- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 5 (245) от 31.01.2012
- «В США мне стало скучно»
Директор ГАУ «Госинформ» Алексей Романов - о передовых разработках, будущем Технопарка Мордовии и подготовке специалистов
В ходе недавнего визита в Саранск Дмитрий Медведев дал высокую оценку увиденному в DATA-центре. Презентованные здесь технологии если не верх IT-достижений в мире, то, по крайней мере, для России и Европы уникальны точно. Возможности представленных разработок не имеют границ и кажутся фантастическими. Например, о человеке выдают полную справку только по одной фотографии, а на расстоянии определяют температуру тела и тестируют на алкоголь. В беседе с директором ГАУ «Госинформ» Алексеем Романовым мы выяснили, какое значение для Мордовии имеют технологии, достойные сюжета голливудского фильма.
Наша справка:
Родился 5 декабря 1957 г. в Тамбове.
В 1982 г. получил квалификацию инженер–физик по специальности «Физическая электроника» (РРТИ). Кандидат технических наук по специальности «Техническая кибернетика» (МИХМ).
С 1988 по 2006 гг. - заведующий кафедрой Промышленной электроники в Ангарском политехническом институте, директор научно–производственной компании «Интегратор» при Восточносибирской внешнеэкономической ассоциации «Байколит», ведущий специалист компании «Eagle computers» США, менеджер проектов компании «ЮКОС». С 2008 г. – директор ГУ РМ «Госинформ».
Почетный гражданин г. Индианаполис (штат Индиана), «Инженер-2011 в Российской Федерации».
Полиция найдет бандита по сигналу
- Кто разработчик технологий, презентованных Президенту?
- Среди этих работ была только одна разработка зарубежной компании IBM, претендующая на интегральное решение, – подсистема «Разумный город». Все остальные решения принадлежат российским компаниям. Надо понимать, что Мордовия находится на начальном этапе развития системы, поэтому пока из 19 проектов только два полностью принадлежат республике: «виртуальный музей» и «система аудиовизуальной информации по государственным услугам».
- На ваш взгляд, что больше всего заинтересовало первое лицо государства?
- Мы показали не отдельные передовые разработки, а как они могут работать в комплексе. Наше основное направление – объединить разрозненные информационные ресурсы и подсистемы в единое решение. К примеру, комплексный прибор будет фиксировать множество параметров: улавливать газ, пары алкоголя, повышение радиоактивного фона, изменение температуры, влажности. Но главное его преимущество - сигнал будет подаваться в информационную систему с указанием места расположения потенциальной угрозы. Если есть трехмерная система изображения здания, тогда она позиционирует событие вплоть до конкретной комнаты. И что важно – сигнал для оперативного реагирования поступает ближайшей патрульной машине. Никто никого не вызывает и ничего не объясняет! При этом, если на участке есть видеокамеры, то патрульная служба может видеть, что происходит вокруг. Такое объединение дает совершенно фантастический эффект!
- Смогут ли жители Мордовии его когда-нибудь ощутить?
- Разработка «Безопасный регион» будет внедряться уже в этом году. Как результат - уменьшится число преступлений, ДТП, поскольку скорость реагирования экстренных служб возрастет в разы. Еще одна разработка, которую мы планируем внедрить – приборчик, размером с «флэшку», позволяющий подавать сигналы службам быстрого реагирования. Если человек нажимает на кнопку экстренного вызова, то его положение фиксируется на карте, что позволяет оперативно оказать ему помощь. Эту разработку нельзя ввести спонтанно - должно быть комплексное решение. Я думаю, что оно станет возможным в развернутом виде к 2018 году.
Не случайно в своем докладе Медведеву мы подчеркнули необходимость создания научно-исследовательского и проектного института по комплексным решениям «электронного правительства» уровня регион – муниципальное образование. Это окажет большое влияние и на развитие системы образования, и на подготовку кадров в республике. Предстоит архисложная работа, которая потребует большого количества высококвалифицированных специалистов.
- С этим как раз проблема…
- Я бы даже сказал, огромная, но она решаема. Будем заинтересовывать школьников повышать уровень информационной грамотности, создавать конструкторские бюро для старшеклассников, плотно работать с вузами, создадим свой центр обучения.
Однозначно произойдет отбор. Эксперименты с образованием очень опасны. То, что сегодня происходит в системе, дает очень плохой результат. В частности, переход на двухступенчатую подготовку в университете нанесет огромный ущерб выпуску высококвалифицированных кадров. Нельзя в одно целое объединить техникум и институт. Мы получим специалиста в очень узкой области, не умеющего работать с большими системами, решать комплексные задачи. Сейчас в отрасли IT большой дефицит главных архитекторов, инженеров проектов, руководителей программных групп. Люди, умеющие решать сложные, разветвленные задачи, - на «вес золота», и каждая компания вступает за них в серьезную борьбу.
- Сколько человек сейчас в штате «Госинформа»?
- Сейчас пока немного – 58, но до конца текущего года должно быть порядка четырехсот. «Госинформ» не только организует работу информационно-вычислительного центра Технопарка, но и, прежде всего, является оператором «электронного правительства» в республике, удостоверяющего центра электронно-цифровой подписи, универсальной электронной карты, центра космических технологий. Каждое из этих направлений достаточно емкое, поэтому такая потребность в кадрах.
«В информационных технологиях одна база – голова!»- Почему разработчики передовых технологий отдают предпочтение Технопарку Мордовии, а не едут, к примеру, за рубеж?
- Кто сказал, что за границей лучше, чем в России? Так считают те, кто там не был. В Европе инвестиционный климат на порядок хуже. Система дает сбой, кризис у них в голове: не хотят работать, обюрократились до безумия. Сегодня Россия развивается быстрее, поэтому у нас больше возможностей. В той же Европе можно о чем-либо целый год рассказывать и не увидишь результата, а здесь, если убедишь в своем проекте, то получишь быструю реакцию.
- А база?
- С этим сложнее, но мы ее формируем. По сути, в развитии информационных технологий одна важная база – голова. Надо сказать, вопреки распространенному мнению, ум всегда был сильной стороной россиян: мы думаем гораздо лучше, нежели делаем руками. Приведу такой пример. Как правило, совещания в иностранных компаниях проходят в два этапа: сначала обсуждают инженеры, как отверткой шурупы заворачивать, а потом ученые думают, куда и зачем этот шуруп прикручивать. Если в первой, наиболее простой части, участвуют немцы, англичане, японцы, то во второй, научной – в основном, русские, китайцы, индусы. Все, кто учился по нашей старой системе, дающей политехническое образование: широкое и воспитывающее способность мыслить комплексно.
- Вы говорите на правах эксперта, у которого за плечами богатый опыт преподавания в высшей школе.
- Я преподавал в Московском институте химического машиностроения на кафедре технической кибернетики, потом заведовал кафедрой «Промышленная электроника» в Ангарском политехническом институте, куда меня направили после аспирантуры. У нас - это семейное (улыбается). Моя бабушка и отец тоже были заведующими кафедр.
К сожалению, когда наступила перестройка, судя по зарплате, я понял, что государству стал не нужен. Поэтому пришлось уйти во внешнеэкономическую деятельность. Полтора года проработал инженером по проектированию кибернетических систем в Силиконовой долине.
- Почему уехали из Штатов?
- Стало скучно. Мне нужны дружеские отношения, а там этого нет. Еще мне был нужен взрывной проект для внедрения…
- За что получили звание почетного гражданина города Индианаполис?
- За реализацию комплексного проекта в 1993 году. Мы создали научный обучающий центр: университет штата Индиана – Рязанский педагогический университет. Впервые для американцев участие в этом проекте приняли бизнес-структуры, органы государственной власти России и высшая школа. За то, что удалось объединить структуры с противоречивыми интересами, – мне, ректору педагогического института и заместителю губернатора Рязанской области (впоследствии губернатору), – присвоено это почетное звание.
- Как оцениваете результат своей работы в Мордовии?
- В республике реализован уникальный для России проект – DATA-центр. По международной классификации надежности и доступности информационных систем он имеет уровень TIER-4, то есть его работу за три года можно остановить всего на 16 минут. Всего в мире уровня «проект» - шестнадцать подобных центров, уровня «объект» - шесть, а «эксплуатация» - один. В феврале получим уровень «проект» и станем девятнадцатыми в мире, потом – седьмыми. Через два-три года войдем в группу лидирующих DATA-центров мира и даже, если Бог даст, будем вторыми!
«…Прошу не выдавать карточку, а также не наносить татуировку на запястье и лоб»- О ближайшей перспективе. В некоторых регионах уже появились универсальные электронные карты. Когда они станут доступными для жителей Мордовии?
- С 1 января 2013 года УЭК будут выдаваться по заявительному характеру, а с 2014 г. – уведомительно каждому гражданину, достигшему возраста 14 лет. У нас уже есть система аутентификации по фотографии. По всей вероятности, будем внедрять ее в школах вместо проходной карточки. По этой системе также можно осуществлять оплату питания. Ребенок просто подходит с обедом и смотрит в камеру. Если родители согласны, деньги будут списываться с их универсальной электронной карты.
Накоплено множество элементов, которые позволяют всё объединить в единое целое. Думаю, что в информационном плане будут очень показательными 2013-2014 годы, когда жители республики почувствуют все преимущества «электронного правительства» в полной мере. Но есть одно немаловажное обстоятельство. Когда я учился в аспирантуре, мой научный руководитель сказал гениальную вещь: «очень легко разработать информационную систему, но практически невозможно ее внедрить». Мы встречаемся с сопротивлением, не потому, что новое – плохо, а потому что человек интуитивно боится любых изменений. Например, гражданин имеет право отказаться от выпуска универсальной электронной карты. Есть люди, которые любят манипулировать социальными проблемами и сразу образовались «компашки», которые готовят шаблоны заявлений с отказом от УЭК, ездят по городам и предлагают их подписать. Таких писем у нас уже много. Надо сказать, что люди пишут их от непонимания. Например, в одном заявлении было указано: «прошу не выдавать мне карточку, а также не наносить татуировку на запястье и лоб». Понятен уровень запугивания населения? В основном это делается на религиозной почве.
Принцип введения информации очень простой: не хочешь – не пользуйся. Никто тебя не заставляет. Хочешь стоять в очередях, собирать справки, платить за услуги – пожалуйста!
- Что «прошьют» в «универсалку» на первом этапе?
- Я бы в нее ничего не «прошивал», даже платежное поручение. Ведь нелепо платить паспортом, а это электронный аналог. Но это мое сугубо личное мнение. Раз федеральная власть считает, что это необходимо, пусть будет так. В УЭК войдут идентификационное приложение с электронно-цифровой подписью, банковское, медицинский полис, свидетельство обязательного пенсионного страхования, СНИЛС, ИНН.
Ко мне первая экспериментальная карточка придет уже через месяц. Не потому, что я смог ее себе сделать, а чтобы отработать механизм. Буду подписывать все документы, связанные с УЭК, только в электронном виде.
- Многих интересует вопрос: можно подделать электронно-цифровую подпись?
- Любые замки от честных людей. Подделать можно все, вопрос лишь в том, что проще. Электронно-цифровая подпись более защищена.
- А как быть, если карта потеряется?
- Ничего страшного не произойдет. Обращаетесь к нам, пишете заявление, платите порядка трехсот рублей и получаете новую. Старую карту блокируем. Более того, мы будем определять тех, кто попытается ею воспользоваться. Так что по сравнению с обычным паспортом - преимуществ масса.
С.Родионова.
- Версия для печати