№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 37 (485) от 15.09.2016
Первоклассные новшества

Дети с ограниченными возможностями смогут посещать обычные школы

С1 сентября 2016 года в России вступил в силу новый федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно закону об образовании теперь детей с ОВЗ обязаны принимать в 1 класс все общеобразовательные учреждения. О том, готовы ли школы и родители учеников Саранска к переменам, – в нашем материале.

 

Коррекция для самых маленьких

Новым в этом учебном году является внедрение системы инклюзивного образования в первых классах общеобразовательных школ, которое предполагает обучение детей с ОВЗ не в специализированном, а в обычном учебном заведении вместе с их сверстниками. Теперь если родители особенного ребенка захотят обучать его в обычной школе, то задача школы – сделать для этого все необходимое. 

- С начала учебного года в первых классах реализуется система инклюзивного образования как система равных возможностей, при которой все обучающиеся, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, - рассказывает заместитель директора Департамента по социальной политике - начальник управления  образования администрации Саранска Оксана Шуляпова. – Саранские школы готовы к работе в новых условиях. Для первоклассников разработаны основные общеобразовательные адаптивные программы. 69 учителей начальных классов прошли переподготовку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

 

Вместе или раздельно?

Отныне вовлеченными в общеобразовательный процесс могут быть учащиеся с различными ограничения здоровья: глухие, слабослышащие и поздно оглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями речи или опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (легкой или выраженной), с расстройствами аутистического спектра, а также с умственной отсталостью. То есть, сегодня любая школа при создании специальных условий сможет обучать ребенка с теми или иными патологиями. 

Как пояснила директор МУ «Городская  психолого-медико-педагогическая консультация» (ПМПК) Бася Бурдина, новшество вовсе не подразумевает закрытие специальных коррекционных учреждений, а просто дает родителям право выбора. Как говорится в Законе «Об образовании в РФ», обучение может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. 

- Это не означает, что с 1 сентября все дети с ограниченными возможностями здоровья перейдут на обучение в обычные школы, - подчеркивает Бася Бурдина. - К счастью, в Мордовии сохранилась вся сеть специальных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, и некоторым учащимся целесообразнее посещать именно их. Конечно, родителям удобнее обучать ребенка по месту жительства, но нужно думать, в первую очередь об интересах ребенка. Что важнее для него: социализация в обычной школе или специальное образование, которое могут дать педагоги ребенку, учитывая его заболевание. 

 

Дискуссия в обществе 

Новшество уже поделило общественность на два лагеря. Первые говорят, что оно нам необходимо. Инклюзия дает всем детям, независимо от заболевания, равные права. Те, кто в умственном плане послабее, будут тянуться за более способными сверстниками. А те, в свою очередь, научатся толерантности, чего так не хватает в современном обществе. 

Скептики же считают, что по большому счету ничего не изменится. Дети с небольшими ограничениями здоровья у нас и так могли посещать общеобразовательные школы. Это учащиеся с легкой задержкой психического развития, слабослышащие с медицинскими аппаратами, слабовидящие и т.д. А вот совершенно слепому, глухому ребенку, так же как и тем, у кого пострадал интеллект – в обычной школе делать нечего. У этой точки зрения, кстати, больше сторонников. 

Чтобы новшество было не просто декларацией, а реально действующим документом, требуется большая подготовительная работа. Можно поставить специальные парты, расширить дверные проемы, приобрести специальные пособия, но где взять обычным школам опытных дефектологов, олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогов? 

К слову, по нормам, в классе с наполняемостью 25 учеников, может быть не более одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Если учеников в классе 20 – не более двух.

 

Тьютор для школьника

- Внедрение любого новшества сопряжено с определенными трудностями, - отмечает Бася Бурдина. – В настоящее время школам необходимо создать не только специальные условия, но и продумать весь учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей каждого ребенка, должно быть организовано качественное  социально-психологическое сопровождение, сформирован штат необходимых специалистов, а главное – создан особый эмоциональный климат. 

Как сверстники примут особого ребенка, многое будет зависеть от педагогов. Не исключено, что обязанности тьютора или ассистента по сопровождению особенного ученика возьмут на себя классные руководители.

Огромная работа предстоит и по претворению в жизнь адаптивных программ. Дело в том, что базисные планы обучения здоровых и особых детей отличаются. К примеру, у ребенка с интеллектуальным недоразвитием не будет физики, химии, геометрии, иностранного языка  и других предметов. Вместо этого в старших классах у него будет 20 часов труда в неделю. 

 

Что решили родители?

В Саранске уже есть случаи, когда дети с синдромом Дауна пошли в обычные школы, но пока они единичные. Тем временем, в коррекционной школе в этом году набралось три первых класса. Инклюзия не вызвала ажиотажа у родителей, что в принципе, было ожидаемым. 

- Я знаю своего ребенка и поэтому никогда не поведу его в обычную школу, - говорит Елена, мама дочки с генетическим заболеванием. – Только в специальное коррекционное учреждение! У нас уже был опыт обучения в обычном садике, который ничего хорошего не принес. Сверстники ее не принимали, родители других детей смотрели на меня косо.  В общем, были одни мучения и никаких результатов. Когда мы пошли в специализированный сад №91, то как будто попали на другую планету. Там особый режим, своя развивающая среда - то, что необходимо именно моему ребенку. Наполняемость групп небольшая – 7-10 человек, поэтому и подход индивидуальный. Дочь сразу влилась в коллектив, научилась разговаривать, петь, танцевать, лепить. Такого скачка развития мы не ожидали! Я сдружилась с мамами других воспитанников и поняла, что в своей беде не одинока. Мы до сих пор общаемся, помогаем друг другу! Хочу сказать спасибо всем педагогам, которые работали с нашими детьми. Это высококлассные специалисты и очень отзывчивые люди. 

- Новый стандарт очень важный и нужный, - считает мама ребенка-аутиста Ольга. – Он открывает новые возможности для детей-инвалидов. Если ребенок обслуживает себя, может говорить, но имеет незначительные нарушения, то ему надо идти в обычную школу! Пусть он будет учиться похуже, но ведь к нему будет другой подход. Раньше этого не было и всех оценивали одинаково. Из-за этого многим детям пришлось перевестись в коррекционные школы. Теперь родителям не нужно умолять педагога, чтобы их ребенка оставили, – это его законное право! 

В гонке за статусом учебной организации главное не забыть: новшества приняты для детей. Родителям нужно поразмыслить, где их ребенку будет комфортнее и полезнее. А документ он все равно получит того учебного учреждения, по программе которого обучался, независимо от того, в какую школу ходил.

Первые результаты инклюзии, как говорят эксперты, мы получим только через несколько лет, когда нынешние первоклассники окончат начальную школу. 

 

С.Медведева.

 

 

Кстати

Особенным детям - особое место

Если в обычную школу придет ребенок с синдромом Дауна, то учителю надо запастись  специальными карточками и рисунками для наглядности объясняемого материала. Если за парту сядет невидящий ребенок, то ему нужны тетради для письма по Брайлю. Для школьника-колясочника понадобится специальный стол, а для аутиста  – свое пространство в классе.  Как говорят эксперты, идеальным учебным местом для этого ребенка будет игрушечный домик или даже палатка. Причем все расходы по созданию особых условий на себя должна взять школа. 

 


Тем временем

На односменное обучение не перешли девять школ Саранска

В две смены работают школы в микрорайонах, где много новостроек. 

Как сообщили в Управлении образования Саранска, высока загруженность СОШ №№5, 20, 23, 24, 25, 27, 40. В школе № 2 во вторую смену учатся только вторые и третьи классы, в школе № 30 – третьи и шестые. Решить проблему призвано строительство школы в микрорайоне «Юбилейный» на 1450 мест, а также открытие в  2017 г. школы №10 на ул. Солнечная.

Из-за большой загруженности не все СОШ смогут перейти на пятидневку в начальных классах. Заниматься по субботам учащиеся младших классов будут в школах №№2, 23,24, 30, 19.

Начальные школы №№13,26,28 и 40 на пятидневку переходят частично. 

Точно застрахованы от учебы в субботу только первоклассники и теперь -  все дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды – шестидневная учебная неделя для них не допускается санитарными нормами и правилами. 

Отметим, что суббота в начальной школе освобождается для работы кружков по интересам и спортивных секций,  дополнительных занятий с учениками и консультаций с родителями. 

Версия для печати Версия для печати