- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 38 (902) от 18.09.2024
- «Значительно улучшим ситуацию с транспортом»
-
Большое интервью с заместителем председателя Правительства Мордовии Батыром Эмеевым
Вопросы состояния общественного транспорта в Саранске – наболевшие. Жители столицы республики то и дело жалуются: ждать на остановках приходится долго, а если удалось дождаться, то о комфортной поездке речь не идёт – народа набивается слишком много. О настоящем и будущем транспортной инфраструктуры города удалось поговорить с заместителем председателя Правительства Мордовии, который курирует это направление, Батыром Эмеевым.– Батыр Эмеевич, Вы регулярно отправляетесь в поездку на общественном транспорте, погружаетесь в гущу событий. Какие впечатления? И что меняется?– Я могу так сказать, что, когда Артём Алексеевич поручил мне это направление, я сразу же принял решение, что надо с самого себя начать, попробовать на своём примере, как это ощущается. Первая поездка действительно неким квестом – я даже так высказался – для меня получилась. Очень плотно забитые были автобусы, долго пришлось ждать. И в итоге было доложено руководству республики о том, что надо срочно принимать меры. Конечно же, мы начали потихонечку реализовывать шаги, но что значит транспортная доступность? Это, в первую очередь, настроение людей. С утра человек идёт на работу и от того, как он доберётся, зависит его настроение на весь день. Потому это очень важное направление, за которое мы взялись.– Тем не менее, уже сейчас есть какие-то конкретные шаги: некоторые из них уже реализованы, какие-то ещё в перспективе, но активно обсуждаются. Какие? Буквально несколько примеров.– В первую очередь мы начали добавлять те маршруты, которые просят жители в социальных сетях. Мы каждый день отслеживаем комментарии и с руководителем ЦУРа (Центра управления регионом – прим. ред.) Андреем Барашихиным в ежедневном режиме созваниваемся, и он мне говорит: «Батыр, вот здесь проблема, вот здесь, здесь надо усиляться». То есть, мы ориентируемся на запросы жителей.– Как раз, наверное, от запроса жителей и появилась идея продлить маршрут первого троллейбуса? Ещё недавно количество единиц техники на этом маршруте сократили до минимума. А теперь он будет ездить до завода «Орбита» в Ялге, и понятно, что обслуживать его должна не одна единица транспорта. Как пришли именно к такому решению? Насколько это оправданно?– Всё верно, это решение пришло из-за запроса граждан. Мы изучили: было очень много жалоб на 8-ой автобусный маршрут. В настоящее время там, к сожалению, всего лишь 3 единицы транспорта используются, что категорически не обеспечивает транспортную доступность жителей. Им приходится ждать до 30 минут. Мы посмотрели разные варианты решения, и пришли к выводу, что нужно продлить троллейбусный маршрут №1, который, кстати, порядка 10 лет простаивал. Оправданно это или нет? Конечно, оправданно. Как можно об этом даже рассуждать, если в итоге у нас граждане получат комфортную транспортную доступность. Добавим, как минимум, 2 троллейбуса, в итоге 5 единиц транспорта нам должны обеспечить в час пик не более 16 минут ожидания. Кроме того, хочу сказать, что, если эта мера не поможет должным образом, и люди будут писать, мы будем добавлять. Троллейбусная сеть, как я уже сказал, порядка 10 лет не обслуживалась. Мы уже сделали ревизию, да, там требуются вложения, мы уже изыскали данные средства. Я думаю, что мы в течение осени, даже не думаю, я уверен, мы решим эту проблему. И жители Ялги, Николаевки уже смогут на этом маршруте добраться до юго-западной и центральной части города. Кстати, также, используя пересадочный тариф, смогут доехать и до микрорайона Химмаш. Надеюсь, наших граждан это удовлетворит.– 2 сентября по 17 маршруту поехал хорошо забытый, но такой любимый горожанами автобус-«гармошка». Показал себя автобус большого класса с хорошей стороны. Но чтобы реализовать это, в «Горэлектротрансе» запустили целую цепочку ремонтных участков, набрали дополнительный штат сотрудников. Насколько это оправданная тактика? И как это будет дальше использоваться?– Верно. Мы на базе «Горэлектротранса» организовали участки по ремонту двигателей, коробок передач, да и в целом там теперь могут проводить кузовные и слесарные работы. Это нам позволило, как вы сказали, запустить всеми любимую «гармошку», но я скажу, что «Горэлектротранс» обладает значительным количеством техники. Что послужило этому? Опять-таки, когда я занялся этой проблемой: у нас 59 автобусов только большого класса, к сожалению, когда я пришёл в «Горэлектротранс», всего лишь 24 из них было в рабочем состоянии. Я не хочу судить предыдущее руководство, но то, что там занимались вандализмом – это факт. Поскольку, когда автобус выходил из строя, они его парковали и использовали на запасные части, как донора. Мы сразу это остановили, и хочу сказать, что мы до конца сентября 45 автобусов большого класса, те, которые существовали, введём в эксплуатацию. Они не очень старые, они 2017 года. Они нам дадут вилку времени 2-3 года, чтобы мы смогли весь транспортный состав республики обновить. Поэтому для этого мы решили, что нам обязательно нужны свои слесари, своя ремонтная база. Мы уже за 2 месяца приняли около 15 высококвалифицированных слесарей, поставили им хорошую заработную плату, они с удовольствием у нас трудятся, и мы ни от кого не зависим.– То есть, это такой большой задел на перспективу?– Конечно! Кроме того, буквально на днях мы стали авторизированным центром, станцией технического обслуживания МАЗа. То есть, мы сможем не только свои автобусы ремонтировать, но ещё появится и коммерческая составляющая – зарабатывать. Это же предприятие, оно должно зарабатывать. Чем больше оно зарабатывает, тем более эффективно мы можем предоставлять транспортные услуги пассажирам.– Всем известно, муниципальные предприятия заведомо убыточны в транспортной инфраструктуре. А здесь получается, как минимум, самообеспечение?– Мы к этому стремимся.– Раз уж заговорили о том, что мы стали центром, который сможет обслуживать автобусы МАЗ, к концу этого года обещаете, что 15 машин большой вместительности будут в Саранске. Почему выбор пал на МАЗы? Почему не на те же ПАЗы, которые закупались в прошлый раз?– Я вообще не могу понять причину, кто принял такое решение, почему закупили ПАЗы. И более того, они заменяли единицу МАЗа 1 к 1. Чтобы понять: у нас 1 МАЗ замещает 2,5 ПАЗа. Это одна из причин, почему мы получили эту транспортную проблему, почему люди начали жаловаться. Ну и, к сожалению, получилось так, что эти ПАЗы очень часто выходят из строя. МАЗ – это десятилетиями зарекомендовавший себя бренд, это наша братская Республика Беларусь. 15 МАЗов, чтобы вы понимали, это надо в очередь встать. И с учётом наших дружеских отношений с республикой, я пришёл к Артёму Алексеевичу – надо позвонить руководству. И из-за дружеских отношений просто «вытащили с конвейера», грубо говоря, и к 1 декабря мы должны получить 15 МАЗов большой вместимости. Естественно, они будут оснащены уже современной техникой. Это кондиционирование, это валидаторы, это камеры безопасности. Ну, и цвет мы решили выбрать белый.– Почему не цвет марена?– Всё-таки белый цвет, нам всем кажется, и смотрится красивее, и не пачкается. И всё-таки это автобус большого класса, я думаю, мы этим самым значительно улучшим ситуацию с транспортом.– В продолжение темы: как правило, когда автобусы приезжают в республику, они должны пройти процедуры регистрации, технического осмотра. Если они приедут к 1 декабря, когда горожанам ждать их на улицах?– Мы уже параллельно будем вести все подготовительные процедуры. Мы знаем, там есть ряд бюрократических процессов, вы правильно подметили. Мы тоже уже сразу взяли это на контроль, и они должны буквально как придут, сразу в течение нескольких дней выйти на маршруты. То есть, они не будут ждать какого-то длительного времени, простаивать. Ну, это кощунство будет: автобусы есть, но они стоят, а люди стоят на остановках. Поэтому мы этого не допустим.– Если уже есть такая информация или какие-то предположения на данный момент, на какие маршруты встанут эти новые автобусы?– Как я уже говорил, мы каждый день отслеживаем пожелания людей и жалобы, где самые сложные маршруты, поэтому будем на них ставить эти автобусы. Как я и говорил, у нас 3 месяца назад всего лишь 25 МАЗов из 59 ездило. Мы к 1 октября доведём их до 45, то есть, у нас будет не то что 15 МАЗов, а у нас добавится 35, что должно существенно изменить ситуацию.– Автобусный парк муниципального предприятия регулярно обновляется, а вот самые свежие троллейбусы приходили в республику к чемпионату мира в 2018 году. Есть ли в этом направлении какие-то перспективы?– Конечно, есть. Вы как будто наши мысли читаете по всем пожеланиям не только жителей, но и водителей. Для нас важно, чтобы водители чувствовали себя комфортно. Мы на следующий год готовим заявку на 20 новых троллейбусов. Мы знаем эту проблему. Действительно, их тоже надо обновлять. У нас очень хорошая троллейбусная сеть в городе, и троллейбус – это всё-таки некий бренд каждого города. Поэтому в следующем году мы планируем 20 новых троллейбусов. Ну, и в целом, Артём Алексеевич поставил задачу, что мы в течение трёх лет должны обновить весь подвижной состав. К этому и стремимся.– Пока неизвестно, какие это будут машины?– Какой марки это будут машины, определят специалисты. Мы ставим им задачу по вместимости, по технической исправности и готовности. Всё-таки режим городского движения подразумевает, чтобы машины были качественными и износостойкими. Специалисты определят.– И в завершение нашей беседы: не так давно в Госдуму внесли предложение обязать депутатов и руководителей органов госвласти всех уровней 2 раза в неделю добираться на работу на общественном транспорте. Такая акция «Дни без автомобилей». Как относитесь к этой инициативе?– Эта инициатива однозначно требует внимания и поддержки. Вообще, транспортная доступность, на мой взгляд – это первый показатель комфорта жизни любого города. К примеру, когда я приезжаю в Москву, я всегда пользуюсь общественным транспортом. Это выгоднее, чем свой автомобиль или то же такси. Мы должны и в Саранске прийти к такому. Абсолютно стоит поддержки эта инициатива. Это сближение власти и горожан. Чиновники будут чувствовать, где они не дорабатывают, чувствовать запросы. Поэтому стоит поддержки.– А кого бы Вы взяли с собой за компанию в поездку на работу на общественном транспорте?– Мэра и директора «Горэлектротранса». Потому что это первые люди, которые, если ощутят некомфорт, будут стараться исправить ситуацию. Кстати, буквально недавно с собой в поездку на общественном транспорте я взял нового директора «Горэлектротранса», чтобы он видел те изменения, над которыми он сам работает. - Версия для печати