№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск №  6 (662) от 05.02.2020
Подлинное доверие

 От газеты до ТВ и Интернета: что читаем, что смотрим, чему верим и чего хотим

В конце 2019 года стали известны результаты самого масштабного за последнее время социологического исследования целевой аудитории республиканских средств массовой информации, проведенного НИИ «Регионологии». Как водится, в чем-то полученные данные оказались вполне предсказуемыми, а в чем-то и неожиданными, если не сказать – сенсационными. Среди прочего выяснилось, например, что сразу 87 процентов саранской молодежи предпочитают узнавать новости из Интернета. Мало того, у людей все более активно формируется запрос на объективное освещение происходящих событий и на альтернативную точку зрения, пусть даже не очень-то приятную для власть имущих. Впрочем, обо всем по порядку.

Методика подсчета
Сам опрос проводился в период с 8 по 31 ноября прошлого года методом квотной выборки. Всего в нем приняли участие около тысячи человек, проживающих во всех без исключения районах Саранска, а также в пригородных поселках Ялга, Николаевка, Луховка, Макаровка. Требования к респондентам предъявлялись стандартные, что позволило проследить наметившиеся тенденции и узнать мнения представителей практически всех социальных групп и категорий, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания или семейного положения граждан. 
Попутно «всплыли» и детали, не имеющие, казалось бы, никакого отношения к тематике исследования. Выяснилось, допустим, что подавляющее большинство опрошенных не сидят без дела. На отсутствие работы указали только 3 процента респондентов (18% пенсионеров – 
не в счет). Правда, благосостояние многих семей, несмотря на наличие более или менее стабильных финансовых источников, откровенно оставляет желать лучшего. Лишь 23 процента граждан заявили, что их домочадцы получают свыше 23 тыс. рублей в месяц. Тогда как у 43% семей среднедушевые доходы не превышают 12 тысяч. Вот и верь после этого официальной статистике…
 
Возможности и потребности
В целом, в схватке «Интернет vs СМИ» победитель пока не определен. С позиции массовости охвата первенство все еще удерживают традиционные вещатели. Так, 64 процента горожан легко довольствуются информацией, увиденной по телевизору. Регулярно, то есть ежедневно или хотя бы по нескольку раз в неделю его смотрят свыше 80 процентов жителей городского округа. Еще 9 процентов делают это, что называется, от случая к случаю, то есть реже одного раза в неделю. Каждый десятый горожанин и вовсе обходится без телеприемника. А у 8% граждан их даже нет в наличии.
А вот печатные издания покупают или выписывают 20 процентов опрошенных, еще 17% слушают радио. При этом доля любителей узнавать новости из разговоров с друзьями, знакомыми, а то и просто попутчиками тоже остается довольно высокой – 41%. Наконец, 46 процентов респондентов регулярно просматривают и новостные сайты, более трети – 
форумы, блоги, мессенджеры.
 
Сам себе журналист
При более глубоком рассмотрении позиции привычных медиаресурсов и вовсе представляются весьма и весьма шаткими. Так, в своеобразном «рейтинге популярности» телевидение набрало лишь 28% голосов, против 20 процентов у новостных сайтов и 15-ти – у соцсетей, форумов и блогов. У газет, журналов и радиостанций дела тоже идут не лучшим образом. Их информационный потенциал удовлетворяет, соответственно, 9 и 8 процентов опрошенных.
Это, однако, только цветочки. «Завсегдатаями» Интернета считают себя свыше 57% респондентов, еще 11 процентов хотя бы изредка появляются в сети. Для молодежи она и вовсе является главным, а порой и единственным (!) источником информации. К числу активных пользователей можно отнести каждого пятого гражданина в возрасте от 18 до 24 лет и от 45 до 54 лет, а также – 
почти четверть горожан в возрасте от 35-ти до 44 лет, и 35% – от 25 до 34 лет. Чисто для сравнения: целевая аудитория телеканалов более чем наполовину формируется из людей старше 55 лет. Тогда как в сегменте от 18-ти до 24 лет ТВ смотрит… лишь один человек из двадцати!
 
Истина где-то рядом
Есть, однако, и еще одна немаловажная деталь, на которую следует обратить внимание. А именно – на взаимозависимость традиционных СМИ и Интернет-источников. Проведенный опрос наглядно показал, что недостаток информации, тем более – ее замалчивание, нередко только усиливают любопытство. Не случайно, вероятно, сразу 62 процента респондентов сообщили, что пользуются Интернетом для поиска каких-то дополнительных материалов или объективных, «незаретушированных» региональных новостей. Чаще всего (в 32 процентах случаев) для этого используются социальные сети. Чуть реже (28%) – ссылки в поисковиках. Интернет-СМИ популярны у 15% пользователей, «You-Tube» – у 10-ти, всевозможные мессенджеры – 
у 7%.. Тогда как на отсутствие интереса к местной тематике указали менее 5 процентов опрошенных.
И здесь самое время перейти едва ли не к самому интересному разделу исследования, характеризующему уровень доверия граждан информации, получаемой из различных источников. Начнем с того, что ТВ, печатной прессе и радио верят в общей сложности 46% опрошенных (30, 10 и 6 процентов, соответственно). Тогда как Интернет-ресурсам – 
всего-то 28 процентов (16% – новостным сайтам и 12 – форумам, блогам и соцсетям). «Сарафанное радио» уважают еще 9 процентов респондентов. Остальные либо затруднились дать ответ (2%), либо посетовали на заведомую необъективность материалов.
Если учесть, что в «рейтинге доверия» выбрать предлагалось сразу несколько возможных вариантов, то тут голоса распределились еще более замысловато. Так, к ТВ относятся 240 из 808 позитивных упоминаний, 128 – к новостным сайтам, 94 – к социальным сетям и прочим «болталкам». Также 84 голоса отдано в пользу печатных изданий, 45 – радио. В 76 случаях была отмечена вера «гласу народа» (в смысле – досужим разговорам). В свою очередь, отсутствие заслуживающих доверия источников информации упоминалось аж 120 раз!
 
Свое лицо
Удалось социологам развеять и миф о невостребованности местных телеканалов (ТВ, к слову, вообще был посвящен целый раздел увесистого труда). Самым популярным из них респонденты назвали регионального партнера «РЕН ТВ» – «Телесеть Мордовии (10 канал)». Хотя бы раз в неделю его программы смотрят 29 процентов жителей республиканской столицы и ее окрестностей. На втором месте со значительным отставанием следует ГТРК «Мордовия» – 15%. Всего на 1 процент меньше – у «Саранск ТВ/Пятого канала». Еще один телеканал, входящий в орбиту местного медиахолдинга – «Мордовия 24», несмотря на свою молодость получил 11 процентов голосов. Ровно столько же зрителей смотрят любимое властями «Народное телевидение».
В итоговом рейтинге региональных телеканалов лидерство «десятки» тоже не подвергается сомнению – 59 процентов! У ГТРК «Мордовия» сей показатель не превышает 30 процентов. Саранское телевидение поддерживают 26% респондентов, «НТМ» – 22 и «Мордовию 24» – 21 процент. 
 
Дело мастера
В разрезе телевизионных программ самой узнаваемой стали «Наши новости», выходящие на все том же «10 канале». Они упоминались 185 раз из 685-ти (в процентном соотношении передачу регулярно смотрят 58 зрителей из сотни). Главный новостной продукт местной ГТРК – «Вести-Мордовия» – получил 116 голосов (37 процентов просмотра). Чуть меньше упоминаний (110) – у «Происшествий» от «10 канала» (они интересны каждому третьему зрителю). «В центре внимания» – еженедельное информационно-аналитическое обозрение «10 канала» – называлось 50 раз (16 процентов), «Время спорта» – 43 (14%). «Народные новости» и «Народное утро» («НТМ») с 40 и 31 упоминанием оказались только на шестом и седьмом местах рейтинга. В ТОР-12 также вошли «Од пинге», «Простые вопросы», «На земле» (все -«10 канал»),  «Вкусное утро» (ГТРК) и «От первого лица» («НТМ»).
Примечательно также, что по вниманию местной аудитории некоторые из вышеназванных передач могут посоперничать с продукцией федеральных телекомпаний. Достаточно сказать, что лидирующие по частоте упоминаний новости «Первого канала» набрали 260 голосов из 823-х, «Вести» от «России 1» – 143. а «Вести недели» и «Пусть говорят» довольствовались 113 и 110 «лайками». 
 
Взгляд со стороны
В какой-то степени сведения о популярности контента подтверждают довод о наличии в обществе запроса на объективность. Тем не менее, социологи решили прямо спросить людей, какие местные вещатели наиболее объективно освещают происходящие в республике события. Как и следовало ожидать, слащавые материалы об успехах и достижениях становятся все менее интересными широкой аудитории. Потому главному их проводнику – «Народному телевидению Мордовии» – готовы довериться 7,7 процента опрошенных. И это  даже меньше, чем каналам, где практически нет собственных новостей – Саранскому ТВ и «Мордовии 24» (8 и 9,3 процента, соответственно). В правдивости ГТРК «Мордовия» в свою очередь не сомневаются около 13% горожан. Ну, а рейтинг безусловного лидера опроса – «10 канала» – составляет 41 процент.  
К сказанному следует добавить, что авторы исследования решились даже описать среднестатистических представителей целевой телеаудитории, их ожидания и предпочтения. «Телесеть Мордовии (10 канал)», к примеру, нравится, в основном, работающим гражданам старше 25 лет, с высшим или средним профессиональным образованием, стабильным и относительно высоким доходом. Мужчины ценят его, главным образом, за оперативность и компетентность, а женщины – за актуальность, разнообразие и оригинальность подачи информации.  
 

 

Версия для печати Версия для печати