во многом на призыв таких людей и направлена наша работа. Они – главный инструмент развития села и государства в целом. Без этого никакие меры поддержки не заработают. Улучшить качество жизни в сельской местности можно, если в этом процессе будут заинтересованы, прежде всего, сами люди.Рецепт успехаСохранение культуры и традиций невозможно без развития бизнеса: для достижения желаемых преобразований нужен инструмент, убежден Ледяйкин.Чтобы сохранить традиции местной кухни в Паракино открыли комбинат мордовской кухни «Пайчалго», где готовят домашние полуфабрикаты, выпечку, в том числе и известный теперь на всю Россию мордовский пряник «сюкоро», а также предоставляют услуги полевой кухни для сельских тружеников. Местное кафе посещают жители ближайших сел и туристы. Данная предпринимательская инициатива, в свою очередь, позволила сохранить здание бывшей сельской школы, закрытой в 2019 году.Для поддержания владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров создали свой сельскохозяйственный кооператив «Велезор».– Нам есть, чем поделиться с другими активистами, в том числе и экономическими практиками. Мы накопили большой опыт по развитию села, – отмечает наш собеседник, – и не только положительный, но и отрицательный тоже. Открывали новые торговые точки, поскольку был запрос, но их развитие идет очень медленно. Все требует дополнительных вложений, а их, как всегда, нет… Но мы не унываем!– Каким Вы видите новое село?– Это село, где живут люди, содержат личные подсобные хозяйства. Каждые выходные, на праздники, каникулы сюда приезжают горожане. Здесь нет заброшенных домов.– Ну и как, жизнь в Паракино «заиграла»?– Молодежь стала чаще приезжать в деревню, активно участвовать в обсуждении вопросов по развитию села. Пока она еще не готова вкладывать свои деньги, но этот процесс близок. Пандемия нам, конечно, здорово помешала. Но главное, что дух подъема не пропал.К слову, «Новое село» уже подало заявку на первый конкурс 2022 года Президентского фонда культурных инициатив. Проект называется «Приземление. Приобщение молодого поколения к культурному наследию сельских территорий».– Даже если наша заявка не будет поддержана, важен сам факт её создания, – уверен социальный предприниматель. – Нашей командой сформирована и предложена стратегия развития креативных индустрий на сельских территориях. Будем активно двигаться в этом направлении и дальше, знакомить молодежь с глубинкой, прививать ее к корням, наполнять силой культурного наследия, верой в свои способности и в свою уникальную российскую идентичность. Преемственность формирует желаемое будущее.С.Родионова.- Версия для печати