- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 43 (283) от 24.10.2012
- Тариф – за миф
Управляющие компании занимаются приписками, и нарушения носят массовый характер
Вопрос «золотых» труб в подвале и «платиновых» антенн на крыше время от времени всплывает во многих городских многоэтажках. Жильцы недоумевают, куда уходят астрономические суммы на содержание и текущий ремонт. Хотя коммунальщики могут даже представить отчеты, где якобы каждая копейка учтена, а на поверку - тысячи рублей пролетают в трубу. За свою работу они могут выставлять двойной тариф и закупать на один подъезд столько материала, что хватит на весь девятиэтажный дом.
Только ленивый не говорил, что приходится переплачивать за содержание и текущий ремонт дома. Но дальше разговора дело, как правило, не шло. Успокаивали бунтарей отчетами потраченных средств, где черным по белому написано на что ушли «кровные» жильцов: поменяли метр трубы в подвале, провели опрессовку, установили три лавочки у подъездов и т.д. Вроде ничего особенного, если бы не сумма «итого». «Что вы хотите, жизнь дорожает!», - говорят работники домоуправлений. А на утверждения, что в соседнем магазине вентиль стоит в два раза дешевле, и за сумму, потраченную на уборку трех подъездов, можно вылизать весь двор, они и ухом не вели.
Потеряв терпение, старшие по дому объединились в группу взаимопомощи и вышли к мэру города с просьбой помочь вывести коммунальщиков на чистую воду. Лед тронулся 1 февраля 2012 года, когда Учебно-методический центр Саранска, занимающийся повышением правовой грамотности домкомов, приступил к новой работе – проверке проектно-сметной документации и актов выполненных работ. Для этого даже была создана специальная группа инженеров-сметчиков. Ежемесячно она анализировала по одному акту по содержанию и текущему ремонту 2,5 тысячи многоэтажек. Ровно столько домов у компаний, которые обслуживаются через Саранский расчетный центр.
Истинные масштабы приписок открылись уже в феврале. Из пяти тысяч проверенных актов практически в каждом были выявлены те или иные несоответствия.
- Нарушения носили массовый характер, - отмечает директор УМЦ Юрий Домнин. - Самое распространенное – завышение объемов выполненных работ. Например, реальная площадь придомовой территории – 1 тысяча квадратов, а в акте пишется -1,5 тысячи квадратов, таким образом, за ее уборку жильцы могли заплатить наполовину больше. То же касается текущего ремонта. Так, после оштукатуривания и покраски двух подъездов девятиэтажки домоуправление №9 выставило к оплате 120 тысяч рублей. Председатель засомневалась в этой сумме и обратилась к нам. Оказалось, фактических работ было произведено всего лишь на 65 тысяч рублей. Домоуправлением №4 завышались объемы работ по установке малых архитектурных форм. Превышение, как водится, немаленькое - 57 тысяч рублей.
В одном доме управляющая компания №23 увеличила стоимость промывки трубопровода системы центрального отопления на 17,4 тысячи рублей.
Домоуправления №31 и №33 «грешили» нецелевым использованием средств. Например, одной части жильцов (интересно, по какому признаку) заменили унитазы, смывные бочки за счет денег, собранных на текущий ремонт. Вполне законно, что другая часть жильцов стала возмущаться. В квартире к общему имуществу относятся только стояки и батареи, а все остальное делается на деньги собственника.
Кроме того, некоторые УК в акты включали вообще невыполненные работы. Например, на бумаге значилась ревизия задвижки, а на деле замену никто не производил. У коммунальщиков верный расчет: мало кто из жильцов захочет спуститься в подвал и, тем более, сможет выявить недостачу.
Другое популярное нарушение - завышение стоимости строительных материалов. В актах, составленных домоуправлением №27, цена материалов для замены одного метра трубы обозначалась в 700 рублей. Тогда как минимальная ее цена (такого же диаметра) – 255 рублей.
УК №35 по дому №112 на ул. Косарева завысило сметную стоимость труб отопления на 20 тысяч рублей.
Домоуправлением №41 более чем в два раза превышалась цена краски. По акту, чтобы закрасить один квадратный метр, ушло 78 рублей. Однако рекомендуемая стоимость Минстроем (ежеквартальный сборник средних цен по Мордовии) – 35 рублей. Если учесть, что в девятиэтажке под покраску порядка идет 650 метров, то жильцы только на этом виде работ могли потерять 28 тысяч рублей.
- Работники управляющих компаний поначалу пытались доказать свою правоту, - отмечает Юрий Домнин. – Говорили, что приобрели строительные материалы по такой цене, прикладывали кассовые чеки и накладные. Это так, но в одном магазине их можно купить за 100 рублей, а в другом - за 1000. Управляющие компании работают по сборнику цен, который рекомендован Администрацией Саранска. Но он охватывает не все работы в многоквартирных домах и не отражает стоимости материалов. В итоге каждый решает сам, за какую цену приобрести ту или иную деталь. Естественно, управляющим компаниям выгоднее взять все деньги населения и направить их на развитие организации или личное благополучие. В настоящее время разработана программа РИК для ЖКХ, которая позволяет устранить многие нарушения. Теперь УК поставлены в рамки: накладные расходы составляют 25%, а рентабельность – 3%. Однако даже эта программа не сможет исключить объемы завышенных работ, поэтому здесь большую роль по-прежнему играет бдительность председателей ТСЖ и Советов дома.
Все акты с нарушениями были переделаны, и управляющие компании получили только честно заработанные деньги. Сколько могла составить общая сумма переплаты для жильцов Саранска, неизвестно. Но по самым скромным подсчетам, в черной дыре ЖКХ могли пропасть сотни тысяч рублей.
- В общей сложности мы проверили порядка 40 тысяч актов по содержанию и текущему ремонту домов, и эта работа продолжается, - утверждает Юрий Георгиевич. – Сейчас нарушений стало значительно меньше. Выявляются только единичные случаи и, как правило, там, где жильцы не интересуются происходящим в доме. Если у собственников активная позиция, то приписок практически не бывает.
Учебно-методический центр готов помочь разобраться жителям всех многоэтажек города на безвозмездной основе. Жильцы, у которых нет счета своего дома, также могут обратиться к услугам специалистов. Телефон для справок: 47-09-45.
С. Родионова.
- Версия для печати