№ 51 (914)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 47 (859) от 22.11.2023
Общественный транспорт Саранска: жив или мёртв?

Проблемы городского общественного транспорта мэр Саранска объяснил нехваткой кадров.

Особенно подчеркнул дефицит водителей в штате муниципального предприятия «Горэлектротранс». Как на самом деле живёт один из главных городских перевозчиков? Большое интервью с руководителем ГЭТ Саранска Борисом Боровым – в газете «Мордовия».

– Борис Владимирович, какая сейчас потребность в водителях у «Горэлектротранса»?
– На сегодняшний день обеспечение кадрами предприятия, а это пополам что автобусный парк, что троллейбусный парк, составляет 60%. То есть 40% водителей, а это примерно 150-170 человек, нам просто физически не хватает. Это очень большая проблема, и эта проблема не только города Саранска. Это проблема всей отрасли в целом. Этим «болеет» и Москва, и Калининград, и Дальний Восток, то есть это есть кругом. Например, в том же самом Ростове – это первое, что пришло в голову – более 1000 человек потребность в людях. Огромная потребность была в Казани, и они смогли выровнять её путём привлечения сторонних граждан. Поэтому сотрудники нашего предприятия, кадровая служба, я лично сам, всеми силами занимаемся этим вопросом, ищем персонал.
– Какие пути решения видите в вопросе кадрового голода? Какие решения уже есть сейчас?
– Водитель троллейбуса и автобуса – это профессия специфическая. Дефицит этой профессии был всегда. Но раньше на это работали всем миром, как говорится – существовали специальные ТПУ, существовали специальные курсы, была возможность у молодых людей получить такое образование. Сейчас это образование, прийти в эту профессию могут лишь только люди в возрасте как минимум 23 лет. Потому что с 18 лет человек может получить удостоверение водителя, нужен минимальный стаж 3 года, и получается, что в профессию человек приходит только в 22-23 года. К этому времени большинство людей – уже сформировавшиеся личности, которые нашли себя кто в юриспруденции, кто работает слесарем, кто – токарем, и получается, что идти в профессию водителя троллейбуса, автобуса уже поздно. Поэтому на предприятии всегда существовал учебный класс, и было принято решение о наборе группы на обучение. Мы набрали сначала 11 человек – это нелегко нам далось. Не все дошли до конца: кто-то провалился на экзаменах, кто-то просто начал прогуливать, и мы поняли, что нам не по пути. Но основной костяк уже сдал вождение и теперь сдают экзамены в ГАИ, после чего получат водительское удостоверение соответствующего образца и после стажировки уже начнут работать на улицах нашего города. Поэтому учебная программа – это та редкая возможность своими силами обучить людей этой тяжёлой, не всегда благодарной, но очень почётной и на самом деле интересной профессии.
Кроме того, профессия введена в категорию сверхдефицитных на предприятии, созданы соответствующие распорядительные документы, и на основании этого поступило предложение профсоюзного комитета, и администрация предприятия поддержала – мы сейчас будем вводить по желанию людей, если они этого захотят, бесплатные горячие обеды в обеденный перерыв для водителей. Компенсируем оплату жилья иногородним. У нас заключены контракты с техникумами и училищами для обучения людей. Поэтому наша кадровая служба всесторонне занимается вопросом, каждую неделю выезжает в районы нашей республики и ищет персонал. У нас уже есть несколько человек, которые пришли к нам с районов и начали работать. Это огромная кропотливая работа, которая практически незаметна, но её все равно надо делать. Настолько это было годами запущено, что сейчас отрасль в целом столкнулась с этим кадровым голодом.
– Кстати, про «годами запущено»: у многих складывается впечатление, что долгое время было всё хорошо, а теперь проблемы нарастают, как снежный ком. Очень много жалоб на общественный транспорт в городе в целом. В социальных сетях часто пишут, что именно в компании условия столь невыносимы, что люди бегут… Насколько это правда? Давайте попробуем объяснить людям, что же происходит на самом деле.
– А давайте попробуем. То, что пишут в социальных сетях, это очень интересно, и я с первого дня своей работы говорил всем и говорю вам: если интересно, приходите, наше предприятие всегда открыто, хотя у нас есть особый режим работы, но я устрою любую встречу, проведу по помещениям, как мы сегодня это сделали, покажу, как работает предприятие, чем живет предприятие. На предприятии очень много вопросов, которые надо обсуждать и о которых надо говорить. Почему-то все рассказывают о кадровом голоде, но у меня лежит на столе в кабинете справочка, в которой говорится, что состав людей, который был здесь год назад и который существует сейчас, полностью однотипный. Какие-то люди, а мы этих людей знаем прекрасно, и на часть из них уже подано заявление в МВД о клевете, распространяют слухи о том, что люди увольняются пачками, невыносимые условия труда. У нас были десятки всевозможных проверок, которые, честно говоря, только отвлекают от работы сотрудников предприятия, потому что мы перелопачиваем десятки томов всевозможных дел, архивов и показываем, что это не так. Приходят, проверяют, смотрят, и ни одного замечания подтверждено не было. Жалобы пишут, начиная от Президента Российской Федерации и кончая мной. Пишут, пишут, пишут… Приходите, я всё покажу, я всё расскажу.
Да, не всё гладко у нас, очень нелёгкий труд – мы начинаем работать с 4 утра и заканчиваем в 12 ночи, но благодаря лишь тем людям, которые здесь есть, город Саранск сегодня имеет даже ту долю транспортного обслуживания населения нашего города. Я каждый день выезжаю в город после 8 часов вечера и не встречаю, кроме машин своего предприятия – троллейбусов и автобусов, никаких других транспортных средств. Как только случается любой катаклизм – дождь, метель, снег, кто остаётся в городе? Опять остаются наши люди. Потому что мы работаем по муниципальному контракту, мы работаем единственные под системой ГЛОНАСС. У частников вроде есть ГЛОНАСС, но он не включен, они утром выехали, поработали, заехали домой, а наши машины на протяжении всего дня находятся на маршрутах. Да, большие интервалы, но есть много причин, которые приводят к этому. Во-первых, есть и изношенность транспорта. Средний возраст троллейбуса – 10 лет. Срок эксплуатации троллейбуса – тоже 10 лет. И только благодаря слесарям и нашим техническим службам, которые восстанавливают эти машины, они работают на улицах города. Поэтому я бы не всегда верил тому, что пишут, особенно в каких-то «интересных» пабликах, особенно какие-то «интересные» люди. Легко быть критиком, сидя на тёплом диване у большого красивого компьютера. Приходите, посмотрите, как это есть, и всё станет понятно.
– Мэр города озвучил, что сейчас в распоряжении «Горэлектротранса» 40 троллейбусов. Столько и есть?
– Не совсем так. Игорь Юрьевич абсолютно правильно сказал цифру ежедневного выпуска на линию техники. Мы выпускаем ежедневно на линию 40-41 автобус и 40-41 троллейбус. Это максимальный выпуск. Потому что, взять же опять, например, показатель годовой давности, на улицы выходило 38 автобусов и 39 троллейбусов. Поверье, вот эти 2-3 единицы запустить тоже было очень непросто. Предприятие, когда я пришёл на него, стояло без резины, отсутствовали элементарные запасные части на складах, на топливо собиралось по миру, по копейке. Мы наладили эти вопросы. Мы провели огромную работу по благоустройству нашей территории. Вы не поверите, но здесь были канавы, в которые я даже со своим ростом мог провалиться. Каждый четверг у нас объявлен на предприятии чистым санитарным днём. И мы все вместе, начиная от меня, выходили – бригада была специальная создана из 4 человек. За лето перемещено 800 тонн асфальтового гранулята, рассыпано по этим канавам и заделано. Вроде бы незаметно, вроде бы все смеются, все улыбаются, но 800 тонн ручками перелопатить – это не так-то просто. Поэтому вопросы есть и будут. Всё зависит от того, к чему стремимся мы, к чему стремится предприятие, а найти, как говорится, спичку в глазах оппонента, когда в своём даже есть брёвнышко… Поэтому ещё раз говорю: приходите в гости, будем смотреть, будем общаться, и всё вам будет понятно.
– Очень много волнений по поводу закрытия троллейбусных маршрутов. Это касается, например, 1 и 2 троллейбусов: говорят, что их вообще перестали видеть. Что с ними? Какова их судьба и что впереди?
– Я гарантированно могу сказать вам, что ни один существующий троллейбусный маршрут в городе закрыт не будет. Что существует с 1 и 2 маршрутом: 1 и 2 маршрут – это маршруты, которые ездят один по часовой стрелке, другой – против часовой стрелки строго по одному месту. Службой эксплуатации проведены обследования, причём не только нашего предприятия, а транспортного управления города Саранска, неоднократно проведены исследования всех этих маршрутов, пассажиропотоков. Предприятие наше на данных маршрутах сегодня несёт убытки порядка 4 миллионов рублей в год. Но несмотря на это маршруты работают. Да, там мало машин, мы выпускаем туда в день 2 машины, но катать пустые машины по пустым улицам – это не совсем реально, когда где-то в Центре на той же Полежаева простаивают десятки людей. Мы эти машины лучше направим в центр. Потому что эти 2 троллейбусных маршрута полностью ещё перекрываются и автобусными маршрутами. Нам надо вводить пластиковые карты, и этим сейчас руководство республики усиленно, я знаю, занимается, я сам активно принимаю в этом участие. Когда мы введём бесплатный пересадочный билет, люди смогут пересаживаться из одного транспорта в другой бесплатно, это приведёт к тому, что доступность транспорта станет больше.
– Впервые слышу про эту инициативу. Расскажите, что за пересадочный билет, и как это будет работать?
– Глава города перед нами поставил задачу, мы этим занимаемся уже на протяжении 2 месяцев, на самом деле, это огромная документальная, прежде всего в правовом поле, работа. В республике давно этим занимаются. И сейчас, буквально на той неделе проводилось совещание по введению. Это будут обыкновенные пластиковые карты, по которым люди смогут передвигаться в общественном транспорте города – производить оплату ими, на них можно возложить различный функционал. И одна из опций – право бесплатной пересадки из одного транспортного средства в другое, например, в течение, я считаю, что для Саранска этого будет достаточно, 1 часа. То есть, человек выехал с Юго-Запада, едет на Химмаш. Чтобы облегчить свой путь, он может в Центре выйти, пересесть из троллейбуса на автобус и продолжить движение абсолютно бесплатно, предъявив кондуктору свой проездной документ, который был получен не более часа назад в нашем же транспортном средстве. Это работает в других регионах, это будет очень интересно. Транспортная сеть Саранска интересная и своеобразная: 4 микрорайона и центр города. Довольно просто выстроить логистику можно. Когда мы введём вот эту опцию, люди, я уверен, наполовину поймут, как удобно логистически выстраивать свои пути поездок по нашему городу.
– Затронули тему оплаты. Новые автобусы, которые поступили в «Горэлектротранс», подразумевали бескондукторную систему оплаты. Тем не менее в них появились кондукторы. С чем это связано?
– Эти автобусы ходили с работающей системой бескондукторного проезда. Но, к большому сожалению, граждане Саранска не совсем приучены, во-первых, платить в транспорте, что очень плохо. Сейчас в Минюсте республики мы проходим большие слушания, дебаты как раз о введении штрафа за неоплаченный проезд в общественном транспорте на территории города Саранска. Потому что человек юридически не несёт никакой ответственности. Наши контролёры, даже если задерживают,  не имеют права к нему ничего применить. Но это лишь одна сторона медали. А есть ещё вторая сторона. Вы знаете, есть такая тяжелая профессия – кондуктор троллейбуса или автобуса. Она на самом деле тяжела. И среди этих сотрудников находятся не всегда чистые на руку специалисты моего подразделения. В настоящий момент в органы МВД поданы 8 заявлений по факту хищения денежных средств у предприятия. Потому что это те деньги, которые должны идти в доход предприятия, а маленькая, очень маленькая, всем нам известная когорта людей, которая считает, что это ещё и их. И эти денежки попадают в карман этих людей. А это неправильно, это нечестно. Это является достоянием всего предприятия, это должно работать на всё предприятие. Я вам назову просто цифру, от которой многие приходят в шок. По моим подсчётам, и эта цифра непросто так, она взята на основании документооборота, эта цифра составляет от 25 до 30 миллионов рублей в год. Это много, это очень много. Это было всегда, это будет всегда, даже расстрелы в Китае не приводят к тому, чтобы перестали воровать. Но с этим надо бороться, этим надо заниматься. Те деньги, которые мы теряем, мы могли бы пускать на повышение заработной платы, на закупку новых материалов, запчастей… Поэтому мы вынуждены ставить кондуктора с валидатором ручным, чтобы он просто обилечивал наших граждан. Потому что, во-первых, граждане сами поленятся, во-вторых, есть риски, что эти деньги уйдут. Каждый день кондукторы сдают отчёт, и мы видим, по какому графику, по какому времени кто сколько заработал денег. И это очень сильно бросается в глаза. Самое интересное, у нас во всех автобусах и троллейбусах установлены камеры, и собраны целые ролики, подборки тех нерадивых сотрудников нашего предприятия и горожан, которые убегают из одного конца автобуса или троллейбуса в другой, лишь бы не платить за проезд. Так что это документально доказано – фото и видео имеется. Все не так легко и хорошо, как хотелось бы, но мы этим занимаемся.
– Приводит ли это к текучке кадров в числе кондукторов? Есть такое?
– Вы знаете, уходят обычно хорошие люди. Средний возраст кондуктора на предприятии, как бы не соврать, 54 года. И очень многие уходят на перерасчёт пенсии, очень многие уходят просто на пенсию по состоянию здоровья, потому что это работа по 12 часов на ногах, это очень тяжёлый и не всегда благодарный труд. Но те, кто занимался мздоимством, они не уходят. Они не выполняют план сдачи выручки. Есть люди, которые добросовестно сдают план, сдают сверх плана – за это получают премиальную часть соответственно. А есть люди, которым план не нужен, они приходят сюда совсем с дугой целью, и это совсем другие деньги. Поэтому каждый человек сам себе выбирает: именно эти люди не уходят, они пишут жалобы в эти же самые паблики, они придумывают всякие слухи о том, что предприятие скоро встанет, остановится. Этим занимаются в большинстве как раз те люди, которые всё прекрасно знают, но сами этому способствуют. Поэтому ещё раз говорю: приходите – покажу, расскажу, вы много что интересного сможете узнать.
 
Версия для печати Версия для печати