- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 3 (191) от 18.01.2011
- Как сэкономить на квартплате?
Что входит в список бесплатных услуг, и куда жаловаться
Каждый из нас ежемесячно получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. Мы платим за воду, свет, тепло, антенну, домофон и газ, содержание и ремонт жилплощади. Кстати, одна из самых больших сумм – в графе «ремонт». За эти деньги нам должны чинить трубы, сантехнику, менять проводку и лампочки, ремонтировать подъезды. Однако это далеко не всегда так и не про всех…
Существует список услуг, которые мастера ДЭЗа обязаны оказывать бесплатно. Но некоторые из них требуют деньги за починку, например, крана холодной воды на стояке или смесителя на кухне, что входит в список бесплатных услуг. И куда жаловаться, если с вас требуют за это деньги?Рост тарифов продолжится?
За последние полгода тарифы ЖКХ в среднем по России выросли на 15%. Коммунальные услуги давно превратились в дорогое удовольствие. Объясняют тем, что связано это с ростом тарифов предприятий- монополистов в сфере электроснабжения и газоснабжения. Неэффективную работу объясняют результатом технологической отсталости отрасли. Что тарифная политика прошлых лет не покрывала реальные финансовые потребности предприятий ЖКХ, не было обновления основных фондов. Но что это значит? Что планово-предупредительный ремонт инженерных систем практически подменен аварийно-восстановительными работами, а комплексный капитальный ремонт жилищного фонда – проведением выборочного капитального ремонта. Вот и получается, что упования на конкуренцию среди частников в ЖКХ оказались по сути провальными. Конечно, это только вершина айсберга и проблема требует глубокого анализа для выяснения причин и предотвращения неблагоприятных последствий. Ясно одно – тарифами не спастись. Практика показывает, что финансовые потребности предприятия ЖКХ растущие цены на коммунальные услуги не перекрывают. Где гарантии, что в этом направлении вообще произойдут радикальнее изменения? Недаром ЖКХ в народе окрестили «черной дырой».
Сейчас реализуется Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Мордовия на 2011-2015 годы». В рамках программы завершается работа по установке общедомовых приборов учета. Во всех многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета электроэнергии, почти 70% домов оснащено приборами учета холодной воды, 76,4% - горячей воды, в 63,5% домов установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии. Для экономии электроэнергии внедряются светодиодные светильники в местах общего пользования, новые дома сдаются с такими светильниками.
А уже в этом году в рамках городской программы по энергосбережению в столице Мордовии планируется оснастить все подъезды светодиодными светильниками. Новые технологии будут внедряться, в том числе за счет строки «текущий ремонт», стоимость одного светодиодного светильника вместе с установкой составит 1117 рублей. Поставлять светильники будет ОАО «Орбита». В новом году в Саранске планируется завершить работу по установке индивидуальных приборов учета. Предполагается, что все эти меры позволят горожанам добиться экономии на платежах за жилищно-коммунальные услуги.
По расчету
Злободневным вопросом для собственников остается прозрачность расчетов с управляющими компаниями. Как и где найти реальные инструменты влияния на них – сегодня заботит многих жителей республики. Однако, по словам министра ЖКХ РМ Алексея Тюркина, прозрачная система уже работает: расчет населения за ЖКУ, например, в Рузаевке и Чамзинском районе, а также по Саранску осуществляется через ООО «Саранский расчетный центр». Деньги, которые платят собственники и наниматели, аккумулируются на транзитном счете в банке. С этого счета средства расщепляются и перечисляются поставщикам за газ, воду, тепло, электричество. Деньги по строке «управление» перечисляются управляющей компании, а вот за «содержание» и «текущий ремонт» управляющая компания получит деньги только после того, как председатель ТСЖ или домового комитета подпишет акт о приемке выполненных работ. Организация получит ту сумму, на которую выполнены работы. Вот здесь прозрачность зависит от добросовестности председателя ТСЖ или домового комитета, им нужно четко отслеживать работу УК и не подписывать акты с закрытыми глазами.
«На управляющие компании люди сетуют немало и, наверное, небезосновательно, но… Здесь не могу не сказать еще об одной проблеме – задолженности собственников и нанимателей за ЖКУ, которая составляет более 370 миллионов рублей, - отмечает Алексей Тюркин. - Даже если у вашего дома лучшая управляющая компания, хорошего результата при таких долгах все равно не будет. Отрасль недополучает огромное количество средств, за счет которых можно было бы отремонтировать инженерные сети, кровлю, утеплить фасады, благоустроить дворы. С проблемами мы сталкиваемся и при сборе пятипроцентной доли собственников за капитальный ремонт. Деньги из федерального, республиканского и местного бюджетов поступают весной или в начале лета, а собственники предпочитают откладывать платежи в долгий ящик и выплачивают причитающуюся сумму только к концу года».
Как экономить?
Но что же с тарифами? Если за коммунальные услуги мы знаем, сколько должны платить, то как быть с обслуживанием дома? На всей территории государства действуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», которые обязательны и для управляющих компаний. Согласно документу, инженерное оборудование должно осматриваться внутри помещений, независимо от формы собственности, два раза в год. Проще говоря, два раза в год в вашу квартиру должны приходить слесари из ДЕЗа или из управляющей компании. Они обязаны проверить все батареи, краны и стояки. Если вас случайно не оказалось дома, они должны прийти второй раз, третий, четвертый, до тех пор, пока не застанут жильцов на месте. Если они этого не сделали, позвоните в ДЕЗ и вызовите слесаря сами. Он обязан бесплатно устранить все неисправности.
Мало кто знает, но вы можете бесплатно вызвать мастера даже для того, чтобы поменять перегоревшую лампочку. Звучит смешно, но, например, для одинокой пенсионерки это непосильная задача. Кроме того, существует список платных услуг. Цены назначаются не с потолка, существует четкий прейскурант, его утверждает мэрия города. Починить кран стоит от 30 до 70 рублей, перекрыть стояк – 170 рублей в час, поменять замок входной двери – 190 рублей, подключить стиральную машину – от 200 до 700 рублей...
Помните: работа ДЕЗа оплачивается только через банк. Потребуйте с мастера квитанцию, оплатите ее в Сбербанке, а потом отнесите мастеру. Если ремонт был произведен некачественно, вы сможете потребовать деньги назад или добиться того, чтобы повторный ремонт был сделан бесплатно.
Прежде чем вызвать мастера, ознакомьтесь со списком бесплатных услуг и с ценником на платные услуги ДЕЗа. Эти списки есть в каждой жилконторе. Если мастер требует у вас деньги за бесплатные услуги и отказывается выдавать вам квитанцию, не спешите платить. Сначала обратитесь в ДЕЗ и попросите их разобраться в ситуации.
Плата за воду. В подвале каждого дома есть счетчик, его называют общедомовым. Он фиксирует, сколько именно воды расходуют жители за месяц. Полученное число делится поровну между всеми прописанными в доме и умножается на тариф. Эта цифра и попадает в платежку, которую вы получаете в конце месяца. То есть, если в квартире прописаны ваши бабушка, дедушка, мать, отец и трое детей, а живете только вы, то платить придется за восемь человек. По расчетам коммунальщиков, семья из трех человек тратит 35 тысяч литров воды в месяц. Верится с трудом: ведь этого вполне хватит, чтобы дочиста отмыть 100 слонов в зоопарке.
Если вы решили поставить счетчик, позвоните в свой ДЕЗ или ЖЭК и вызовите мастера. Вам придется заплатить за сам аппарат и его установку. Эта сумма окупится за несколько месяцев.
Вы установили счетчик и думаете, что теперь платите только за ту воду, которую выливаете? Так бывает не всегда. С коммунальщиками нельзя терять бдительности. Если в квартире установлен счетчик, то жильцы должны платить только за ту воду, которой пользовались, а не за ту, которую вылил сосед. Их не должно волновать, есть в подвале общий счетчик или нет.
Если цифры в вашей платежке неожиданно увеличились, обратитесь в ДЕЗ или в ЖЭК. На квитанции всегда указан номер телефона этих организаций. Уточните, действительно ли выросли тарифы, или вам просто прислали неправильную платежку.
Плата за отопление. Мы платим за то, чтобы топили не только в квартире, но и в подъезде. Но это совсем не значит, что там будет тепло. Несколько лет в одном из домов в центре Саранска в подъезде не было батарей – их попросту сняли по старости, а новые не поставили. В итоге «отток» тепла стал для жильцов настоящей проблемой. К счастью, обошлось без участия Жилинспекции и суда, батареи после ряда обращений в домоуправление были поставлены. Однако бывает, что некоторые нерадивые подрядчики заставляют оплачивать жильцов, к примеру, «путешествие» батарей в ДЕЗ и обратно, что абсолютно неправомерно.
Если ДЕЗ отказывается делать то, что обязан делать по закону, например ремонтировать подъезд, вы можете пожаловаться в Жилинспекцию – ее телефон вам обязаны дать в местном ДЕЗе или ЖЭКе.
Капитальный ремонт. Плата за него не входит в стандартные квитанции ЖКХ. Капремонт местные власти должны делать за свой счет, если дом на балансе города, но на это у них часто не хватает денег. И тут вспомним об обвалившихся года три назад балконах в нескольких жилых постройках Саранска. Дело в том, что инженерная служба должна была хотя бы предупредить жителей о том, что на балконы их дома выходить опасно.
Следующий пункт – радиоточка. Вспомните, когда вы последний раз пользовались радиоточкой? А знаете ли вы, где она расположена? Но большинство из нас платят. Деньги небольшие, но в итоге набирается порядка 400 рублей.
Чтобы отключить эту услугу, напишите заявление в Главное управление инженерной службы района. Заявление можно написать в свободной форме. Вам дадут квитанцию, которую необходимо оплатить в банке. После того, как вы оплатите квитанцию, к вам придет мастер и отключит радиоточку. Через месяц этот пункт будет вычеркнут из вашей платежки.
От ЖКХ никуда не денешься. За коммунальные услуги все равно придется платить. Но вы можете платить меньше, если:
- откажетесь от услуг, которыми не пользуетесь,
- поставите в квартире счетчики,
- ознакомитесь со списком бесплатных услуг мастеров ДЕЗа,
- будете внимательно читать платежки и обращаться в ДЕЗ, если цифры изменились,
- организуете ТСЖ, если в доме есть достойный кандидат на должность председателя.В.Новожеева.
- Версия для печати