- Новости :: ЖизньВыпуск № 17 (257) от 26.04.2012
- Жизнь на пороховой почке
Откровения 32-летней жительницы Саранска Зинаиды Чапаевой, страдающей серьезным недугом
Диагноз «хроническая почечная недостаточность» может поставить человека на грань между жизнью и смертью, а самое страшное – от него никто не застрахован. Конечно, прогрессирующая медицина способна облегчить страдания больного и продлить жизнь, но кто поможет решить его социальные проблемы? Находясь «на игле» искусственной почки, многое приходится менять, но тебе, к сожалению, не выпишут «рецепт» на достойное жилье, полноценное питание или нормальное отношение в обществе.
Переезд
Для Зинаиды Чапаевой жизнь делится на два этапа: первый, когда она была здорова, и второй, где каждый день наполнен болью и ежеминутной борьбой за выживаемость. Молодая женщина в зубово-полянском Леплее наслаждалась тихим семейным счастьем: вышла замуж, родила дочку. Но через несколько лет после прекрасного события серьезно заболела.
- Началось все со страшных отеков, - рассказывает Зина, - ноги, руки, лицо как будто накачали водой. Я еле передвигалась. Сначала меня положили в реанимацию в райцентре, а потом на «скорой» увезли в Саранск. В больнице я пролежала больше двух месяцев. Врачи поставили диагноз - хроническая почечная недостаточность, сказали «если хочешь жить, то будешь приезжать на гемодиализ три раза в неделю». Куда деваться? Первое время ездила из дома. В Саранске мне не у кого остановиться, поэтому приходилось ночевать на вокзале вместе с бомжами. Позволить себе снять жилье я не могла - все деньги уходили на проезд и питание. Так мыкалась четыре месяца. Потом мужа перевели в Саранск, и мы решили переселиться.
Самая первая проблема, которая встала перед Чапаевыми, – жилье. Даже съем квартиры оказался непростой задачей для семьи, где каждая копейка на счету. Зинаида – инвалид первой группы и по понятной причине работать не может.
- Мы стоим в очереди на получение жилья, но ее номер отбивает всякую надежду. Я ходила к власть имущим, а на прием не попала. Зато секретарь на полном серьезе посоветовала: «мужа отправь в район, ребенка - в детский дом, а тебе хватит и койки в больнице». Ушла со слезами и больше ни к кому не обращалась. Да и что толку, в обществе отношение к больным, как к изгоям. Обидно, что муж военный, а жилья не имеем. Хотя бы угол выделили по договору социального найма…Сейчас мы снимаем комнату в общежитии. Большое спасибо хозяйке - вошла в наше положение, и прописала меня. Теперь хотя бы не нужно ездить в Леплей за лекарством и пенсией. Но насколько мы здесь задержимся, тоже не знаю. Могут попросить в любой момент, и куда тогда идти?
Лечение
Еще недавно цветущая и жизнерадостная молодая женщина стала слабой и утомленной. В карточке, которая всегда при ней, - целый список хронических заболеваний. На почечную недостаточность наложились проблемы с поджелудочной железой, желчным пузырем, суставами и костями.
- Без таблеток дня не обхожусь. Давление скачет, суставы «ломает». Как инвалид, я получаю бесплатные лекарства, но их мне не хватает. В среднем две тысячи отношу в аптеку каждый месяц. Иначе буду ходить по стенке, гемоглобин сильно падает. Иногда иду и шатаюсь, а прохожие смотрят на меня как на пьяную. Больше всего боюсь упасть на улице…
Зинаида – постоянный пациент Диализного центра в Саранске, поскольку перерывы в лечении не допустимы в связи с угрозой для жизни. Она научилась выживать благодаря врачам и современным препаратам, но очень боится, что однажды у нее закончатся силы… По четыре часа три раза в неделю она находится на медицинской кровати. Диализный центр стал ее вторым домом. Но вместе с тем она зависима не только от аппарата искусственной почки, но и от своей семьи, потому что не может себя обеспечивать и нуждается в заботе.
- Мою жизнь сложно назвать нормальной, - считает женщина. – Каждый сеанс очищения крови дается психологически и физически тяжело. Иглы вставляются толстые, как вязальные спицы, на мои руки страшно смотреть…
Единственный выход для Зинаиды вернуться к полноценной жизни – пересадка донорского органа. Она уже ездила в Приволжский окружной медицинский центр на консультацию, но вернулась оттуда в смятении.
- Я поняла, что не потяну эту операцию. Мне сказали, что пересадка донорского органа по квоте для меня ничего не будет стоить. Удаление своей усохшей почки в Нижнем дорого встанет, а мне порекомендовали это сделать все-таки у них. Кроме того, после операций мне потребуется уход и длительный период реабилитации. Это значит: мужу придется оставить работу, чтобы за мной ухаживать. Как же нам тогда дальше жить и растить дочь? Получается, что от высококвалифицированного медицинского лечения откажешься сама…
С.Медведева.
Фото Н. Каранов.
Р.S. Зинаида Чапаева верит в сочувствие и очень надеется, что найдутся люди, способные ей помочь. Для неравнодушных к ее истории, оставляем номер контактного телефона – 89530281686.
Мнение
«К диализу нужно быть готовым»
Главный врач диализного центра «Фрезениус Нефрокеа» Михаил Кокинов:- В эпоху стрессов и фаст-фуда растет число больных с гипертонией, сахарным диабетом и другими заболеваниями, мишенями которых становятся почки. Реальная потребность в заместительной почечной терапии огромна во всем мире. В Европе, например, диализ получают 600-1000 человек на 1 миллион населения, в США – около 2000 человек, а в России – всего 133. В Мордовии этот показатель был и того ниже, но в этом месяце мы впервые вышли на общероссийский уровень. Сейчас в диализном центре лечение получают 110 жителей Мордовии и один – Нижегородской области. Работа по выявлению больных не стоит на месте, тем более что потенциал для этого есть – центр рассчитан на 240 пациентов. Если бы не было этого центра, то за три года в республике погибли бы сотни человек. Диализ стал настоящим спасением для больных с хронической болезнью почек. Его качество за последнее время значительно возросло, поэтому не все пациенты желают трансплантироваться. У нас налажено сотрудничество с Приволжским окружным медицинским центром в Нижнем Новгороде, и на консультацию к трансплантологу направляем всех желающих. За последние два года была пересажена почка пяти больным и порядка одной трети наших пациентов находятся в листе ожидания на донорский орган. Каждый выбирает то, что ему больше подходит. Проблема в том, что в основном пациенты к нам, как и в целом по России, попадают после реанимации – в весьма запущенном состоянии. Мы их возвращаем буквально «с того света». Когда пациент обращается к нефрологу вовремя, то у него есть время для подготовки. Если у человека в почках происходит необратимый процесс, то врачи предупреждают о необходимости диализа в будущем. К примеру, у больного из района республики будет время переехать в Саранск, найти подходящую работу, решить какие-то бытовые трудности. К сожалению, раньше были такие случаи, когда больные из сельской местности, внезапно узнающие о необходимости диализа, отказывались от лечения. Психологически они не были готовы к такому повороту событий.Я рекомендую всем, кто относится к группе риска, а это – люди старше 60 лет, лица с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, ревматическими заболеваниями, низким гемоглобином, мочекаменной болезнью и любыми заболеваниями почек, регулярно сдавать анализы на наличие белка в моче и сывороточный креатинин. Если белок в моче выявлен, а содержание креатинина крови выше 150 мкмоль на литр, - нужно идти к нефрологу для постановки на учёт!- Версия для печати