- Новости :: ОбществоВыпуск № 9 (509) от 06.03.2017
- Мордовским валенкам –150 лет!
Какие народные промыслы будут развивать в республике?
На днях состоялась презентация книги доктора исторических наук, профессора Александра Лузгина «Народные промыслы мордовского края». Как и в предыдущих изданиях, таких как «Промыслы Мордовии», «Жизнь промыслов», автор продолжил увлекательное повествование о предприимчивых людях, вписавших свои имена в трудовую летопись республики. О перспективах развития народных промыслов в регионе Александр Лузгин рассказал в интервью журналисту «Мордовии».
- Александр Степанович, какими народными промыслами издавна славилась Мордовия?
- Еще на рубеже XIX-XX столетий на территории Мордовии было около сотни видов народных промыслов, причем некоторые из них имели признание на самом высоком уровне. На международных и российских выставках не раз отмечались мокшанский и эрзянский женские костюмы, мордовская вышивка. С лучшими в России елецкими и михайловскими кружевами конкурировали темниковские. Венские стулья и стулья-кресла, изготовленные кабаевскими мастерами, были востребованы во многих губернских и уездных городах.
Далеко за пределами Саранского уезда была известна и керамическая продукция мастеровых села Шишкеево: крынки, горшки, корчаги и свистульки. Были у нас и селения, специализировавшиеся на изготовлении музыкальных инструментов: балалаек, фисгармоний и т.д.
Речные суда «Мокшаны» и «Суряки» перевозили грузы по Волге и другим крупным рекам России.
Именно мастерство и трудолюбие позволили вывести в свое время особый сорт огурцов «Аксельский», который славился своими вкусовыми качествами и прочностью в засолке, а также хорошо известный сорт капусты «Посопский» - он был выведен местными огородниками более двухсот лет назад.
- На Ваш взгляд, с чем связано такое разнообразие промыслов в регионе?
- К началу ХХ столетия территория современной Мордовии представляла собой окраинные уезды и находилась вдали от губернских городов. Сам уклад крестьянской жизни, с определенной цикличностью занятий земледелием, подталкивал предприимчивого человека к необходимости использовать межсезонья для изготовления необходимых предметов и вещей. Кустарные промыслы были местными и отхожими. Последние, надо сказать, зачастую были настолько развиты, что в зимние месяцы из некоторых селений Мордовии уходило почти все взрослое мужское население, хотя, конечно, преобладали все-таки местные промыслы.
- Расскажите о географии промыслов: где и какими ремеслами было принято заниматься?
- Более ста лет назад в республике сложились центры отдельных видов промыслов: по деревообработке – Виндрей, Поводимово; бондарного – Желтоногово, Дмитриев Усад; экипажного – Дегилевка, Лухменский Майдан и Кочелаево; сапожного – Кажлодка и Тархановская Потьма; гончарного – Шишкеево, Унуевский Майдан, Стрелецкая Слобода, Монастырское, портновского – Воеводское; кружевного – Темников; производство гнутой мебели – Кабаево; судового промысла - Пурдошки, Большие Березники. В Ельниках, например, ткали рогожу, из которой делали кули. Они заменяли мешки, в них перевозили зерно, муку… Валкой теплой обуви первыми стали заниматься жабинцы и урусовцы. Практически также вглубь истории уходит традиция валяния в селе Покассы. Здесь приезжим мастерам – вальщикам из Верхневолжских губерний поначалу отдавали в ученье подростков, платя за это немалые деньги. Кстати, в этом году валяльному промыслу на территории Мордовии исполняется 150 лет!
- Он активно развивается и сегодня, можно сказать, получил второе дыхание. В чем секрет его успеха?
- Во-первых, он востребован! В сельской местности и по сей день валяная обувь пользуется большим спросом. Ее дефицит во многом определяется значительным сокращением поголовья овец. В Урусовскую сельскую администрацию заказы на валенки поступают со всей России и ближнего зарубежья. В валяной обуви из Мордовии ходят и в Израиле, Франции, Италии, Норвегии, Германии, Канаде, Финляндии.
Этот промысел на сегодняшний день обеспечивает работой в селе до ста мастеров. За сезон каждый из них изготавливает 100-120 пар валенок, заметно пополняя свой семейный бюджет.
Во-вторых, мастерство передается из поколения в поколение. Неслучайно в Урусовской школе был открыт музей валенок - ему, к слову, исполнилось десять лет. Здесь дети знакомятся с процессом валяния, приобщаются к ремеслу: мальчики изготавливают сувенирные валеночки, а девочки их вышивают.
В настоящее время в селе создается музейный комплекс, где планируется открыть производственную мастерскую по валянию валенок, выставочный зал и небольшую гостиницу. Таким образом, в Ардатовском районе можно будет развивать один из перспективных видов туризма – культурный.
- Визитной карточкой Мордовии стали и тавлинские резные деревянные игрушки, и национальная вышивка мастериц Старой Теризморги.
- В этих промыслах тоже прослеживается преемственность. За тридцать лет работы экспериментальной школы в Подлесной Тавле выросло уже два поколения мастеров резьбы по дереву, которые не отступают от традиционных канонов.
Тоже самое можно сказать о мастерицах-вышивальщицах Старой Теризморги. Они работают в Национально-культурном центре села и известны далеко за пределами Мордовии. Традиции вышивального дела успешно передаются девочкам-подросткам.
- Увы, этого нельзя сказать про знаменитое темниковское кружевоплетение.
- Этот промысел сегодня переживает непростую судьбу. Плетение кружева – долгий и трудоемкий процесс, поэтому, вероятно, в наше динамическое время он с трудом находит последователей. По мнению главного специалиста в этой области А. А. Мануиловой, чтобы научиться плести кружева, мастерицам в среднем необходимо 2,5 года. Однако этот промысел надо развивать обязательно! Им могут заняться женщины в декретном отпуске, пенсионеры и просто все желающие, у кого есть свободное время.
- А есть ли желающие изготавливать гнутую мебель в лучших кабаевских традициях?
- К сожалению, у дубенцев, у которых успешно развивался этот промысел, пока нет достойных продолжателей. Но я думаю, что они обязательно появятся, если студенты техникума или старшеклассники под руководством учителя труда сделают, например, несколько венских стульев. Возможно, впоследствии, кто-то захочет продолжить это дело.
- Большим подспорьем стал бы материальный стимул. Хватает ли в Мордовии торговых точек для сувенирной продукции?
- За последние годы значительно расширился ассортимент сувенирной продукции, для изготовления которой мастеровые широко используют этнические мотивы нашего края и современные символы городской архитектуры, но проблема с организацией сувенирного бизнеса существует. Этот сегмент рынка до сих пор остается малоосвоенным, хотя это очень перспективное направление в преддверии предстоящего Чемпионата мира по футболу-2018. Хотелось, чтобы были какие-то льготы по аренде помещений для реализации изделий народных умельцев, особенно на первых порах.
- Какая поддержка в Мордовии оказывается мастерам?
- В республике для поддержки народных умельцев и мастеров действует закон «О народных художественных промыслах и народных ремеслах», но, как показывает жизнь, этого недостаточно. На мой взгляд, нужна система госзаказов для мастеров.
В последнее десятилетие в республике много делается в плане подготовки кадров для развития декоративно-прикладного творчества и восстановлении ряда традиционных промыслов и занятий, вписывающихся в современный сельский быт и городской образ жизни. В сельских поселениях немало мастеров, которые изготавливают уникальные сувениры, но мастер и заказчик не всегда знают о существовании друг друга. Решить эту проблему поможет создание центра промыслов и ремесел. Его филиалы должны открыться в селах.
- То есть одна из проблем – выявить народных умельцев. Далеко не все обнародуют свой талант…
- Решить эту проблему призван проект Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа «Мордовия мастеровая», проводимый при поддержке Министерства культуры и национальной политики РМ. Этот проект реализуется, в первую очередь, для поддержки людей мастеровых. Это обширное понятие. Мастерицей можно считать и бабушку, которая лучше всех в селе печет пироги или блины. Так вот, народные умельцы получат возможность представить свой талант на базе Республиканской национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, где будут проходить выставки-презентации народных умельцев и мастер-классы. Мы хотим, чтобы не только республиканские, но и муниципальные власти обратили внимание на творчество сельских жителей. Отрадно, что в последние годы в Мордовии появилось много молодых мастеров, да и география промыслов постепенно начинает расширяться. К примеру, мордовские матрешки начали изготавливать в Чамзинке, игрушки из глины – в Атюрьеве, а плести кружева – в Старом Шайгове. Неважно, где живет мастер, главное, чтобы его дело продолжалось!
C.Медведева.
Фото С.Пестов.
Кстати
Еще один юбилей: мордовской матрешке – 50!
В 1957 г. в Старошайговском районе на Мельцанском деревообрабатывающем комбинате стали выпускать матрешки-мордовки («мокшанки» и «эрзянки»). Однако сегодня наиболее развит этот промысел в Теньгушеве, которое находится по соседству с нижегородским селом Полх-Майдан. Примечательно, что этим промыслом занимаются целыми семьями. Наиболее известны супруги Щербинкины. Муж Игорь Владимирович в своей домашней мастерской вытачивает из липы деревянные куклы, а его жена Татьяна Ивановна их расписывает. Авторские работы этой семьи являются украшением и раскупаются по всей России.
- Версия для печати