- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 39 (331) от 25.09.2013
- Двадцать тысяч за приемного ребенка
Проблему сиротства можно решить, если в семьи пойдут те деньги, которые тратятся на содержание интернатов
Им не принято жаловаться и просить о помощи, потому что они – приемные родители. Нуждающимся априори детей на воспитание не дадут. Они полюбили чужих ребятишек как родных и готовы отогреть еще детские сердца. Но одного желания мало, нужна крепкая материальная база. Пока государственные мужи решают, как сделать так, чтобы детские дома закрылись, приемные родители знают точно: если в семьи пойдут суммы, которые тратятся на содержание интернатов, то надобность в них отпадет раз и навсегда.
То, что сироты «влетают» государству в копеечку, ни для кого не секрет. По словам Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, на одного ребенка в казенных учреждениях тратится от 300 тысяч до 1 миллиона в год, то есть от 25 до 83 тысяч в месяц. Понятно, что в эту сумму входит не только содержание воспитанника, но и оплата персонала, дорогущие ремонты и т.д.
«Я, придя на должность Уполномоченного по правам ребенка, поездил по стране, посмотрел и ахнул: какие же деньги тратятся!» - признался омбудсмен.
С мнением правозащитника: «Лучше дать поддержку приемной семье, чем финансировать учреждения, где не всегда прозрачно деньги расходуются» сложно не согласиться. Забирая ребятишек из сиротских учреждений, замещающие семьи помогают и детям, и государству. «Так почему помощь со стороны государства так мала?», - задаются вопросом приемные мамы и папы.
- У замещающих семей основная проблема отнюдь не психологическая, - утверждает председатель женсовета Б.Березниковского района и по совместительству приемная мама Людмила Кузоваткина. – Люди, решившиеся на такой шаг, морально к нему подготовлены. Больше сложностей материальных. У нас в районе 38 семей – приемные, многие обращаются ко мне с одним вопросом: «Когда поддержка будет достойной»? Почему на содержание одного воспитанника детдомам ежемесячно дают 40 тысяч (такая цифра озвучивалась с высоких трибун несколько лет назад), а приемной семье - крохи: пять с половиной тысячи – на содержание ребенка и три тысячи триста – за работу приемному родителю. Это вознаграждение целиком уходит на ребенка, и то средств не хватает. Надо накормить, обуть-одеть…Чего только стоят сборы в школу, у меня, например, пятнадцать тысяч ушло. А если школьников в семье несколько? В районе многие бы еще взяли ребятишек, но у них нет финансовых возможностей, либо не позволяет жилье. Почему бы государству не помочь им?
Людмила Кузоваткина работает логопедом в Доме ребенка и знает ситуацию, что называется, изнутри. В социальных учреждениях есть все необходимое: хорошие условия, полезное и вкусное питание, забота персонала, но нет самого главного – семьи. Когда вокруг детей меняются казенные учреждения и сотни взрослых – сохранить психическое здоровье непросто. Ответ очевиден: ребенку лучше с мамой и папой, нежели в самом обустроенном интернате.
- Дети в казенных учреждениях отстают в развитии из-за нехватки внимания. В семье они восстанавливаются, и проходят даже те болезни, которые считались неизлечимыми, - уверена Людмила Ивановна. – Но это только одна сторона. Другая - сироты привыкают к коллективизму. Они растут несамостоятельными, не знают откуда берутся хлеб и молоко, как и то, что делать, вступая во взрослую жизнь. Многие не способны создавать нормальным семьи, и потом их дети попадают в интернаты. Обидно, что государство само поощряет «сиротпром». Если обществу действительно важен каждый ребенок, то нужно повышать престиж приемных семей, тогда никакие казенные учреждения не понадобятся. Что для этого делать? Хотя бы половину того, что тратится на ребенка в детдоме, отдать в приемную семью.
Между тем некоторые регионы смогли расставить правильные акценты.
- Можно найти решение. Что делает, например, Аман Тулеев? Вскоре после указа президента, уже 15 января, сказал: берёте трех приемных детей - получаете бесплатную квартиру. Берёте одного приемного ребенка и больше - ипотека под ноль процентов на 20 лет, - отметил в интервью «РГ» Павел Астахов. - Тот же губернатор Ткачев уже решает эту проблему в Краснодарском крае. Он посчитал: “Все равно деньги из федерального и регионального бюджетов идут, я их перераспределяю, и плачу 20 тысяч рублей за ребенка в месяц приемным родителям, которых мы подготовили, обучили. Да, в первый год на Кубани были возвраты детей в детдома - брак в работе. Но посмотрели, что нужно сделать, усилили сопровождение семей, их подготовку - получилось! Ткачев за год закрыл 16 детских домов, сирот, что называется, стало на всех не хватать. И тогда кубанцы поехали за детьми в Москву, в Новгород… Ровно потому что у себя в Новгороде, они приемным семьям платят 6 тысяч, а кубанцы получают - 20.
- В каждом субъекте оказывается своя поддержка, - признает многодетная и приемная мама Елена Висюлькина из Темниковского района. – Я вхожу в рабочую группу по программе «Право ребенка на семью» в Мордовии и общаюсь с приемными родителями других регионов. Например, в Саратовской области уже давно на приемного ребенка выделялось 9 тысяч и 6 тысяч – родителю. В некоторых субъектах к тому же выдают 10 наименований мебели: кровать, шкаф, стол и т.д., канцтовары, в семью, где пятеро приемных деток, дают ГАЗель. В Москве, если усыновляешь трех детей, то получаешь квартиру. А на Севере обеспечивают жильем, если просто берешь ребенка в приемную семью. Это очень хорошая поддержка! Но, как правило, помощь больше там, где детей берут реже…В Мордовии, наоборот, замещающих семей много, а регион у нас небогатый, поэтому мы очень благодарны и этому.
- 12 тысяч «подъемных» - маленькое подспорье, - размышляет о том, почему семьи бояться брать приемных детей, многодетная и приемная мама Елена Сидорова из Ичалковского района. – Ребенку нужно обустроить свой уголок, купить постельные принадлежности. Особенно тяжело многодетным. В нашей большой семье работает только один – папа. У меня нет возможности трудоустроиться, нужно ухаживать за детьми, содержать дом. Сейчас самому млдашему ребенку исполнилось 1,5 года, выплаты закончились. Как у приемной семьи у нас 50% льгота на оплату ЖКУ, и то за коммуналку платим много. Дом большой, к тому же постоянно готовлю и стираю. Если многодетным замещающим семьям давали бы небольшое вознаграждение за каждого ребенка, то для нас это было бы счастье. Ведь это наша основная работа – растить и воспитывать детей.
Со скептиками, которые считают, что нельзя повышать выплаты за приемных детей, иначе это может стать бизнесом, готова спорить Людмила Кузоваткина. По ее словам, и сейчас многие смотрят на замещающие семьи косо и говорят, что детей взяли из-за денег.
- А вы попробуйте сами возьмите, - отвечает злопыхателям председатель Большеберезниковского женсовета. – Детей берут только любящие семьи. Например, в нашем Доме ребенка несколько сотрудниц стали приемными мамами, потому что по-настоящему привязались к малышам. К тому же, приемные семьи пропускают через такое сито, что случайных людей здесь быть не может. Разбогатеть на святом нечистым на руку не удастся! Главное - исходить из того: где лучше детям? Если они счастливы в приемных семьях, то и нужно вкладывать в них те миллионы.
С.Медведева.
Фото Н.Каранов.
между тем
За последние 5 лет число воспитанников в домах-интернатах и детских домах Мордовии сократилось в 2,5 раза. Но в то же время только за 3 года возвращено из замещающих семей 84 ребенка. Но это уже «камень» в «огород» проверяющих структур. По мнению экспертов, чтобы исключить такие случаи, подбор семей должен быть более тщательным и взвешенным.
мнение
Уполномоченный по правам ребенка в РМ Наталья Юткина:
- Сегодня интернаты закрываются по всей России, такая тенденция прослеживается и в Мордовии, например, закрылись детские дома в Краснослободске и Рузаевке. Но это не должно быть самоцелью, главная цель – устроить деток в нормальные условия.
Надо признать, что полностью закрыть детские дома не получится, поскольку есть дети с тяжелыми физическими и психическими нарушениями, но из классического варианта они должны перейти в детские дома семейного типа.
То, что во многих регионах увеличивается плата за приемного ребенка, – это большое благо. Но у каждого субъекта свои возможности, все живут по-разному. Думаю, что в Мордовии тоже будет рассмотрен этот вопрос. Речь идет не только о деньгах, но и о льготах. Кстати, отчасти решить вопрос можно и на уровне муниципалитетов. Например, в ряде районов республики приемные дети получают бесплатное питание в школе и это хорошее подспорье.
- Версия для печати