- Новости :: ОбществоВыпуск № 28 (476) от 14.07.2016
- Жизнь после взрыва
Квартиры в доме № 20 по ул. Эркая в Саранске покрылись паутиной трещин
Коммунальные проблемы в доме №20 по ул. Эркая начались еще шесть лет назад, когда здесь взорвался газовый баллон с пропаном. Виновник трагедии погиб, оставив тяжелое наследство своим соседям. По мнению жильцов, после этого ЧП квартиры стали покрываться паутиной трещин, промерзать и плесневеть. Все эти годы люди били тревогу, но получали лишь отписки. Дело сдвинулось с мертвой точки только после обращения в Центр общественного контроля в сфере ЖКХ в РМ. Подробности – в нашем материале.
Лед и плесень
23 января 2010 г. жильцы злополучного дома не забудут никогда. В тот день водитель автобуса принес домой газовый баллон с пропаном для разогрева. Взрыв был такой силы, что выбило двери на верхних этажах подъезда, а в некоторых квартирах были покорежены плиты перекрытий и стены. Особенно досталось соседям нерадивого водителя.
- Я как раз была дома, - вспоминает Любовь Охамова, проживающая на четвертом этаже. - Когда услышала громкий хлопок, подумала: на улице что-нибудь взорвали, а потом посмотрела на свой потолок и ужаснулась. Плита провисла и вся покрылась трещинами. Я сразу выбежала на улицу. Оказалось, что баллон как раз надо мной взорвался.
У соседки сверху, наоборот, развалился пол, а вообще, взрывная волна прошла по всему дому. ЧП в той или иной мере коснулось каждого, отмечают жильцы. Некоторые даже с дивана упали, но одним только шоком дело не закончилось. Буквально сразу после взрыва люди стали замерзать дома, хотя раньше такого не было.
- В этом нет ничего удивительного, - утверждает Любовь Охамова. – В некоторых квартирах такие щели, что улица просматривалась, а зима тогда очень лютая была. Стены покрылись сначала ледяным налетом, а потом плесенью.
Тогда Охамова обивала пороги многих чиновников, но ответ был всегда один: «Пусть ремонт делает виновник».
«А если его нет в живых?» - спрашивала Любовь Зиновьевна.
«Тогда подавайте в суд на хозяина квартиры, который сдал свою квартиру виновнику взрыва», - говорили в Министерстве ЖКХ РМ.
Но этот вариант жильцы отмели сразу. На тот момент у хозяина квартиры было трое малолетних детей, жена нигде не работала, а его получка была чуть более минималки.
- Он сам попал в долговой капкан. Что бы он нам платил: сто рублей в месяц! – говорит хозяйка квартиры №136. – А тут нужны миллионы!
В конце 2010 г. коммунальщики все-таки смилостивились и укрепили квартиру Охамовых швеллерами изнутри! Хозяйка вспоминает, что тогда ее жилье напоминало техпомещение: целых полгода она жила с железным профилем на стенах и потолке.
Потом, опять-таки после длительных разбирательств, швеллера ей спрятали за гипсокартоном. В итоге площадь квартиры заметно сократилась, но Любовь Зиновьевна переживает о другом.
- За гипсокартоном теперь не видно плесени. Мы стали задыхаться дома, а стены от грибка обработать не можем. Мой сын – инвалид, сейчас практически из больницы не выходит. Очень сильно его здоровье пошатнулось, - говорит пенсионерка.
Страдают от трещин на стенах и другие жильцы. У Людмилы Сажневой почернели стены в ванной и спальне. За 6 лет женщина делала ремонт уже трижды, только толку все равно нет.
- Маленькие дети задыхаются, у них аллергия от сырости развилась, - считает хозяйка квартиры №152.
- Сколько можно в плесени жить. У нас, как баня по-черному! – возмущаются ее соседи.
Посмотрев на интерьеры обитателей дома, становится понятно, что это не послевзрывная фобия, и жильцам действительно есть чего опасаться. В некоторых квартирах обои от сырости отпадают.
Как говорит председатель совета многоквартирного дома Михаил Сорокин, все жалобы жильцов практически идентичные. Зимой люди мерзнут, у некоторых даже из углов ветер дует, а летом по стенам вода течет. Причем такие претензии поступают не только из четвертого – наиболее пострадавшего подъезда.
- Дождь прошел и в одной квартире третьего подъезда угол целиком намок, - отмечает Михаил Сорокин. - Раньше такого не было, а ведь наш дом не старый, ему всего 27 лет.
Во втором и первом подъездах квартиры тоже сыреть стали.
Между тем, решения проблем от коммунальщиков не последовало. Все, чем помогли службы ЖКХ, кроме установки швеллеров в некоторых квартирах, отремонтировали межпанельные швы. Однако, как показало время, это, что мертвому припарка.
- Мы живем, как на пороховой бочке, - говорят жильцы. – Боимся, что дом совсем развалится, но на наши просьбы чиновники не реагируют. Только после обращения в региональную общественную организацию дело сдвинулось с мертвой точки.
- В ходе нашей проверки информация жильцов подтвердилась, - говорит руководитель Центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства РМ Алексей Кливер. – Мы считаем, что дом в ближайшее время должен быть включен в программу капремонта.
По этому поводу Алексей Кливер направил письмо в адрес Председателя Правительства РМ, и маховик коммунального действа сразу пришел в движение.
На днях межведомственная комиссия, в которую вошли представители районной администрации, ГУКа и общественности, изучила проблемы жильцов, что называется, крупным планом.
Глава администрации Пролетарского района Саранска Александр Кузьмин отметил, что в ближайшее время будет заказана независимая экспертиза, поскольку вначале нужно выявить причину проблем. В дальнейшем все ее рекомендации будут выполнены, то есть, если эксперты решат, что дому необходим капремонт, то он будет включен в республиканскую программу. Главное, чтобы за это время еще шесть лет не прошло, говорят жильцы.
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
С.Медведева.
Фото С.Пестов.
- Версия для печати