№ 41 (905)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 38 (902) от 18.09.2024
«Значительно улучшим ситуацию с транспортом»

Большое интервью с заместителем председателя Правительства Мордовии Батыром Эмеевым

Вопросы состояния общественного транспорта в Саранске – наболевшие. Жители столицы республики то и дело жалуются: ждать на остановках приходится долго, а если удалось дождаться, то о комфортной поездке речь не идёт – народа набивается слишком много. О настоящем и будущем транспортной инфраструктуры города удалось поговорить с заместителем председателя Правительства Мордовии, который курирует это направление, Батыром Эмеевым.
 
– Батыр Эмеевич, Вы регулярно отправляетесь в поездку на общественном транспорте, погружаетесь в гущу событий. Какие впечатления? И что меняется?
– Я могу так сказать, что, когда Артём Алексеевич поручил мне это направление, я сразу же принял решение, что надо с самого себя начать, попробовать на своём примере, как это ощущается. Первая поездка действительно неким квестом – я даже так высказался – для меня получилась. Очень плотно забитые были автобусы, долго пришлось ждать. И в итоге было доложено руководству республики о том, что надо срочно принимать меры. Конечно же, мы начали потихонечку реализовывать шаги, но что значит транспортная доступность? Это, в первую очередь, настроение людей. С утра человек идёт на работу и от того, как он доберётся, зависит его настроение на весь день. Потому это очень важное направление, за которое мы взялись. 
– Тем не менее, уже сейчас есть какие-то конкретные шаги: некоторые из них уже реализованы, какие-то ещё в перспективе, но активно обсуждаются. Какие? Буквально несколько примеров.
– В первую очередь мы начали добавлять те маршруты, которые просят жители в социальных сетях. Мы каждый день отслеживаем комментарии и с руководителем ЦУРа (Центра управления регионом – прим. ред.) Андреем Барашихиным в ежедневном режиме созваниваемся, и он мне говорит: «Батыр, вот здесь проблема, вот здесь, здесь надо усиляться». То есть, мы ориентируемся на запросы жителей. 
– Как раз, наверное, от запроса жителей и появилась идея продлить маршрут первого троллейбуса? Ещё недавно количество единиц техники на этом маршруте сократили до минимума. А теперь он будет ездить до завода «Орбита» в Ялге, и понятно, что обслуживать его должна не одна единица транспорта. Как пришли именно к такому решению? Насколько это оправданно?
– Всё верно, это решение пришло из-за запроса граждан. Мы изучили: было очень много жалоб на 8-ой автобусный маршрут. В настоящее время там, к сожалению, всего лишь 3 единицы транспорта используются, что категорически не обеспечивает транспортную доступность жителей. Им приходится ждать до 30 минут. Мы посмотрели разные варианты решения, и пришли к выводу, что нужно продлить троллейбусный маршрут №1, который, кстати, порядка 10 лет простаивал. Оправданно это или нет? Конечно, оправданно. Как можно об этом даже рассуждать, если в итоге у нас граждане получат комфортную транспортную доступность. Добавим, как минимум, 2 троллейбуса, в итоге 5 единиц транспорта нам должны обеспечить в час пик не более 16 минут ожидания. Кроме того, хочу сказать, что, если эта мера не поможет должным образом, и люди будут писать, мы будем добавлять. Троллейбусная сеть, как я уже сказал, порядка 10 лет не обслуживалась. Мы уже сделали ревизию, да, там требуются вложения, мы уже изыскали данные средства. Я думаю, что мы в течение осени, даже не думаю, я уверен, мы решим эту проблему. И жители Ялги, Николаевки уже смогут на этом маршруте добраться до юго-западной и центральной части города. Кстати, также, используя пересадочный тариф, смогут доехать и до микрорайона Химмаш. Надеюсь, наших граждан это удовлетворит.
– 2 сентября по 17 маршруту поехал хорошо забытый, но такой любимый горожанами автобус-«гармошка». Показал себя автобус большого класса с хорошей стороны. Но чтобы реализовать это, в «Горэлектротрансе» запустили целую цепочку ремонтных участков, набрали дополнительный штат сотрудников. Насколько это оправданная тактика? И как это будет дальше использоваться?
– Верно. Мы на базе «Горэлектротранса» организовали участки по ремонту двигателей, коробок передач, да и в целом там теперь могут проводить кузовные и слесарные работы. Это нам позволило, как вы сказали, запустить всеми любимую «гармошку», но я скажу, что «Горэлектротранс» обладает значительным количеством техники. Что послужило этому? Опять-таки, когда я занялся этой проблемой: у нас 59 автобусов только большого класса, к сожалению, когда я пришёл в «Горэлектротранс», всего лишь 24 из них было в рабочем состоянии. Я не хочу судить предыдущее руководство, но то, что там занимались вандализмом – это факт. Поскольку, когда автобус выходил из строя, они его парковали и использовали на запасные части, как донора. Мы сразу это остановили, и хочу сказать, что мы до конца сентября 45 автобусов большого класса, те, которые существовали, введём в эксплуатацию. Они не очень старые, они 2017 года. Они нам дадут вилку времени 2-3 года, чтобы мы смогли весь транспортный состав республики обновить. Поэтому для этого мы решили, что нам обязательно нужны свои слесари, своя ремонтная база. Мы уже за 2 месяца приняли около 15 высококвалифицированных слесарей, поставили им хорошую заработную плату, они с удовольствием у нас трудятся, и мы ни от кого не зависим. 
–  То есть, это такой большой задел на перспективу?
– Конечно! Кроме того, буквально на днях мы стали авторизированным центром, станцией технического обслуживания МАЗа. То есть, мы сможем не только свои автобусы ремонтировать, но ещё появится и коммерческая составляющая – зарабатывать. Это же предприятие, оно должно зарабатывать. Чем больше оно зарабатывает, тем более эффективно мы можем предоставлять транспортные услуги пассажирам. 
– Всем известно, муниципальные предприятия заведомо убыточны в транспортной инфраструктуре. А здесь получается, как минимум, самообеспечение?
– Мы к этому стремимся. 
– Раз уж заговорили о том, что мы стали центром, который сможет обслуживать автобусы МАЗ, к концу этого года обещаете, что 15 машин большой вместительности будут в Саранске. Почему выбор пал на МАЗы? Почему не на те же ПАЗы, которые закупались в прошлый раз?
– Я вообще не могу понять причину, кто принял такое решение, почему закупили ПАЗы. И более того, они заменяли единицу МАЗа 1 к 1. Чтобы понять: у нас 1 МАЗ замещает 2,5 ПАЗа. Это одна из причин, почему мы получили эту транспортную проблему, почему люди начали жаловаться. Ну и, к сожалению, получилось так, что эти ПАЗы очень часто выходят из строя. МАЗ – это десятилетиями зарекомендовавший себя бренд, это наша братская Республика Беларусь. 15 МАЗов, чтобы вы понимали, это надо в очередь встать. И с учётом наших дружеских отношений с республикой, я пришёл к Артёму Алексеевичу – надо позвонить руководству. И из-за дружеских отношений просто «вытащили с конвейера», грубо говоря, и к 1 декабря мы должны получить 15 МАЗов большой вместимости. Естественно, они будут оснащены уже современной техникой. Это кондиционирование, это валидаторы, это камеры безопасности. Ну, и цвет мы решили выбрать белый.
– Почему не цвет марена?
– Всё-таки белый цвет, нам всем кажется, и смотрится красивее, и не пачкается. И всё-таки это автобус большого класса, я думаю, мы этим самым значительно улучшим ситуацию с транспортом. 
– В продолжение темы: как правило, когда автобусы приезжают в республику, они должны пройти процедуры регистрации, технического осмотра. Если они приедут к 1 декабря, когда горожанам ждать их на улицах?
– Мы уже параллельно будем вести все подготовительные процедуры. Мы знаем, там есть ряд бюрократических процессов, вы правильно подметили. Мы тоже уже сразу взяли это на контроль, и они должны буквально как придут, сразу в течение нескольких дней выйти на маршруты. То есть, они не будут ждать какого-то длительного времени, простаивать. Ну, это кощунство будет: автобусы есть, но они стоят, а люди стоят на остановках. Поэтому мы этого не допустим. 
– Если уже есть такая информация или какие-то предположения на данный момент, на какие маршруты встанут эти новые автобусы?
– Как я уже говорил, мы каждый день отслеживаем пожелания людей и жалобы, где самые сложные маршруты, поэтому будем на них ставить эти автобусы. Как я и говорил, у нас 3 месяца назад всего лишь 25 МАЗов из 59 ездило. Мы к 1 октября доведём их до 45, то есть, у нас будет не то что 15 МАЗов, а у нас добавится 35, что должно существенно изменить ситуацию. 
– Автобусный парк муниципального предприятия регулярно обновляется, а вот самые свежие троллейбусы приходили в республику к чемпионату мира в 2018 году. Есть ли в этом направлении какие-то перспективы?
– Конечно, есть. Вы как будто наши мысли читаете по всем пожеланиям не только жителей, но и водителей. Для нас важно, чтобы водители чувствовали себя комфортно. Мы на следующий год готовим заявку на 20 новых троллейбусов. Мы знаем эту проблему. Действительно, их тоже надо обновлять. У нас очень хорошая троллейбусная сеть в городе, и троллейбус – это всё-таки некий бренд каждого города. Поэтому в следующем году мы планируем 20 новых троллейбусов. Ну, и в целом, Артём Алексеевич поставил задачу, что мы в течение трёх лет должны обновить весь подвижной состав. К этому и стремимся. 
– Пока неизвестно, какие это будут машины?
– Какой марки это будут машины, определят специалисты. Мы ставим им задачу по вместимости, по технической исправности и готовности. Всё-таки режим городского движения подразумевает, чтобы машины были качественными и износостойкими. Специалисты определят.
– И в завершение нашей беседы: не так давно в Госдуму внесли предложение обязать депутатов и руководителей органов госвласти всех уровней 2 раза в неделю добираться на работу на общественном транспорте. Такая акция «Дни без автомобилей». Как относитесь к этой инициативе?
– Эта инициатива однозначно требует внимания и поддержки. Вообще, транспортная доступность, на мой взгляд – это первый показатель комфорта жизни любого города. К примеру, когда я приезжаю в Москву, я всегда пользуюсь общественным транспортом. Это выгоднее, чем свой автомобиль или то же такси. Мы должны и в Саранске прийти к такому. Абсолютно стоит поддержки эта инициатива. Это сближение власти и горожан. Чиновники будут чувствовать, где они не дорабатывают, чувствовать запросы. Поэтому стоит поддержки.
– А кого бы Вы взяли с собой за компанию в поездку на работу на общественном транспорте?
– Мэра и директора «Горэлектротранса». Потому что это первые люди, которые, если ощутят некомфорт, будут стараться исправить ситуацию. Кстати, буквально недавно с собой в поездку на общественном транспорте я взял нового директора «Горэлектротранса», чтобы он видел те изменения, над которыми он сам работает.  
 
Версия для печати Версия для печати