№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 3 (243) от 17.01.2012
Стоматолог нам не по зубам

Поход к врачу – всегда стресс. Дело не только в самой медицинской процедуре, но и в сложностях приема к бесплатному специалисту

Чтобы вылечить зубы, некоторым горожанам приходится занимать очередь с пяти утра, поскольку в восемь – талоны имеют свойство заканчиваться. При этом даже острая боль – не гарантия, что вас обслужат первым. В редакцию поступило сразу несколько жалоб на бесплатную стоматологию из разных районов города.

 

Корень проблемы

- У меня зуб болел всю ночь 22 декабря, - рассказывает Ирина (она работает в здравоохранении, поэтому просила не называть её фамилии). - Чтобы попасть на прием к зубному на Светотехстрое, нужно занимать очередь до шести утра. Я немного опоздала. В 7.40 талонов уже не было. Я сказала регистратору, что у меня страшные боли, терпения никакого нет. Она мне ответила: «Идите в смотровую», но провожать не стала. Пришлось встать в общую очередь, никто вперед пропустить не захотел. Кое-как дождалась осмотра. Потом меня направили на снимок. Врач сказала, что набрался гной, зуб нужно лечить. Повела меня без очереди в кабинет №8, но помощь так и не оказали. Дежурный отрапортовал, что сейчас много народа и выписал талон на 12.00. А на часах было чуть больше восьми. Глотая слезы от боли, я предложила заплатить за лечение. Но мне дали понять, что все сильно заняты и сейчас не до меня. Ругаться, доказывать свое право на экстренную помощь не было сил. От безысходности я поехала в частную клинику. За прием и лечение пришлось заплатить 270 рублей, но нервы дороже. Вот такая цена нашей бесплатной медицины! Неужели для того, чтобы оказали первую помощь, нужно терять сознание?

За комментарием ситуации мы обратились в стоматологическую поликлинику №2. 11 января, 8.00, а очередь в смотровую начинается чуть ли не от входа в здание.

«После праздников такой наплыв?», - спрашиваю в регистратуре. Услышав в ответ: «У нас всегда так», понимаю, что при таком раскладе каждый пациент подсознательно мечтает быть с острой болью. Хотя, если вспомнить случай Ирины, это тоже не гарантия экспресс-обслуживания. Плановым пациентам, правда, можно записаться предварительно, но это также не избавит от ожидания, сначала - все в тот же кабинет в порядке общей очереди.

- Зубных врачей не хватает, - называет основную проблему главный врач Николай Чудайкин. – Наше учреждение укомплектовано только на шестьдесят процентов, требуются еще 12 специалистов. Где их взять? В Мордовии стоматологов не готовят, а распределения сейчас нет. Из крупных городов в провинцию стоматологи ехать не хотят. В идеале один врач должен принимать в смену трех-четырех человек, а не четырнадцать, как у нас. Поликлиника рассчитана на 150 посещений в смену, а мы иногда принимаем по 200-250 человек. Наше учреждение открывалось по территориальному признаку для обслуживания жителей Пролетарского района, и штатное расписание рассчитывалось на количество проживающих. По возможности стараемся никому не отказывать, будь то житель районов республики, или житель других регионов, отсюда большой наплыв пациентов.

Теперь, что касается жалобы. Все больные с острой болью принимаются дежурным врачом вне очереди. Но он один на всех. Если приходит больной с острой болью, а врач уже лечит зуб другому пациенту, то он не примет его, пока не закончит с первым. Тридцать-сорок минут подождать можно.

- Тогда хотя бы обезболили, чтобы человек мог спокойно ждать.

- Как вы это представляете? В коридоре? Пациента нужно посадить в кресло, сделать укол, рассверлить зуб. На это требуется время. Но все равно без первой помощи от нас не уходят. Если возникли какие-либо проблемы, надо обращаться к главному врачу, заместителю или заведующему отделением и вопрос решается.

Некоторые жалуются, что приходят занимать очередь в половине шестого утра, мерзнут на улице. Зачем? Приходите к семи, когда открывается поликлиника.

- К «шапочному» разбору?!

- Не будет талона на сегодня, запишись на завтра. Есть предварительная запись в смотровом кабинете, второй год работает запись по Интернету. В день с помощью информационных технологий выдается два талона: по одному в первую и вторую смену.

- Почему так мало? Хватает?

- Здесь есть свои минусы. Больные часто запишутся, а потом не приходят, и талоны пропадают. К тому же, пациент записывается к терапевтам не глядя, а ему, может быть, нужен хирург, и получается, что он тратит время. В нашем деле без предварительного осмотра нельзя.

- Не можем обойти стоимость медицинских услуг. Здоровые зубы сегодня – дорогое удовольствие.

- У нас бесплатная поликлиника, поэтому все услуги, которые входят в программу госгарантий, – бесплатны: лечение и удаление зубов под обезболиванием, постановка световых пломб.

- А если пациент не хочет ждать очереди и готов оплатить «бесплатную» услугу?

- Тогда пусть идет в частную клинику… Мы не можем брать деньги за то, что положено бесплатно.



«Врачи разговаривают!»

Претензии к зубным врачам имеют не только «пролетарцы». Недавно в редакцию позвонила жительница Химмаша.
- Это безобразие! – сказал голос в трубке. - Чтобы точно попасть на прием к стоматологу, нужно либо в шесть утра очередь занять, либо сильно поругаться. А больше всего удивляет отношение. В начале декабря пришла на предварительную запись. В 8.30 прием в смотровом кабинете еще не велся, хотя там собрались все доктора. Я спросила, когда можно зайти, а мне сказали: «не видите, врачи разговаривают»! Неужели другого времени не нашли?

 - Такого быть не может, - комментирует главный врач стоматологической поликлиники №3 Александр Захаркин. – Бывает, что прием затягивается из-за форс-мажоров, например, пациенту стало плохо. У него боязнь стоматологических манипуляций – сел в кресло и потерял сознание. Тогда, конечно, все собираются и приводят больного в чувство.

А что касается очередей, то сложности, конечно, есть. Филиал поликлиники на б.Эрьзи с 2008 года закрылся на капитальный ремонт, поэтому теперь все жители Химмаша, да и не только они, идут к нам. Чтобы справиться с наплывом пациентов, работаем в три смены: с понедельника по пятницу с 7 утра до 10 вечера и в субботу-воскресенье с 8.00 до 20.00. Сейчас мы обслуживаем район с населением 67 775 человек. По нормам на это количество пациентов должно быть 27 зубных врачей, не считая главного врача, заместителя, заведующих отделением. А у нас всего 4 стоматолога и 12 зубных врачей. Проблема со специалистами, конечно, есть. Больше врачей мы сейчас принять не можем, не позволяют площади. А когда откроется филиал, потребуются 8-10 зубных врачей.



Главная причина

Но кроме объективных сложностей есть и субъективные. По словам главного внештатного стоматолога Минздрава РМ, президента стоматологической ассоциации Мордовии, главного врача республиканской стоматологической поликлиники Александра Адамчика, многое зависит от руководителей поликлиник.

-  В Мордовии ситуация с врачами стоматологического профиля действительно не однозначная. Саранск обеспечен  врачами стоматологического профиля на 95%, а республика в целом – на 70%, при этом средний возраст врача – 45-50 лет. Проблемы есть в районах, в частности, в Кочкуровском, Ельниковском, Старошайговском, Теньгушевском, Атяшевском.

Но эти проблемы Министерство здравоохранения республики уже решает. На протяжении нескольких лет направляются абитуриенты на обучение в такие города, как Ижевск, Чебоксары, Н.Новгород, Самара, Саратов. Также планируется открытие стоматологического отделения на базе медицинского института Мордовского госуниверситета.

Когда человек пришел с острой болью, то его обязаны принять вне очереди, отвести к врачу и обслужить в течение получаса. Нет никакого оправдания, если таким пациентам отказывают в помощи. Когда у нас все врачи заняты, то к приему подключаются заместители, заведующие отделениями и если необходимо, я сам. Ко всему прочему, бригады врачей-стоматологов выезжают в районы Мордовии для оказания помощи сельскому населению.

В Республиканской стоматологической поликлинике тоже есть определенные проблемы, но они разрешаются. Как? Работают даже пенсионеры, которые имеют богатый опыт и являются наставниками молодых специалистов. Главным врачам надо заниматься формированием кадров!

С.Медведева.


P.S.
Частные стоматологические клиники в республике растут как грибы после дождя и, надо сказать, клиентов у них становится все больше. Значит, государственным поликлиникам пора задуматься о своей репутации, ведь включение частников в систему обязательного медицинского страхования не за горами. Конкуренцию на рынке медуслуг выдержат только те, у кого помощь не только качественная, но и доступная, своевременная. Чтобы увидеть преимущества, пациентам остается только ждать…

Версия для печати Версия для печати