- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 2 (346) от 09.01.2014
- Мутанты из холодильника
С разрешением сеять генетически модифицированные культуры в России могут исчезнуть натуральные продукты
Сейчас на фоне бешеной популярности органической еды во всем мире разговоры о ГМО напоминают массовый психоз. Масла в огонь подлило недавнее постановление Правительства РФ, разрешившее посев генно-модифицированных семян. Его противников стало еще больше с известием, что Европа уже приостановила посадку ГМ-культур на своих землях. «Искусственная» еда начинает обрастать массой сплетен и скандалов. О том, что может принести с собой ГМО в Россию – в нашем материале.
Каково семя…
Официально до недавнего времени трансгенные семена в России можно было встретить только на опытных участках. Документ, вступающий в силу с 1 июля 2014 г., утвердил порядок посадки ГМ-культур и, по сути, массовым всходам с участием генной инженерии дан зеленый свет. Однако, по мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, которое приводят «Новые Известия», ГМО по нашим полям уже давно идет семимильными шагами. Примерно половину из 400 тыс. гектаров занимают посевы генно-модифицированной кукурузы. Кроме того, в РФ есть посевы генно-модифицированных сои, рапса, подсолнечника, сахарной свеклы и картофеля. «Почему? Потому что нет нормальной системы контроля». И хочется добавить – соответствующего порядка. Теперь он появился - необходимо пройти госрегистрацию в одном из ведомств: Россельхознадзоре, Минздраве, Росздравнадзоре или Роспотребнадзоре - в зависимости от того, в каких целях выращиваются растения. Однако будут ли от этого наши продукты безопаснее?
Есть опасения, что на деле госрегистрация сведётся к одобрению тех видов организмов, которые запатентованы в США. В самой Америке, хотя ГМО в пище здесь используются более двух десятилетий, немало противников продуктов-мутантов и оно понятно почему.
Еще «отец медицины» Гиппократ сказал: «Мы есть то, что мы едим». Другими словами, хотите быть здоровыми – ешьте здоровую пищу. Но вряд ли таковой можно назвать то, что создано искусственно в лабораториях. По меньшей мере звучит неаппетитно: клубника с генами северных рыб (для морозостойкости), либо кукуруза с геном, полученным из яда змеи. Этот продукт не едят вредители…Но в большей степени, по словам экспертов, следует думать не о себе, а опасаться за здоровье своих детей. В России проводятся разного рода эксперименты по изучению воздействия ГМО на лабораторных крысах и результаты, мягко говоря, удручающие. Часть потомства умирает, другая – оказывается бесплодной. Если спроецировать результаты исследований на людей, то со временем и материнский капитал давать будет некому…
Что пожнем
Еще одна сторона ГМО связана непосредственно с земледелием. Проводя аналогию с антибиотиками, к которым постепенно развивается привыкание, эксперты то же самое говорят и о генно-модифицированных организмах. Урожайность трансгенных культур постепенно снизится и появятся сорняки, с которыми невозможно будет справиться обычными способами. Это значит, что соскочить с иглы ГМО станет невозможно, то есть на традиционном семенном фонде можно будет ставить крест.
- На 2014 год засевать поля генно-модифицированными культурами не планируется, - сообщил замминистра сельского хозяйства и продовольствия РМ Николай Кочетков. – Этот вопрос дискуссионный во всем мире и подходить к нему нужно очень осторожно и взвешенно.
От сока до мяса
Хотя споры о вреде ГМО еще ведутся, так же, как и о том: «сеять или нет?», трансгенные продукты давно в свободной продаже. В России легализован ввоз некоторых сортов кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы, которые широко используются в кулинарии. Чисто теоретически генно-модифицированные организмы можно встретить практически в любой пище и напитках, в том числе популярных соках - на то есть трансгенная папайя. Исключения составляют лишь продукты для беременных и детское питание, которые законодательно защищены от проникновения генной инженерии. Все остальное – на усмотрение производителей, которое, понятно, должно быть известно потребителям. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза, если производитель наносит на маркировку пищевой продукции информацию «не содержит ГМО», то он обязан подтвердить это, в том числе провести лабораторные исследования.
Пострегистрационный мониторинг в этой части в Мордовии проводит Центр гигиены и эпидемиологии.
– В соответствии с действующим законодательством, если в продукте менее 0,9% ГМО, то он не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО, - сообщает врач по гигиене питания Елена Чумакова. - Если же эта доля превышена, тогда продукция подлежит обязательной маркировке: «генетически модифицированная продукция» или «продукция, полученная из генно-модифицированных организмов», либо же «продукция содержит ГМО». Ежегодно на наличие таких компонентов исследуется от 390 до 480 и более проб, например, в 2013 г. их было свыше 550. Это мясо и мясопродукты, в том числе полуфабрикаты, рыбные, молочные продукты, а также из птицы, соусы, майонезы, мукомольно-крупяные и кондитерские изделия, овощи, алкогольная продукция, в том числе пиво, соки, консервы, зерно и зерновые, БАДы, продукция для детского питания, продукты переработки сои (изоляты, концентраты и т.п.)
Надо сказать, что ГМО в Мордовии встречаются достаточно редко. Так, в текущем году был выявлен генно-модифицированный соевый изолят, но он имел соответствующую маркировку, поэтому нарушения здесь не было. Еще один соевый концентрат содержал менее 0,9% ГМ-компонентов, посему генно-модифицированным не считаелся.
- Сегодня наша наука признает, что выпущенные для использования в Российской Федерации и прошедшие государственную регистрацию ГМО не опасны для человека. Однако, когда появились пестициды, в их применении видели тоже только положительную сторону, а со временем - и отрицательную: загрязняют почву, воду, пищевые продукты. Возможно, позднее мы узнаем и про негативные последствия ГМО, - считает Елена Чумакова. - Сейчас выбор – за потребителем. Главное, чтобы он имел возможность видеть соответствующую и достоверную маркировку на продуктах и сам решал, что купить: продукт традиционной технологии получения или с применением ГМО.
Но где гарантия того, что об использовании генно-модифицированных компонентов производители будут честно сообщать?
С.Медведева.
Кстати
В России не раз проводились исследования последствий потребления трансгенной сои, которая используется во многих продуктах. ГМО-едой кормили крысят и хомяков. В итоге у многих подопытных животных была патология внутренних органов. Более половины их потомства погибли. Все выжившие - оказались бесплодными. Однако некоторые эксперты считают, что проводимые эксперименты не могут быть признаны достоверными из-за грубых методических нарушений процедуры. Разрешить спор призван международный эксперимент по воздействию ГМО на живые организмы. В его проведении примут участие ученые из различных стран мира, в частности из США, Франции, Великобритании и России. Но возможно, что на получение результатов уйдет ни один год.
Между тем
Мир отказывается от ГМО. Австрия, Венесуэла, Греция, Польша и Швейцария, например, полностью свободны от продуктов с использованием генно-модифицированных компонентов.
Мнение
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетики МГУ им. Н.П. Огарева, член Центрального совета Вавиловского общества генетиков и селекционеров России Владимир Трофимов:
- Смысл создания ГМО заключается в первую очередь в увеличении приспособляемости, устойчивости к болезням, улучшению хозяйственно-полезных признаков. Идет целенаправленное влияние на геном, так же как это делается методом традиционной селекции. Хочу сказать, что изменения в геноме – не новшество, а стратегия и результат длительной эволюции. Это есть в природе, только генная инженерия позволяет все сформировать гораздо в более короткие сроки и целенаправленно. Процесс геномодификации сопровождает жизнь от самой колыбели ее зарождения. Это и вирусы, и бактерии, которые влияют на геном. Взгляд на эту технологию в ученом мире весьма позитивный – она при строгом соблюдении принципов геномодификации безопасна по отношению к человеку. Вред от химических средств повышения урожайности сельскохозяйственных растений гораздо больше от того, что потенциально может быть связано с ГМО: развитие аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта. Страх был в 90-е годы, когда страну буквально наводнили импортным мясом, шоколадными батончиками и т.д. В настоящее время введение ГМО в продукты питания строго регламентировано. Но главная перспектива, которая связана с развитием технологий ГМО, – биомедицина: терапия наследственных и трудноизлечимых заболеваний. Сохранение здоровья человека – это самая благая цель, которую помогает достичь генная инженерия.
- Версия для печати