№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 17 (205) от 26.04.2011
Поколение нерожденных

На аборты в Мордовии идут с 14 лет

Демографическую ситуацию в России называют русским крестом: смертность растет, а рождаемость снижается. Такой тенденции нет ни в одной стране мира. У других  государств срабатывают свои защитные механизмы воспроизводства населения. Например, в странах Африки чаще уходят из жизни, но там и больше младенцев появляется на свет, а в странах Европы – низкая рождаемость, но и низкая смертность.

Усугубляет ситуацию с убылью населения число абортов у наших сограждан. Есть данные, что только два процента россиянок детородного возраста не делали операцию по искусственному прерыванию беременности.

 

Мировой опыт

Если зреть в корень проблемы, то исторически сложилось, что наша страна первой легализовала искусственное прерывание беременности по желанию. В советские годы мужчину и женщину уравняли в правах. Тогда были нужны производители народного богатства, а не домохозяйки. С другой стороны, не стало сдерживающего механизма со стороны религии, что тоже сыграло определенную роль. В это время было рекордное число прерываний беременности. Существует мнение, что ужасающая статистика – это зеркало доступности и простоты, с которой врачи готовы произвести манипуляцию. В настоящее время любая российская женщина совершенно бесплатно может сделать аборт на сроке беременности до 12 недель. Для сравнения: в Ирландии, Мальте, на Филиппинах аборты запрещены на всех сроках беременности. В Польше они разрешены только в случае угрозы жизни матери, до 12 недель – в случае изнасилования, инцеста или тяжелой аномалии плода. Строгие законы в отношении абортов сохраняются в большинстве стран Латинской Америки. В Португалии прерывание беременности позволительно только в случае изнасилования - до 12 недель и до 16 недель - по медицинским показаниям. В Германии аборт также делается не всем желающим. Женщина может прервать беременность в течение трех месяцев – в случае инцеста, изнасилования, угрозы жизни и очень стойкого нежелания доносить беременность.



В России

- Мы спускаем в канализацию 1,5 миллиона граждан Российской Федерации. И на это закрывают глаза, - отметил на недавнем заседании Госдумы лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Действительно, все попытки, предпринимаемые властями за последнее десятилетие, ситуацию радикально не изменили. Дело в том, что в нашей стране число абортов практически сопоставимо с числом родившихся детей. Например, в 2008 году в России появились на свет 1 млн 714 тыс. малышей. Официально зарегистрированных абортов в это же время - 1 млн 234 тысячи. Ни один другой народ мира не убивает столько собственных неродившихся детей. И это с учетом наметившейся тенденции к некоторому снижению абортов во всех возрастных группах. По данным Минздравсоцразвития, за последние 5 лет операций по искусственному прерыванию беременности стало меньше на 23%. Однако в расчет идут только официальные данные, а о реальном масштабе проблемы не знает никто. В коммерческих клиниках статистика может и не учитываться, к тому же еще практикуются нелегальные и криминальные аборты.

В любом случае, положение катастрофическое. По данным ООН, в России на 1 тысячу женщин приходится почти 54 аборта. То есть потенциал для сокращения естественной убыли есть, но мы им не пользуемся.



В Мордовии

Динамика искусственных прерываний беременности в нашей республике в целом повторяет российскую ситуацию. В прошлом году, по данным Мордовиястата, в нашей республике родилось 7974 ребенка, абортов только в системе учреждений Минздрава РМ состоялось – 7137. Вдумайтесь в эти цифры. Справедливости ради отметим, что это меньше, чем в предыдущем году почти на 850, тем не менее цифра остается неутешительной. Особенно неприятный показатель – нет тенденции к снижению абортов у первобеременных жительниц республики. Обычно это незамужние или состоящие в гражданском браке девушки. Как правило, их кавалерам дети не нужны, а в одиночку вырастить ребенка согласны не многие. Львиная доля прерывания беременности в Мордовии приходится на  репродуктивный возраст – 19-35 лет. Настораживает тот факт, что растет число прерываний беременностей у подростков. По словам мордовских гинекологов, сегодня уже никто не удивляется, когда на аборт приходят 14-15 –летние девочки. Хотя еще лет 20-30 назад это был бы нонсенс. Чтобы прервать беременность у рано повзрослевших детей, нужно согласие родителей или опекунов. Понятно, взрослым легче подписать «за», нежели «против». В этот момент обе стороны думают о ближайшем будущем и мало задумываются об отдаленных последствиях. Кого больше осуждать в этой ситуации, непонятно: ребенка, родителей или социальную среду?
Между тем, аборты – это несчастный случай, они нередко приводят к невозможности в дальнейшем познать счастье материнства. Если выбирать между двух зол, тогда можно отметить такую положительную тенденцию в республике - уменьшение числа прерывания беременностей на поздних сроках. К тому же, по словам специалистов, наш регион занимает одну из лидирующих позиций по фармакологическим – наиболее щадящим абортам. В народе их называют еще таблеточными и чаще всего их делают первобеременным. Но к ним тоже нельзя относиться как к легкому испугу. Любое искусственное вмешательство в женскую природу имеет свои последствия.

- Доказано, что дети от матерей с искусственным прерыванием беременности в анамнезе  часто рождаются в состоянии асфиксии, с нарушениями мозгового кровообращения и другими заболеваниями, что приводит к увеличению детской заболеваемости и смертности, - отмечает доцент кафедры акушерства и гинекологии медицинского института МГУ им. Н.П. Огарева С.Б. Радынова. – Особенно велика частота осложнений – 59,4% у молодых женщин после прерывания первой беременности. Осложнения медицинского аборта составляют порядка 15-30% в структуре материнской смертности.



Почему?

Многие эксперты считают, что нельзя искоренить зло, если запретить аборты. В нашей стране уже был подобный печальный опыт в 1936 году. Тогда больше стало криминальных абортов и выросла материнская смертность. Навряд ли можно повысить рождаемость, если прерывание беременности сделать платным. Дело в том, что факторы, влияющие на нежелание сохранить ребенка, взаимосвязаны между собой, и не так просты, как кажутся на первый взгляд.

- Основная причина абортов – изменение репродуктивного поведения женщины, - отмечает С.Б. Радынова. - На первое место многие ставят карьеру, работу, учебу…Ребенок значится где-то в конце списка приоритетов, а должно быть все наоборот. Не надо забывать, что благосостояние государства измеряется не количеством автомобилей, а числом детских колясок. Другой не менее значительный фактор - отсутствие должного полового воспитания и раннее начало сексуальной жизни. К сожалению, аборт продолжает являться методом контрацепции. Очень важную роль играет и материальное положение. С принятием закона о материнском капитале число повторных родов заметно повысилось, а число абортов сократилось.

Действительно, поддержка материнства и детства вносит неоценимый вклад в «копилку» сохранения жизней. По наблюдениям гинекологов, чаще всего прерывают беременность женщины, имеющие финансовые трудности, проблемы с жильем. Хочется, чтобы государство, наконец, повернулось лицом ко всем мамам, особенно одиноким. Материнский капитал – мера хорошая, но разовая. Если посмотреть на размеры пособий по уходу за ребенком, то становится понятно рвение многих женщин выйти на работу. Как прожить на эти средства маме и малышу, особенно если папы нет рядом? Еще больше возмущает размер «детских» пособий. Хотя у наших бабушек и такой поддержки не было, но за это время и мировоззрение поменялось: сейчас «плодить нищету» никто не хочет. На различных форумах в Интернете все чаще обсуждается тема абортов, и многие приходят к выводу, что главное не количество детей, а качество жизни для каждого из них. «Я лучше одного на ноги поставлю, чем десятерых рожу, и будут они голодные и в обносках», - пишет Марина Н. 

С этим сложно не согласиться. По исследованию социологов «Левада-Центра», 73% опрошенных россиян не намерены рожать детей, не надеясь на улучшение материальных условий жизни. Если так будет продолжаться и дальше, то скоро и один ребенок будет не в каждой семье, и тогда круглую сумму уже будут давать за первые роды.

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати