№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 19 (311) от 08.05.2013
«Белая халатность»

Какие расценки введут за врачебные ошибки?

Пациентов будут страховать от «промахов» докторов!  Минздрав опубликовал соответствующий проект закона, который уже вызвал горячие споры в здравоохранении и околомедицинских кругах. Документ предусматривает возмещение причиненного вреда здоровью вне зависимости от наличия или отсутствия вины медработников. Задача законопроекта, как поясняют в ведомстве, далеко не карательная: «не наказать конкретного врача, а повысить качество здравоохранения». Мы попытались выяснить, как улучшится защита пациентов от неверных диагнозов.

 

 

Трудно доказать

Врачебные ошибки в последнее время стали притчей во языцех. Кто не рассказывал о неверных диагнозах или назначении лечения, которое, что мертвому припарка? Однако, как говорится, слова к делу не пришьешь, поэтому был ли на самом деле промах врача или нет, часто так и остается тайной за семью печатями. Дело в том, что законодательству термин «врачебная ошибка» неизвестен и юристы его обходят стороной. Он распространен преимущественно в медицинских кругах, но и здесь не существует общепринятого определения. Отчасти размытостью понятия объясняется отсутствие реальной статистики врачебных ошибок, поэтому вряд ли кто скажет, сколько человек пострадало по вине врачей. Между тем, в российском медицинском сообществе распространена точка зрения, что каждый третий диагноз в  России ставится неверно. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП. 

Как подтвердили в Следственном комитете РФ по РМ, подобной статистики у нас не ведется. В Уголовном кодексе РФ наиболее близкие статьи, когда речь идёт о врачебной ошибке, это статья 109 (часть 2) (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей), статья 293 ( халатность), статья 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), а также статья 124 (неоказание помощи больному).

В Мордовии было несколько резонансных случаев, когда на скамью подсудимых садились нерадивые доктора. Достаточно вспомнить уголовное дело в отношении двух медицинских работников Краснослободской ЦРБ по факту гибели 11-месячного Жени Чернова. В 2009 г. ребенок был госпитализирован в инфекционное отделение, где через два дня умер. Согласно комиссионному судебно-медицинскому исследованию, лечение мальчика было проведено не в полном объеме, отсутствовало должное динамическое наблюдение за его состоянием, что и способствовало наступлению смерти. 

В 2011г. держал ответ перед законом врач отделения скорой медицинской помощи Темниковской  ЦРБ. Женщина в белом халате не оказала необходимой помощи бомжу только по той простой причине, что он был грязный и вшивый. Смерть бездомного наступила от переохлаждения организма.

И вот последний факт, когда хирург выписал покойника «в удовлетворительном состоянии». По версии следствия, больному не было проведено квалифицированное обследование и лечение в полном объеме, хотя врач такую возможность имел. Эскулап поставил пациенту неверный диагноз и через несколько дней отправил его по месту жительства. В итоге больной скончался «в результате тупой закрытой травмы живота, сопровождающейся разрывом мочевого пузыря с последующим развитием перитонита». При этом хирург продолжал заполнять все медицинские документы о нахождении больного в стационаре, согласно которым он был выписан в удовлетворительном состоянии. И это далеко не полный список «жертв здравоохранения» за последнее время, далеко не все хотят предавать личную трагедию огласке. 

 

Два миллиона – за смерть пациента

Как отмечают в Минздраве РФ, необходимость в подобном проекте назрела давно. Впервые в российском законодательстве появляется термин «врачебная ошибка» — действие либо бездействие медорганизации либо ее работника, повлекшее, независимо от их вины, причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи. Компенсации за врачебные ошибки будут выплачивать страховые компании. Самое главное, что при этом пострадавшему либо его родственникам не придется доказывать вину врача. Факт врачебной ошибки теперь будет признавать специальная комиссия, собранная на безвозмездной основе. Предполагается, что она будет состоять из 7-10 человек и даже более. Экспертами будут выступать врачи, представители организаций по защите прав пациентов, страховщики. Основным критерием станет степень нанесенного его здоровью вреда. Так, смерть пациента в законопроекте оценена в 2 млн рублей, инвалидность – от 500 тыс. до 1,5 млн рублей в зависимости от полученной степени неработоспособности. Случаи нанесения вреда здоровью, не закончившиеся смертью или инвалидностью, страховыми считаться не будут.

По версии Минздрава, страхование пациентов станет необходимым условием для осуществления деятельности медицинской организацией. 

- Таким образом, руководство лечебного учреждения будет заинтересовано в повышении качества лечения, привлечении квалифицированного персонала и использовании новых технологий, — пояснил пресс-секретарь министра здравоохранения РФ Олег Салагай. — Если это учреждение в постоянном режиме создает поводы для страховых выплат, то его взносы будут выше.

Надо отметить, что  страховка от врачебных ошибок – это большой шаг вперед – и в развитии медицины, и защиты прав пациентов.  Пострадавшим больным больше не придется вести судебную тяжбу. Большинство разбирательств переведут в рамки страхового механизма. Кстати, такая норма давно обязательна в США, Канаде, Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Новой Зеландии и Австралии. 

По словам экспертов, сейчас главное провести четкую грань между банальной ошибкой и преступной халатностью. Ведь еще Гиппократ говорил, что «если мы будем требовательны к себе, то не только успехи, но и ошибки станут источником знания». 

- Я положительно отношусь к страхованию пациентов от врачебных ошибок, - отмечает директор медицинского института МГУ им. Н.П. Огарева Анна Усанова. – Самое главное анализировать, что стало причиной врачебной ошибки. Доктор – не Бог, он человек и ему суждено ошибаться. Одно дело, когда имела место халатность, не хватило профессионализма, другое дело – когда ситуация не зависела от врача: проявилось побочное действие лекарств, наложилась индивидуальная непереносимость и т.д. Профессия медицинского работника всегда сопряжена с риском, поэтому пациенты подписывают согласие на оперативные вмешательства, лечение и даже обследования. Чтобы избежать печальных последствий, надо быть не только профессионалом в своем деле, но и иметь совесть, это когда Бог – в человеке. Не забывать, что каждый из нас может оказаться на месте пациента. Сейчас только ленивый не критикует врачей, но хочется заметить, что в здоровом обществе не может быть больной медицины! Говорят, что сегодня в здравоохранении много случайных людей. На самом деле это не так. Работа таких «докторов» выжимает из профессии и остаются только врачи по призванию. Меня радует, что анализировать врачебные ошибки будут профессионалы, люди от медицины. Тогда не смогут пострадать врачи, которые действительно все отдают своей профессии. Ведь от врачебных ошибок не застрахован никто: даже когда ищешь правильный диагноз, собираешь консилиум и по здоровому сомневаешься в лечении пациента. 

С.Медведева. 

 

Версия для печати Версия для печати