- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 48 (444) от 25.11.2015
- «Так жить нельзя!»
Три поколения семьи Кравченко в ожидании заблудившегося новоселья
Татьяна Кравченко из Ромоданова, которая воспитала шестерых детей, ютится в разрушающемся доме. Пока женщина стояла в очереди на улучшение жилищных условий, ее дети выросли, и уже появились внуки. Но чем больше ветшает дом, тем призрачнее становится надежда на новоселье большой семьи. О непростой ситуации – в нашем материале.
Вместо дверей – одеяло
Татьяну Ивановну в Ромоданове знают многие. За большой вклад в возрождение и развитие лучших семейных традиций она награждена Почетным дипломом многодетной матери, а за весомый вклад и достигнутые успехи в воспитании детей – отмечена благодарностью главы районной администрации.
Женщина давно овдовела, поэтому, можно сказать, растила детей одна. Все эти годы она не только создавала семейный очаг, но и кормила семью. Вкалывала наравне с мужчинами. Долгое время она проработала крановщицей, а в последнее время трудится формовщицей на вредном производстве.
- Если в первую смену работаю, то подъем в 4.30, - рассказывает Татьяна Ивановна. - Если во вторую - только во втором часу ночи домой прихожу. А надо еще прибраться, постирать, обед приготовить.
Сказать, что было сложно, значит, ничего не сказать, но многодетная мама никогда не жаловалась. Жили, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Старший сын сейчас живет со своей семьей отдельно. Остальные все дети прописаны с мамой. Плюс еще зять и маленькая внучка. Под одной крышей - три поколения, на 40 кв. м - 8 человек.
- Дом, видимо, не выдержал такой нагрузки и стал рушиться, - говорит хозяйка. - Ремонтировали жилье, как могли, но толку нет. Терраску уже раза два перекладывали, а она все равно обваливается. В подполе – сырость, вода дом разрушает. На кухне в углу стена промерзает, наверное, сквозные трещины пошли…
Пришли в негодность и все дворовые постройки, которые очень важны в сельской местности. Баня тоже давно разрушилась. Из всех коммунальных благ – только свет и газ. За водой приходится идти к колонке, иногда и на другую улицу.
Но это все было бы мелочью, будь нормальные стены, считает Кравченко, а их перекосило. Окна с улицы закрыты целлофаном, чтобы ветер не дул. Дверь - одна, остальные пришлось снять - не закрываются. Дверные проемы завешены одеялами, а впереди – зима.
- Так жить нельзя! Топить приходится основательно, но тепло уходит на улицу, - вздыхает Татьяна Ивановна. – Кругом щели, да и трубы отопления забиты наполовину…Этот дом проще снести, чем отремонтировать.
Слова Татьяны Ивановны подтверждает мнение экспертов. Износ основных элементов дома составляет 64%. Причем конструкция фундамента, стен, состояние перекрытий, стропильной системы крыши и вовсе не удовлетворяет требованиям строительных норм.
Дальнейшая эксплуатация дома невозможна, сделала вывод межведомственная комиссия еще в 2014 г.
Три очереди – одна надежда
Но официальное заключение, как водится, мало что поменяло в жизни Кравченко. Дети выросли, и Татьяна лишилась статуса многодетной матери. Субсидии женщина не дождалась, и свои жилищные условия не улучшила. Время ее прошло.
- Был ли почет? - вопрошает Татьяна Ивановна. – «Ваша семья является эталоном добрых дел, любви и согласия» (авт. – так - в благодарности). Значит, вроде бы, был…
Как сообщили в администрации Ромодановского муниципального района, сейчас Татьяна Кравченко стоит в очереди на жилье на общих основаниях. Но всякую надежду на новоселье отбивает не только номер (463), но и отсутствие жилищных программ для таких, как она, почетных и уважаемых, но, по сути, бесправных.
- В основном жители района участвуют в программе «Устойчивое развитие сельских территорий», которую можно считать универсальной. Но по ее условиям нужно работать в сельской местности, - сообщили в администрации Ромодановского муниципального района, - а поскольку Кравченко работает в городе, на субсидию претендовать не может.
- Значит, ситуация безвыходная, - вздыхает мама шестерых детей. – У меня нет выбора! Разве просто сейчас найти работу? Я не могу устроиться на пять тысяч, когда за коммуналку надо отдать 3 тысячи рублей. Чем тогда детей кормить? У меня еще два школьника. Так и буду работать в городе. Получается замкнутый круг…
По стопам мамы пошли дети. В очередь на жилье для молодой семьи недавно встала дочь Анна с супругом. Сын Сергей ждет субсидию как ветеран боевых действий.
- Мне надо было встать на жилищный учет сразу после службы в Чечне, - отмечает он. – А я только недавно случайно узнал, что мне жилье положено. Почему случайно? Чиновники об этом не сообщали, хотя ситуацию нашу знали. Теперь жду и очень надеюсь…Правда, говорят, что за последние два года в районе по этой программе никто субсидию не получал.
А ее, кроме Сергея, между прочим, в районе ждут еще 26 ветеранов боевых действий.
Вскоре участником жилищной программы может стать и другой сын Татьяны - 28-летний Вячеслав. А там и Данил с Игорем подрастут.
Ребята любят шутить на тему: кто кого опередит и первым получит квартиру.
- Наверное, никто, - рассуждает Сергей. – У нас есть мамин пример: можно долго ждать и ничего …
- Время идет, дом ветшает еще больше, и становится страшно, - сокрушается Татьяна. – Переживаю, что скоро и собраться всем будет негде. Если я не смогла получить жилье, то пусть хотя бы мои дети поживут в нормальных условиях! В этом и будет материнский почет!
Надеемся, что этот крик души обязательно услышат местные власти, а мы будем рады сообщить, что хотя бы кто-то из этой большой семьи справил долгожданное новоселье.
С.Медведева.
Фото С.Пестов.
Версия для печати