- Новости :: ОбществоВыпуск № 24 (680) от 10.06.2020
- Количество бюджетных мест в вузах страны планируется увеличить
Важно не только подготовить высококвалифицированных специалистов, но и трудоустроить их
Количество бюджетных мест в вузах страны, преимущественно в региональных, планируется увеличить с 2020 года. Такое поручение Правительству России дал Владимир Путин. Доклад о потребности в специалистах с высшим образованием и о развитии инфраструктуры в высших учебных организациях регионов президент ожидает к 15 июня 2020 года. Бюджетные места должны быть доступными не менее чем для 60% выпускников школ. Как к этой президентской инициативе относятся в НИ МГУ имени Н.П. Огарева, мы спросили у ректора Сергея Вдовина.
Президент отметил, что уже в 2020 году необходимо увеличить число бюджетных мест в вузах, в первую очередь региональных. Насколько это предложение актуально для МГУ им. Н.П. Огарева?– Инициатива лидера страны очень актуальна и своевременна. Увеличение бюджетных мест позволит большему числу выпускников, в том числе поставленных в неравные условия из-за дистанционного обучения, поступить в ВУЗы, расположенные в регионах. Это, безусловно, скажется и на сокращении оттока молодежи в города-миллионники. По информации Минобрнауки РФ, будет дополнительно выделено более 30 тысяч бюджетных мест. По каким направлениям подготовки, и в каком объеме они будут распределены, в ближайшее время установит Правительство РФ. Затем республика направит дополнительную заявку потребности в специалистах того или иного направления. Как мне известно, среди федеральных приоритетов медицинские, аграрные и педагогические специальности. По моей оценке, по вышеназванным специальностям в нашем университете оптимальное и достаточное число мест.Было бы неплохо получить дополнительные бюджетные места по направлениям биотехнология, радиотехнические системы и комплексы, химические технологии, строительство. Высокий запрос со стороны абитуриентов на обучение по IT-технологиям. К сожалению, в этом году мы не можем предложить бюджетные места по экономике и менеджменту, поэтому и здесь они были бы очень кстати.Учитывая сложную экономическую ситуацию и состояние рынка труда, следовало бы увеличить число мест для поступления в магистратуру для выпускников специалитета и бакалавриата. Это позволит обеспечить социальную защищенность выпускников в непростое время.– Легче ли будет поступить в вуз на бюджет в этом году?– Скорее сложнее, так как в этом году выросла нижняя планка балла ЕГЭ для поступления в российские ВУЗы. Общее число бюджетных мест, которые мы предлагаем выпускникам школ и колледжей – 1763. На ряд направлений подготовки будет очень высокий конкурс, а где-то вполне приемлемый. Советую ориентироваться на итоги приемной кампании 2019 года. Вся необходимая информация размещена на сайте нашего университета в разделе «Абитуриентам».– Будет ли стремиться вуз получить новые бюджетные места только для технических специальностей? Что будет с гуманитарными, творческими, ведь не секрет, что Институт национальной культуры создал оригинальные программы по сохранению и передаче традиций и культуры.– Конечно же, нет. За почти 90-летнюю историю в нашем ВУЗе сформировалось мощное гуманитарное ядро с набором факультетов и специальностей, присущих классическому университету. Участвуя в федеральном конкурсе на выделение бюджетных мест, мы заявляем их в значительно большем объеме, чем, к сожалению, получаем по итогу. Но это общероссийская тенденция.Что же касается бюджетных мест в ИНК, то в этом году по сравнению с предыдущим ситуация значительно лучше. Мы предлагаем 86 мест нашим абитуриентам. Замечу, здесь важно не только подготовить высококвалифицированных специалистов, но и трудоустроить их. А это, поверьте мне, сегодня сделать непросто.– Не повлияет ли увеличение бюджетных мест на конкуренцию, на объективный конкурс среди абитуриентов? Будет ли повышаться средний балл на бюджетные места?– Думаю, серьезно не повлияет. Мы с вами не должны забывать, что ежегодно к нам в университет поступают представители практически всех регионов РФ. Только в прошлом году мы приняли 737 человек. И с каждым годом их число растет. Растет и средний бал ЕГЭ, поступивших в наш университет. По итогам прошлой приемной кампании он составил 65,5 баллов по бюджетникам.– Потребует ли увеличение бюджетных мест и привлечение новых преподавателей?– Вуз обеспечен высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, и увеличение бюджетных мест не потребует значительного увеличения научно-педагогических работников. Но в целом наша кадровая политика ориентирована на преемственность поколений и привлечение молодых компетентных специалистов, владеющих современными образовательными технологиями.– Предложение президента об увеличении бюджетных мест вызвано также тем, что в региональных вузах есть уникальные программы обучения. Какое направление в МГУ Вы считаете конкурентным?– Несомненно, востребованные и конкурентные специальности, связанные с IT-сферой, нанотехнологиями, фармацией, биотехнологиями и ряд других. Многие образовательные программы университет реализует под заказ предприятий, которые уникальны в масштабах страны. Так, например, предприятия светотехнической отрасли, которые обеспечены выпускниками направлений подготовки «Оптотехника» и «Электроника и наноэлектроника». По договорам о целевом обучении с ОАО «Биохимик» в университете обучаются студенты нового направления «Химическая технология» (профиль «Химическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств»). «Биохимик» – один из важнейших отечественных производителей лекарственных средств, на котором востребованы выпускники программ «Биоинженерия и биоинформатика», «Биотехнология».Одним из приоритетных направлений развития университета является «Энергосбережение и новые материалы». И здесь мы предлагаем целый спектр направлений подготовки. Созданию новых энергосберегающих материалов и конструкций, применению их для проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений обучают на магистерских программах «Биотехнологии в строительстве», «Зеленое строительство», «Ресурсосбережение и экология строительных материалов, изделий и конструкций».На сохранение и развитие этнотрадиций народов финно-угорского мира направлены образовательные программы Института национальной культуры.– Как Вы считаете, смогут ли бюджетные места, их большее количество, притормозить отток молодежи в крупные города страны?– Убежден, что это сильный ход для дальнейшего экономического развития российских регионов, роста трудового потенциала. Нашей республике нужны молодые грамотные специалисты, талантливые, амбициозные и деятельные. Не секрет, что практически 100% уехавших на учебу в города-миллионники не возвращаются на свою малую родину. Посмотрите, кто сегодня двигает технический прогресс, инициирует и реализует проекты, выращивает хлеб, лечит, созидает и служит родной республике? Это выпускники Мордовского государственного университета. И мы гордимся ими!– Как Вы относитесь к предложению, после 2 курса дать студентам право менять направление подготовки?– Возможность менять направления подготовки уже имеется и при поступлении в магистратуру, и при освоении дополнительных образовательных программ. Если же инициатива нашего Президента будет реализована, университеты смогут выстраивать более гибкие индивидуальные образовательные траектории. Возможность смены специальности в процессе учебы позволит снизить и количество отчислений на первых курсах из-за разочарования в выбранном при поступлении направлении.Однако внедрение новой схемы потребует изменения федеральных государственных образовательных стандартов. По сути, состоится переход с уже привычной нам системы «4+2» (бакалавриат+магистратура) на «2+2+2», которая используется и в европейских странах, и в Китае, и в Японии. Подобный опыт начинается складываться и в России.Наш университет, имея возможность устанавливать собственные образовательные стандарты, также продумывает реализацию этого перехода. Это даст шанс студенту более гибко реагировать на потребности быстроразвивающегося рынка труда, что, безусловно, положительно отразится и на трудоустройстве наших выпускников.Т. Ланская.- Версия для печати