№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 13 (461) от 01.04.2016
Кому чужды общедомовые нужды

Управляющие компании могут освободить от перерасхода за ОДН

Минстрой подготовил законопроект о переходе на так называемые прямые договоры, то есть без участия управляющих компаний. Новшество должно ужесточить платежную дисциплину, поскольку в цепочке потребитель-поставщик вылетает звено «посредник». О том, что повлечет за собой изменение механизма оплаты услуг ЖКХ – в нашем материале. 

 

Уход от долгов

У жителей многоэтажек появится возможность заключать договоры с поставщиками света, газа, тепла и воды напрямую, независимо от способа управления домом. Сегодня чаще всего этим занимается управляющая компания. Но скоро это связующее звено может утратить былую силу. На первый взгляд, такая самостоятельность жильцов – большое благо. Потребители будут напрямую разбираться с качеством услуг, а не кричать в «глухой телефон». Кроме того, появится уверенность, что деньги собственников точно не осядут в чужих карманах. Еще один плюс – должен снизиться тариф на управление, поскольку часть функций УК жильцы будут выполнять сами. 

Однако инициаторы новшества не скрывают, что во главу угла, прежде всего, ставятся интересы поставщиков ресурсов. Прямые договоры могут стать действенным методом борьбы с должниками. По данным Минстроя РФ, россияне задолжали коммунальщикам астрономическую сумму – почти триллион рублей. Из них четверть суммы – недоплата физических лиц, то есть населения. Особые трудности из-за долгов испытывают поставщики ресурсов, с которыми расплачиваются  управляющие компании. 

Платежная дисциплина, как говорят эксперты, не улучшилась и с 1 января 2016 г., когда откладывать оплату коммуналки стало накладно.  Напомним, что  с начала текущего года пени начисляются с 31-го дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день долга. С 91-го дня они вырастают до 1/130 ставки рефинансирования за каждый день неоплаты. Таким образом, перепробованы все приемы «кнута», а видимого эффекта нет. Отчасти и потому, что управляющие компании, выполняющие функции агента, не заинтересованы в стопроцентном сборе платежей. Реально работающей системы ответственности в этом механизме нет. 

 

Ожидания жильцов

Любая самостоятельность, как известно, предполагает ответственность. Этого качества как раз и не хватает многим собственникам, а значит, их проблемы перелягут на плечи соседей. 

- Это уже пройденный этап, - рассказывает председатель Совета дома №159 по ул. Полежаева Мария Шмуклер. – Заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями напрямую крайне неудобно. В 2014 г. мы проявили инициативу, и на общем собрании решили работать без посредников с поставщиком энергоресурсов. Ничего хорошего из этого не вышло. Показания счетчиков, по большей части, снимала сама. Поскольку сотрудники фирмы приходили днем, когда все люди на работе. Вечерами делала обход квартир, потом составляла реестр, отвозила его поставщику. Теряла очень много времени, которое я могла бы направить на защиту интересов собственников. Жильцы стали ворчать, что появилась еще одна платежка. А главное, не скажу, что стали платить меньше по счетам. В итоге, мы продержались десять месяцев, и вернулись к прежней системе…Считаю, что переходить на прямые договоры сегодня преждевременно, поскольку жильцы халатно относятся к своим обязанностям: нет уважения к соседям, каждый старается пожить за чужой счет. Перерасход получается из-за того, что люди не подают показания счетчиков, не проводят поверку приборов учета, воруют ресурсы. Пока у жильцов не будет сознательности, переходить на новую систему не стоит. Иначе все издержки лягут на законопослушных граждан. 

 

В чью пользу?

Что такое прямые договора с поставщиком ресурсов, хорошо знают сельские жители. У многих из них на каждую услугу – своя квитанция, по аналогии с оплатой за телефон и домофон – у горожан. 

- Хорошо это или плохо, я никогда не задумывалась, - говорит пенсионерка из чамзинского села Наченалы Любовь Трофимова. – Мы уже привыкли к таким расчетам, а вот что такое управляющая компания, даже не представляю. Неудобства, конечно, есть. На всю зиму я уезжаю к дочери в Саранск. Без меня никто показания счетчиков не передаст и не заплатит. Потом весной еду разбираться в Чамзинку. 

- Сегодня без участия посредников получают коммунальные услуги жители многих районов республики, - комментирует первый заместитель министра ЖКХ РМ Владимир Чудайкин. - Отдельные счета им приходят на оплату воды, газа, света. Все потому, что у них нет единых расчетных центров. Сейчас от этой ситуации решено уходить. В районах республики появятся структуры, которые упростят оплату за ЖКУ. Такие, кстати, уже работают не только в Саранске, но и в Рузаевке, Чамзинке, Ковылкине.

По мнению Владимира Чудайкина, переход на прямые договоры не является выходом в ситуации с долгами за ЖКУ. К слову, по данным на 1 марта 2016 г. задолженность жителей республики за ЖКУ выросла и составила 965 млн. руб. Сегодня в расчетных центрах также идет расщепление сумм поставщикам. «Управляющие компании этих денег не видят, поэтому в этом плане ничего не меняется», - считает первый замминистра ЖКХ РМ. 

К тому же, жители рискуют запутаться в многочисленных счетах на оплату. У нас даже услугу «капитальный ремонт» было решено включить в общую платежку, чтобы меньше было долгов. 

Новшество может повлиять лишь на рост расходов потребителей, поскольку обязанность оплаты перерасхода по общедомовым нуждам будет переложена с управляющих компаний на жильцов, считают эксперты. Для структур, которые ничего не делают, чтобы уменьшить общедомовые расходы, это – настоящее спасение. Получается, что с появлением прямых договоров выиграют все игроки рынка, кроме простых потребителей. Возросшие расходы на бумагу поставщики могут заложить в тарифы.

 

Подводные камни

Развеем еще один популярный миф по поводу того, что прямые договоры позволят повысить качество коммунальных услуг. Доказать, кто за что отвечает, будет очень проблематично. Ресурс превращается в услугу ЖКХ силами управляющей компании, ответственной за техническое состояние дома. Если же в доме ржавые трубы, то поставляемая вода никогда не будет прозрачной, а потребителям нужна именно коммунальная услуга, а не ресурс как таковой. 

- Энергетики, к примеру, поставляют ресурс до стены дома, а за качество услуги в квартирах отвечает управляющая компания, - отмечает Владимир Чудайкин. – Ситуация на данный момент остается неясной. Она изменится лишь с появлением нового порядка определения качества коммунальных услуг.

Еще один важный момент: перейти на прямые договоры с «ресурсниками» можно будет только, если в доме грамотный домком. Особенно это актуально для новостроек, где жильцы плохо знают своих соседей. Как будет, к примеру, подаваться тепло, если договоры заключат не все?

Не исключено, что схему упростят, а пока возникает больше вопросов, нежели ответов. 

 

С.Медведева.

 

 

Между тем

Коммунальные платежи могут измениться в соответствии с энергоэффективностью домов

В России предлагают ввести маркировку многоквартирных жилых домов в зависимости от класса энергопотребления.  Инновационная система может появиться уже в апреле. 

Классификатор многоквартирных домов, утверждаемый в Минэнерго, работает по аналогии с классификацией бытовой техники. В него входят стандарты энергопотребления: А++ (высший класс энергоэффективности),  А+, А, В, С, D.

По некоторым данным, в России уже 13 тысяч домов получили классификаторы энергоэффективности. Больше всего их в Бурятии, Татарстане, Марий Эл, Чувашии, Кемеровской, Московской, Свердловской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе.

 

 

Кстати

Расходы на общедомовые нужды «замаскируют» в 2017 году

 1 января 2017 года строка ОДН будет убрана из платы за коммунальные услуги и включена в состав платы за жилищные услуги, то есть в содержание или текущий ремонт. Напомним, что положение Жилищного кодекса об этом должно было вступить в силу с 1 апреля этого года, но потом было отложено. 

Также законопроект откладывает на 1 ноября 2016 года срок, когда регионы должны установить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Они должны лечь в основу  расчетов размера платы на содержание жилого помещения. Таким образом, с 1 января 2017 года жильцы будут платить за общедомовые нужды не выше определенного «потолка». Остальное будет ложиться на управляющие организации.

Версия для печати Версия для печати