№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 13 (201) от 29.03.2011
Школьная переменка

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко утвердил новый СанПин

Он касается всех российских школ и вступит в полную силу уже с первого сентября. Наверное, многие согласятся, что ныне действующие санитарные нормы и правила морально устарели. С момента их принятия прошло девять лет, хотя дело здесь не только в сроке давности. Прежний СанПин с первых дней не отвечал запросам образовательной системы. Специалисты называли его поверхностным и неполным. Многие важные моменты здесь попросту пропускались, поэтому на новый документ возлагались большие надежды. И как оказалось, не зря: он расставил все точки над «i». Какие санитарные новшества ожидают общеобразовательные учреждения с 2011-2012 учебного года – в нашем материале.

 

Отделка под контроль!

- Меня порадовало, что сейчас четко прописано, какая внутренняя отделка должна быть в школах, - рассказывает главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по РМ Ирина Аверьянова. – Раньше дело доходило до абсурда. Даже если стены в школах были покрыты плесенью, а полы - провалены, мы не могли вынести никаких предписаний. Почему? В документе об этом ничего не было сказано, а мы действуем только на основании санитарного законодательства. Последний СанПин этот пробел устранил. В  нем оговаривается, что «потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформации, признаков поражений грибком». Полы в учебных учреждениях и рекреациях также безо всяких дефектов. Они могут иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. Причем плитку нужно использовать с матовой и шероховатой поверхностью, не допускающей скольжение.



Прощай, «продленка»?

Однако есть нововведения далеко неоднозначные. Например, необходимость иметь спальные места для групп продленного дня. Спальни должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Они предполагают наличие не только кроватей, шкафчиков для одежды, но и, разумеется, множество постельных принадлежностей. Причем эта норма распространяется не только на вновь построенные школы, но и давно существующие. Уже понятно сейчас, что это правило несет непосильную нагрузку для многих учебных заведений. Если его не спустят на тормозах, то «продленка» просто прекратит свое существование.

- Опять возвращаемся к прошлому, - считает Ирина Ивановна. – Раньше организация спальных мест добавляла немало мороки общеобразовательным учреждениям. Мы от этого отказались, и вернуться к этому будет очень тягостно. Сейчас в республике только одна школа - №3 подходит под эту норму. В свое время ей отошли два здания детского сада. Теперь в них располагается начальное звено. Здесь условия максимально приближены к домашним: есть спальни, игровые комнаты. А как быть другим общеобразовательным учреждениям, у которых нет дополнительных площадей?

Еще одна новация с «налетом старины» - создание пришкольных интернатов. Они должны будут появиться, если по каким-либо причинам не организован подвоз детей из малокомплектных школ. В подобных интернатах ребята будут находиться всю учебную неделю и только на выходные приезжать домой. Внедрение новых форм работы - тоже «удовольствие» не из дешевых. Для этого нужно выполнить целый комплекс задач:  организовать горячее питание, спальные места, игровые, раздельные туалетные комнаты и многое другое. К тому же придется содержать дополнительный штат: поваров, медицинских работников, педагогов.

- Раньше в нашей республике было порядка 150 пришкольных интернатов, но ведь и школ тогда было более 1,5 тысячи, - продолжает главный специалист-эксперт. – Сейчас проще организовать подвоз учащихся, нежели с нуля создать новое учреждение, отвечающее всем санитарным нормативам.



Физкультуры станет больше

Важным элементом школьной жизни становятся спортивные занятия. «Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю». Заменять уроки физкультуры другими предметами не допускается. Это, конечно, похвально, но опять-таки, если школа потянет новшество. Увеличение часов занятий, особенно в осенне-зимнее время, предполагает дополнительную нагрузку на и так переполненные спорт-залы. Не все городские гимназии и лицеи справятся с этим заданием даже на четверку.



Предметы поделили

Изменения претерпела и сама система распределения учебной нагрузки. Раньше педагоги и санитарные врачи для ее расчета пользовались примитивной таблицей Сивкова. С нового учебного года за основу будет браться совсем другая градация.

- В понедельник первым уроком нельзя ставить сложные предметы. Общеизвестно, что первый день недели – период врабатываемости, - отмечает главный специалист-эксперт. – В таблице Сивкова расчет шел только по 11 основным предметам. А такие дисциплины, например, как «экология», «информатика», «граждановедение», «мировая художественная культура» и т.д, не находили своего отражения в ней. Поэтому преподаватели школ огульно составляли учебные планы, и сами оценивали не представленные предметы в то или иное число баллов. В итоге и преподаватели путались, и нам сложнее было оценивать их планы. Теперь каждый предмет ранжирован, причем с учетом возраста школьника. Например, «химия» для семиклассника оценивается в 13 баллов, восьмиклассника – 10, девятиклассника – 12.



Конторка вместо стола

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. По мнению специалистов это не совсем удачное решение. Одна парта будет всегда наполовину пустовать, а значит, место в учебных кабинетах будет использоваться нерационально. С другой стороны, сейчас оговорено, что шкафы не должны входить в площадь класса. Если педагоги хотят поставить дополнительную мебель, нужно иметь не просто свободные, а «лишние» квадраты.  Много нововведений носят необязательный характер. Сейчас деревянные парты Эрисмана, за которыми выросли целые поколения, встретишь разве только в сельской глубинке. Современные школы давно «перешли» на столы и стулья. Между тем, СанПиН рекомендует возвратить незаслуженно забытую мебель - парты и конторки.

- В Мордовии проводился эксперимент в 80-е годы в школе №29, - рассказывает Ирина Ивановна. – Там ученики во время уроков не сидели за партами, а стояли за конторками, причем на массажных ковриках. Когда они уставали, всегда могли присесть (конторка это предусматривает). Обучение в нестандартных условиях дало очень хороший медицинский эффект, тем не менее эксперимент не прижился….Новые санитарные нормы рекомендуют, чтобы за каждым классом был закреплен свой кабинет. А то нередко бывает, когда за одним столом, особенно в сельских школах, занимаются и пятиклассники, и одиннадцатиклассники. Такого не должно быть: парты нужно подбирать с учетом ростовозрастных особенностей ребенка.

Поскольку это всего лишь рекомендации, а не обязательные инструкции, можно предположить, что многие школы будут их придерживаться. Слишком это затратное дело - полностью поменять мебель во всех классах.



Портфель по весу

Много внимания в СанПине уделено начальной школе. Первоклассникам запрещено ставить оценки, ходить на занятия во вторую смену и в субботние дни. Но это не новшество, а скорее, официальное закрепление уже сложившейся практики в школах республики. Не многие знают, что документом также регламентируются допустимые физические нагрузки для детей – в частности, по весу ежедневного комплекта учебников. Хотя такая норма больше действует не для педагогов, а для родителей школяров. Только они могут проследить, что нагружает их ребенок в портфель и не берет ли чего лишнего в школу.

«Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов – более 1,5 кг, 3-4-х классов – более 2 кг, 5-6-х – более 2,5 кг, 7-8-х более 3,5 кг, 9-11-х – более 4,0 кг», - говорится в документе. – «В целях профилактики нарушения осанки рекомендуется обучающимся начальных классов иметь два комплекта учебников. Один использовать на уроках, второй – для приготовления домашнего задания».
Идея, конечно, прекрасная. Ребенок держит путь в школу налегке: с пеналом и тетрадями. Однако облегчение ноши ученика «утяжеляет» родительский карман. Сегодня не всем под силу купить даже один комплект учебников, не говоря уже о втором.

Некоторые эксперты уже окрестили новый СанПиН «голубой мечтой» школы, а вот сбудется ли она, покажет время. Как всегда, в теории у нас все хорошо, а в жизни большое отставание…

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати