- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 21 (885) от 22.05.2024
- Мальчики, которые выжили
Вечером 15 мая в селе Большое Маресево Чамзинского района рухнула часть старого Дома культуры. Каменная постройка ветшала десятилетиями. В момент обрушения в заброшенном здании находились четверо детей, двое из них пострадали и сейчас находятся в больнице.
Каменная двухэтажка стоит в самом центре Большого Маресева. Прячется за таким же заброшенным деревянным клубом в кустах. 15 мая около 7 часов вечера здание обрушилось. На грохот сбежались местные жители – первыми на месте ЧП оказались подростки и несколько взрослых.
Что за здание?
Андрей Видяйкин – местный житель и хозяин небольшого магазина буквально в нескольких десятках метров от заброшенного здания – рассказывает: недострой стоит на месте лет 35 точно. В начале 90-х в селе решили возвести новый Дом культуры, но так и не закончили строительство. С тех пор здание ветшало, и это обрушение – не первое.
«В последние годы ситуация там ухудшалась: там и балки какие-то рухнули, – рассказывает Андрей. – Но дети, конечно, там и по крышам бегали, по развалинам лазили. Как бы постоянно там были – можно сказать, оттуда не вылазили».
И в момент обрушения в этом ДК оказались дети. Четверо мальчишек играли в заброшенном здании. Двое успели убежать, ещё двое окровавленных детей с криками выбирались уже из обломков и клубов пыли.
Мальчики, которые выжили
Пострадавших – 9-тилетнего Сегу и 8-милетнего Матвея подхватил местный житель Евгений Щамкин – на машине сразу отвез в районную больницу. Родители уже догоняли частную «неотложку». А потом быстро транспортировали на машине скорой помощи в Республиканскую детскую больницу в Саранске.
«Очень хорошо сработали наши коллеги в Чамзинской районной больнице, – подчёркивает профессионализм районных медиков главный врач Республиканской детской больницы Олег Солдатов. – Сделали всё вовремя, быстро, оперативно, и самое главное – сделали именно то, что надо в этот момент. Плюс ко всему провели некоторые медицинские манипуляции, которые в такие моменты делают. Вовремя связались с нашими специалистами, получили консультацию. И вот где-то к 11 часам их доставили к нам».
Мама Матвея Наталья Гранцова рассказывает, сколько раз твердили сыну не играть на «заброшке». Говорит, даже находясь уже в больнице, не осознают, что произошло, но врачи действовали быстро и профессионально.
«Зрелище было не из лучших, но большое спасибо врачам, они оказали первую необходимую помощь, сделали всё, что было нужно, и с пакетом документов отправили нас в Саранск. Здесь, в Республиканской больнице нас тоже встретили очень хорошо – сделали обследование, провели манипуляции».
8-милетний Матвей получил повреждения средней степени тяжести – ушибы, ссадины, перелом руки и рану ноги. Его другу Сергею повезло меньше: он получил многочисленные травмы, его поместили в реанимацию детской больницы.
«У него, помимо ушибов, ссадин, закрытой черепно-мозговой травмы, множественные переломы, что собственно и доставляло большие неприятности, потому что при этом сильно выражен еще и болевой синдром, – рассказывал на следующий день после ЧП Олег Солдатов. – Поэтому мы положили его в отделение реанимации, чтобы стабилизировать состояние, справиться вот с этим негативом. Сейчас хочу сказать, что прошло уже, наверное, 14 часов, как он у нас пролежал в отделении реанимации, состояние его стабильное, ночь провёл без ухудшений, и сейчас идёт обычная рутинная работа, направленная на восстановление здоровья мальчика».
«Там начало всё трястись. Было страшно!»
Заброшенные здания всегда привлекают мальчишек. «Ну, кто из пацанов не играл в детстве на «заброшках», – задаётся вопросом молодой отец, который пришёл в магазин в Большом Маресеве вместе с маленькой дочкой. – Просто нам везло…»
«Есть места в селе для развлечений, есть и спортивная площадка, – говорит Наталья Гранцова. – Но они всё равно туда. Тянет их туда, не знаю, почему».
«Мы были на заброшке, – вспоминает Матвей, лёжа на больничной койке с загипсованной рукой и перевязкой на ноге. – Денис и Игорь вышли, а я с Сергеем остался там».
Когда всё случилось, рассказывает мама, все были в шоке. Дети совсем не осознавали, что с ними происходит, только говорили, где болит и со слезами и криками просили их не трогать.
«Там начало всё трястись, – вспоминает Матвей, – и начали падать сначала нижние плиты, а потом верхние. Слава Богу, они сломались и на нас не упали. Я запомнил, как меня толкнул Сега и сказал: «Беги!».
В итоге из-под обломков и клубов пыли мальчишки выбрались сами. Как смогли с теми ранениями, которые получили, – остаётся загадкой.
– А теперь ты будешь ходить туда гулять? – спрашиваем у Матвея.
– Пора завязывать, наверное, – отвечает мальчик.
– Больше ни ногой?
– Конечно!
Повезло?
Всё могло закончиться гораздо трагичнее. Матвей отпразднует своё 9-тилетие 15 июля этим летом, но мама говорит, что у сына теперь два дня рождения: ещё один можно отмечать 15 мая. О том, что ребятам, как бы странно ни звучало, повезло, говорят и врачи.
«Мы считаем, что им повезло по многим параметрам, – говорит главврач Республиканской детской больницы Олег Солдатов. – Во-первых, там была ещё какая-то ямка и был бруствер, который прикрыл их от основного удара стены, то есть были удары, но отдельными кирпичами какими-то. Но всё равно мало хорошего в этом».
Матвей чувствует себя хорошо. Сергей изначально хорошо откликался на лечение и уже через двое суток его перевели из реанимации в обычную палату отделения травматологии. Теперь мальчишки, как два боевых товарища: вместе пострадали – вместе восстанавливаются. Конечно, потребуется время, но в целом, всё обошлось, говорят и родители, и врачи.
Уголовное дело
Следственный комитет и прокуратура республики сразу начали проверки. Уже на следующий день Следственный комитет завёл уголовное дело по статье «Халатность».
«В рамках возбуждённого уголовного дела следователи Следственного комитета установят все обстоятельства произошедшего, а также причины и условия, приведшие к травмированию детей. Кроме этого, следствием будет дана оценка действиям либо бездействиям ответственных лиц относительно содержания неэксплуатируемого здания», – уточнили в региональном Следственном комитете.
Кто же виноват?
Опасная «заброшка» стоит прямо напротив сельской администрации. Только кто за неё в ответе – остаётся загадкой. По словам исполняющей обязанности главы сельского поселения, здание даже не числится в собственности муниципалитета. А снести этот недострой местные жители хотят уже давно.
«Я буду стараться, конечно, и мы все будем стараться, чтобы в итоге снести это здание, – говорит исполняющая обязанности главы Большемаресевского сельского поселения Ольга Куракина. – Как получится: может, какие-то документы нужно оформить, чтобы снести. Но будем убирать это здание. Желание было давно его снести, потому что оно опасное для жизни, для детей. Мальчишки – они мальчишки, озоруют. Поэтому это место для всех опасно».
Но даже на следующий день после трагичного случая здание не огородили хотя бы сигнальной лентой, ведь кто знает, когда в следующий раз тронутся очередные стена или перекрытие. И несмотря на ни на что, «заброшка» по-прежнему привлекает детей: мальчишки, как завороженные, приходят то ли посмотреть на результат обрушения, то ли присматриваются, а можно ли там снова затеять игры.
- Версия для печати