- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 27 (527) от 06.07.2017
- Куда крутить педали?
В Саранске все больше любителей велосипеда, но кататься им пока негде
Сегодня мы не будем пытаться изобретать велосипед. Наша задача – поговорить о спортивной инфраструктуре мордовской столицы, и если конкретнее о том ее разделе, который относится к велосипедам. Велодорожки давно уже стали привычным атрибутом любого цивилизованного города мира. Есть они и во многих российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Перми, Екатеринбурге и в двух десятках других. Саранск в этом отношении немного подотстал, поэтому в преддверии футбольного чемпионата мира нам предстоит наверстывать.
В планах они есть
Осенью прошлого года в Саранске Председатель Правительства республики Владимир Сушков провел совещание, посвященное развитию дорожной инфраструктуры Саранска. Одним из главных вопросов, которые там обсуждались, было создание в Саранске сети велодорожек. Первой ласточкой стала дорожка, проложенная между Республиканской клинической больницей на улице Победы и трассой, ведущей на Ключаревские кладбища. Она уже функционирует, и довольно активно используется любителями велопрогулок. Другой отрезок трассы, ведущий в сторону Юго-Запада, по-прежнему находится в «полуфабрикатном» состоянии. На прошлой неделе дорожники вели там работы по установке дренажной системы, и они были далеки от завершения. Будем надеяться, что до конца этого лета первая профилированная велодорожка в городе заработает по-настоящему.
Как заверили в Правительстве Мордовии, до конца 2017 года в Саранске появится велосипедная дорожка от стадиона «Мордовия-Арена» до аэропорта. По плану, она будет располагаться на левой стороне трассы, на расстоянии двух метров от нее и будет сопровождаться тротуаром. Ширина пешеходной дорожки составит 1 м, велосипедной – 1,5 м. Безусловно, после сдачи в эксплуатацию она станет хорошим подспорьем для жителей Химмаша, давно страдающих от нехватки не то что дорожек для занятия велоспортом, а элементарных тротуаров.
На очереди – проект, предусматривающий создание вдоль русла реки Инсар набережной протяженностью 1,3 км. Строители увеличат ширину реки до 85 м, а глубину – до 2,5 м. Предусматривается расчистка русла и акватории рек Инсар и Тавла, проведение берегоукрепительных работ. Пешеходный бульвар шириной около 15 м свяжет мост на улице Рабочей и один из входов на стадион «Мордовия-Арена». На набережной, уложенной брусчаткой, появятся велосипедные дорожки, будут оборудованы пандусы, построены спортивные, игровые и смотровые площадки. Безусловно, после сдачи проекта набережная Инсара станет одной из городских достопримечательностей, местом для семейного отдыха и развлечений. Предусмотрена велодорожка и на улице Тани Бибиной, где на днях началась масштабная реконструкция дорожного полотна. Но все это будет завтра. Пока же мы имеем то, что имеем.
На проезжей части ты… никто
Загруженные автомобилями всех мастей и стран дворы не оставляют пространства для любителей здорового образа жизни. Вчерашние детские площадки, и даже кое-где зеленые зоны, все активнее «осваиваются» четырехколесным транспортом, хамоватые владельцы которого считают себя «солью» земли.
К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями наступления так называемой цивилизации на еще вчера гарантированные права. Автомобили отнимают пространство у «безлошадных» граждан гораздо быстрее, чем развивается велоинфраструктура.
Дело в том, что, выезжая на дорогу, велосипедист становится участником дорожного движения и подпадает под действие раздела 24 ПДД, которые регламентирует правила поведения велосипедистов. Надо сказать, очень сложные и запутанные.
Например, пункт 2 24-й статьи утверждает, что движение велосипедиста по тротуару для лиц старше 14 лет запрещено, но тут же делает массу оговорок. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине…
Вы даже себе не представляете, под какой свод ограничений подпадает велосипедист, выходя проезжую часть. Во-первых, ему по определению должно быть не менее 14 лет от роду. Велосипедист не имеет права проезжать по пешеходной «зебре». Только спешившись! Не может двигаться в левом или среднем дорожном ряду. Только если того требуют обстоятельства. А их может быть множество. Не может ехать по тротуару или пешеходной зоне при большом скоплении пешеходов. Не может поворачивать налево из правого края проезжей части! Даже в отсутствии видимых преград для маневра. Категорически запрещено движение навстречу автомобилям. При перестроении и поворотах направо (налево) велосипедист обязан подавать сигнал рукой, а это неудобно, особенно для неопытных наездников. И так далее…
Одним словом, ездить по проезжей части можно, правилами это не запрещено, но крайне сложно. Вот почему так важно, чтобы у нас в городе как можно скорее появилась сеть профилированных велосипедных дорожек.
О тех, кто не дождался
К сожалению, в ведомственной статистике ГИБДД фиксируется немало происшествий с участием велосипедистов. Самый свежий трагический случай произошел три недели назад на трассе Р-180 на подъезде к Саранску, когда невнимательный водитель «МАЗа» с прицепом сбил велосипедиста, стоявшего на середине полосы движения, по которой ехал тяжеловоз. В результате аварии велосипедист скончался на месте происшествия еще до приезда «скорой».
Вечером того же 17 июня на 110-м км трассы Саранск – Атюрьево (рядом с поворотом на краснослободское село Синяково) еще один «МАЗ» наехал на пожилого велосипедиста. Последний с травмами доставлен в больницу.
А это снова Саранск. 5 мая в 17 часов 46 минут около дома № 97 по улице Ульянова водитель автомобиля «Рено» сбил велосипедиста. Пострадал один человек, естественно – велосипедист.
Вечером 23 мая в Саранске на улице Советская водитель машины «Лада 211440» при выезде на главную не уступил дорогу и столкнулся с велосипедистом. Пострадавшего доставили в больницу.
И совсем уж печально, когда в полицейские сводки попадают несовершеннолетние. 21 июня на улице Воинова под колеса «Ниссан Альмеры», за рулём которого находилась 33-летняя женщина, попал 8-летний мальчик на велосипеде. Как сообщили в Госавтоинспекции, мальчик не справился с рулежкой своего велосипеда и неожиданно выехал на проезжую часть. К счастью, все обошлось: после оказания помощи его отправили долечиваться домой. Но могло быть и хуже.
Но даже в этих условиях, когда вроде бы никто серьезно не пострадал, как относиться к глубокой психологической травме, которую наверняка пережил мальчик? Сможет ли он после этого снова сесть в седло велосипеда, захочет ли?
Рискнет ли краснослободский дедушка, который попал под «МАЗ», снова выехать на трассу? Возможно, велосипед был для него единственным доступным средством передвижения, его радостью и отрадой, продлевал ему жизнь?
И еще раз о пользе для здоровья
Ведь что ни говорите, а велосипед – это еще и огромный оздоровительный фактор. Езда на велосипеде – прекрасный способ дать телу необходимую нагрузку. Организм человека по определению предназначен для активного образа жизни – он обладает огромным запасом прочности и неисчерпаемыми резервами. Главное, регулярно давать ему посильную нагрузку.
Велосипедные прогулки укрепляют кровообращение, мышечный тонус, улучшают сон и пищеварение, снижают вес и стресс, укрепляют нервную и сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет, развивает вестибулярный аппарат. Кроме того, велосипед имеет и сугубо практическую пользу. Экономит время и деньги на дорогу, не создает проблем с парковкой, укрепляет взаимоотношения, особенно в семье. Родители на велосипеде – это ли не самая лучшая реклама для детей!
Одним словом, велосипед – это самый доступный и универсальный способ продлить свою жизнь и сделать ее яркой.
А. Пьянзин.
- Версия для печати