№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 46 (650) от 13.11.2019
Школа гостеприимства

В День народного единства, 4 ноября,  в Доме Республики в Саранске вручали государственные награды. Медали, знаки, грамоты  за самые разные достижения. Но самым заметным событием, пожалуй, стала награда за достижения в области развития туризма. Её вручили Темниковскому  туристскому центру. Такую награду в Мордовии узнали впервые. 

 
И стоит заметить, действительно было за что. Про туристический потенциал Темникова в регионе говорят едва ли не чаще, чем здороваются. Однако развитие этого самого потенциала шло  небыстро. Богатая история  и природные красоты – еще не гарантия притока гостей. Россияне уже много где побывали и могут сравнивать и цены, и сервис. Поэтому туристы сейчас требовательны в отношении питания, дорог, комфорта. Советские методы набора экскурсий уже не работают. В автобус, с табличкой «Экскурсия» уже не набрать случайных людей. Но хорошие результаты всё же есть, особенно, когда есть возможность развивать туризм в партнёрстве. Первым инвестором в туристический сектор Темниковского района стало государство. В деревеньке Лесное Цибаево  неподалёку от старинного Темникова построили избу по всем правилам старинного  деревянного  зодчества.  Тут тебе и деревянный сруб, и печь на дровах, и подлинная  посуда. Обстановку подбирали тщательно. Советовались с краеведами, историками и местными старожилами. Гостей сначала привозили только тех, что находил партнер проекта – туристиский центр «Русский мир». Потом люди потянулись уже сами. Местные жители неожиданно для себя получили работу в этом центре. Гостей встречают в национальных костюмах. Песнями и даже танцами. Так, что любой  сразу почувствует себя в гостях у самых близких и заботливых людей. Приглашают в дом, где уже протоплена печь, угощают блинами, настойками и чаем. Сдабривая всё это легендами, сказками и приметами  мокшанского народа. А ещё гостей здесь знакомят с деревенским бытом, учат молоть муку, печь блины, играть на ложках, стрелять из лука. Буквально по соседству воссоздают Избу Молочника. Это такой же бревенчатый дом, где туристам показывают крестьянский быт и традиции молочного производства на селе. Это уже частный проект. Инвестор вложился в туристический центр, чётко просчитав экономический эффект и результат. Кроме того, у бизнеса в планах еще и создание Дома Купца. Готовят проекты по воссозданию  Русского и Татарского  домохозяйств. Все эти проекты вполне укладываются в  модель поездки «выходного дня», которая так популярна среди россиян в последние годы. Путешественники стараются совместить в одной поездке несколько целей: побывать в Санаксарском монастыре, посетить музей адмирала Ф.Ф. Ушакова, заповедник им. П.Г. Смидовича и в финале вкусно пообедать, желательно с национальными мотивами. Как сообщил нашему изданию глава Темниковского района – только в этом году по самым скромным оценкам их посетили 45-50 тысяч человек. Мордовский заповедник имени П.Г. Смидовича принимает больше 10 тысяч посетителей в год.  Местные власти готовы поддержать любые проекты, связанные с расширением туристических услуг. Кафе и рестораны, гостиницы, хостелы, новые маршруты, связанные с автотуризмом, пешеходными турами, поездками по Мокше и заповедным озёрам. Муниципалитет берет на себя самое трудное и дорогое. Строит дороги до туристических объектов. Приводит в порядок территории вдоль дорог. Готовит  площадки для отдыха, проводит электросети.  «Запросы туристов стали более глубокими – говорит глава Темниковского района Сергей Кизим. – Успех зависит от того, насколько гибко участники рынка реагируют на пожелания. Нужно предоставлять интересный, насыщенный продукт, дающий  эмоции и пищу для ума. Поэтому есть большой интерес к тщательно проработанным маршрутам, где есть историческая составляющая и религиозная». Традиционно много запросов от жителей Мордовии, Нижегородской области, а также крупных городов Северо-Запада и , конечно, от москвичей. Темников набирает хороший туристический трафик. Нужно создавать продукты для молодежи. Новые по содержанию, рассчитанные на новые аудитории. Экстремальный туризм, велотуры на выходные, гастрономические туры, мастер-классы в деревнях.  Хорошо работают локальные фестивали, которые одновременно и продвигают территорию, и привлекают туристов, и поддерживают местный бизнес. Пример тому – фестиваль «Капустка по-Цибаевски». Это уже второй осенний фестиваль, который сумел привлечь гостей из Саранска, Сарова, Владимирской области, Рязани и Москвы. Изначально его проводили на бюджетные деньги, теперь фестиваль потихоньку стремится к самоокупаемости. Еще две важных точки опоры для успешного построения регионального турбизнеса – транспортная инфраструктура и современные технологии. Этому должен способствовать современный аэропорт «Саранск». В ближайшее время территория намерена сосредоточиться на расширении маршрутной сети аэропорта. Причем одна из задач – начать принимать международные рейсы в Саранске. Вторая важная тенденция – информатизация. Люди отказываются от услуг турагента и сами готовят свои поездки. Ищут интересные маршруты, бронируют гостиницы, покупают по сети билеты в музеи и договариваются о персональных экскурсиях. Делают отдых более доступным. Это тоже нужно учитывать. Ещё один важный момент. На самой границе Мордовии создан туристический кластер «Арзамас–Дивеево–Саров». Этот проект одобрил Президент России Владимир Путин. Темниковский район примыкает к этому кластеру и вполне способен оттянуть на себя часть туристов оттуда. Именно поэтому в районе в первую очередь были обновлены дороги, связывающие территорию с нижегородскими направлениями. Это уже дало свои результаты. Ещё одна ключевая задача развития гостевого сервиса – привлекать в регион крупные спортивные турниры, деловые события, выставки и фестивали. Особенное внимание в Мордовии готовы уделять инвестициям в религиозно-культурный кластер региона.  Минэкономики России сейчас разрабатывает план развития регионального туризма. Стратегия развития отрасли рассчитана на шесть лет. По некоторым данным, на финансирование отрасли могут выделить до 100 миллиардов рублей. Приоритетом будет развитие точек притяжения гостей. Для инвесторов предусматриваются меры поддержки. В первую очередь речь идет об освобождении от земельного налога и льготах по налогу на имущество на время реализации инвестпроекта. А ещё по взносам во внебюджетные фонды. Есть пункт и о льготном кредитовании под 3% для инвестиций в отрасль. Малый и средний бизнес  смогут получить льготные кредиты под небольшие проценты на реализацию туристических продуктов. Если стратегия будет принята, то инвестировать в развивающуюся отрасль смогут не только россияне, но и иностранный капитал.  По данным профильного республиканского Министерства, вклад от туризма в валовый региональный продукт составляет 1%. Республика намерена увеличить эту цифру в 10 раз. Для сравнения: в экономике России на туризм приходится примерно 2,5%. В мировом валовом продукте – почти 4%. Растущий интерес к внутреннему туризму, особенно после игр Чемпионата мира по футболу, нужно не упустить. Россияне сейчас активно и массово посещают объекты внутри страны и находят преимущество в том, чтобы отдыхать,  не пересекая границы. 
 
Версия для печати Версия для печати