- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 31 (479) от 05.08.2016
- Жизнь без границ
Квартиры инвалидов переделают под их нужды
В России утверждены требования к квартирам, где проживают инвалиды. Правительство обещает сделать доступную среду во всех домах. За это будут отвечать специальные комиссии, куда войдут представители органов власти, жилищных инспекций и объединений инвалидов. Оценка грядущих нововведений для жителей Мордовии – в нашем материале.
Доступный быт
Отметим, что домашние условия приспособят для нужд инвалидов с различными ограничениями здоровья. Не только для тех, кто пользуется креслом-коляской, но и слуховыми аппаратами, держит у себя собаку-проводника, имеет задержку в развитии и т.д. В общем, каждому – по необходимости.
В документе содержится обширный перечень требований, особенно к жилью для колясочников. В частности, говорится о ширине коридора, дверных проемов, арок и минимальных размеров площадки для разворота на коляске. Кроме того, утверждены размеры ванной комнаты, санузла. Также отмечается, что пороги при входе в квартиру и на балкон должны оснащаться временными съемными пандусами.
Еще больше требований – к общему имуществу жильцов. Они касаются напольного покрытия в доме и на территории, примыкающей к многоэтажке. Его не должны делать из рыхлых и сыпучих материалов, а зазоры между плитами не превышать 15 мм. При любых перепадах уровней покрытия используются пандусы, так же как при наличии одиночных ступеней, лестниц. Специальные нормы утверждены и по оборудованию крыльца подъездов, устройстве съезда на тротуар.
Самое главное, что постановление распространяется на дома всех форм собственности, а если нет возможности приспособить квартиру и общее имущество в доме с учетом доступности для инвалида, то жилье считается непригодным для его проживания. Получается, что только по этой причине человек с ограниченными возможностями может претендовать на новоселье.
Министерство строительства и ЖКХ РФ должно разработать акты обследования жилого помещения инвалида и другие важные нормы. Комиссии начнут поквартирные обходы не раньше, чем через 3 месяца – столько времени дается на подготовку.
Но в бочке меда, как водится, есть ложка дегтя. Масштабная перепланировка вряд ли будет возможна только за счет бюджетных средств. Все дополнительные спецзаказы инвалидов или членов их семей выполнят за их же деньги.
Ждем чемпионат!
- Я должен приветствовать это постановление: все, что здесь написано – правильно и необходимо инвалидам, но хочу признать – это фикция, заведомо не работающий документ, - считает председатель МРО «Всероссийское общество инвалидов» Дмитрий Газарян. – У нас большинство инвалидов проживает в старых домах, которые не отвечают современным требованиям. В них все целиком нужно перестраивать, а кто разрешит такую перепланировку?! Рассчитывать на получение нового жилья тоже не стоит – давайте снимем розовые очки. В Мордовии более 4 тысяч инвалидов стоят в очереди на улучшение жилищных условий, а ежегодно справляют новоселье не более 15. Обустройство квартир для инвалидов – это колоссальные расходы, которые, как считает наш собеседник, лягут непосильным бременем на бюджет республики. Рассчитывать на спонсоров также не приходится.
- У нас проблемы возникают даже с подъемниками. Зачастую пандусы установят для «галочки», а по ним и здоровому человеку нельзя спуститься, не то что больному! - продолжает Дмитрий Газарян. – Доступной среде сейчас много уделяется внимания, но, к сожалению, в основном – на словах. Например, в фирменном поезде «Саранск-Москва» всего одно специальное купе для инвалидов-колясочников, чего, конечно, недостаточно. Несмотря на масштабную застройку, по пальцам можно пересчитать объекты, которые «от» и «до» доступны для инвалидов. Даже в новостройках не всегда соблюдаются данные требования, поэтому инвалиды у нас зачастую остаются запертыми в четырех стенах.
Но есть и положительные примеры. Со многими организациями налажено сотрудничество. Хочу отметить Рузаевский железнодорожный вокзал – его сотрудники всегда идут навстречу, когда их просишь открыть ворота для инвалидов. Ведь подняться по мосту слепому или неходячему – целое испытание. А вот в Саранске второй железнодорожный путь по-прежнему остается недоступным для инвалидов. Ждем 2018 год, когда появятся специальные лифты для маломобильных групп. Чемпионат по футболу нам, конечно, здорово поможет в плане доступной среды. Если честно, на него надежды больше, чем на очередное постановление…
Инвалиды-колясочники опасаются, что реализации новшеств опять придется добиваться. Так, Римма Манерова из Саранска вспоминает, как без посторонней помощи долгое время не могла выбраться на улицу, хотя в подъезде всегда был специальный лифт-подъемник. Ситуация абсурдная: его пусконаладочные работы завершили только спустя шесть лет после сдачи дома в эксплуатацию, и то благодаря активистам Общероссийского народного фронта. Оборудование было поставлено на обслуживание только после того, как эта ситуация вызвала общественный резонанс.
- Появление требований к жилью для инвалида – это здорово, но хотелось, чтобы они работали по умолчанию, без хождений по кабинетам, - отмечает Римма. – У нас редко, что доводят до конца. Подъемник заработал, но дороги около дома ужасные. К тому же, у моего подъезда спуска для коляски нет. Надеюсь, что теперь эти проблемы решатся.
С нетерпением ждут доступной среды и братья Фазиловы из Саранска.
- Проблем с доступной средой очень много, - говорит Хасан, который с детства не может самостоятельно передвигаться. – Они начинаются прямо с порога. В нашей квартире нет столько места, чтобы можно было ездить на колясках. Здесь нужна перепланировка, на которую вряд ли дадут разрешение…Выехать из дома тоже не легче. Во-первых, мешает высокий порог в тамбуре, во-вторых, очень разбитый асфальт. От таких прогулок коляски того и гляди рассыпятся на ходу. Когда мы сможем без посторонней помощи выбраться на улицу и попасть домой, тогда я скажу, что постановление заработало. Теперь у нас стало больше рычагов для борьбы за свои права. Если требования не будут выполняться, то можно обращаться в суд.
Инвалид первой группы Галина Учаева на новшества смотрит с оптимизмом, надеясь, что чиновникам не понадобится много времени на раскачку.
- Каждый мой день – это борьба за достойную жизнь и право быть счастливой. Не хочу думать о себе как об инвалиде. Главное - иметь цель и к ней стремиться. Сложнее всего изменить отношение окружающих, - рассуждает Галина Николаевна. - Много ли вы видели на улицах инвалидов на колясках? Потому что окружающая среда остается для нас недоступной. Нам сложно перейти дорогу, посетить поликлинику, магазины… Даже собственная квартира становится недосягаемым миром. Я не могу нормально помыться, потому что не проеду в ванную на коляске. Такая же проблема с туалетом, балконом, а мне хочется жить в нормальных условиях! Я мечтаю легко передвигаться и свободно выходить на улицу, не думая, работает сегодня лифт или нет.
Еще одна проблема – откидной пандус. Электроподъемник специально для Галины Учаевой сделали на предприятии, на котором она раньше работала. Но это целиком не решило проблемы. Он постоянно ломается, а его никто не ремонтирует, поскольку на обслуживании устройство нигде не числится.
Из-за недоступной среды женщине не всегда удается выбраться в спортзал, который ей надо посещать четыре раза в неделю.
- Самый оптимальный вариант для инвалида – собственный дом, - считает Учаева. – Но оказалось, что бесплатный участок мне не положен, поскольку я не нуждаюсь в улучшении жилищных условий. «Квадраты» у меня посчитали, а на условия - глаза закрывают! Я рада, что теперь Правительство России признало эту несостыковку. Дело – за ее устранением… Этот вопрос я обязательно подниму на личном приеме у мэра города.
С.Медведева.
Фото С.Пестов.
Цифры
74 тыс. инвалидов проживают в Мордовии (данные МРО «Всероссийское общество инвалидов»).
Кстати
Среда станет доступнее к 2020 году
Государственная программа “Доступная среда” была утверждена в России в 2011 г. Она позволит обеспечить комфортные условия для проживания инвалидов. Документ предусматривает, что к 2020 году должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения 68% объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Для сравнения: в 2010 г. этот показатель составлял чуть более 10%.
- Версия для печати