№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 40 (280) от 03.10.2012
Убийцы за рулем

Депутаты предлагают приравнять «пьяное» ДТП со смертельным исходом к убийству

Семь жертв аварии в Москве, пятеро из которых дети-инвалиды, и их пьяный убийца за рулем, заявивший, что всегда делает то, что хочет, заставили законодателей задуматься об ужесточении наказания за вождение в нетрезвом виде. Проект поправок в законодательство депутаты обещают внести в самое ближайшее время, а рассмотреть законопроект намереваются уже в осеннюю сессию. Причем ужесточить ответственность предполагается не только для тех, кто совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения, но и просто выпивающих за рулем.

 

 

Сегодня за «пьяное» ДТП, повлекшее смерть одного человека, санкции ст. 264 УК РФ предусматривают максимум 7 лет лишения свободы, двух и более лиц – до 9 лет, а также лишение права управления транспортным средством на срок до трех лет. Как правило, отбывать наказание виновные отправляются в колонию-поселение. Такая мягкость законодательства объясняется тем, что авария совершена по неосторожности, то есть водитель не хотел наступления летальных последствий. Однако родственники погибших практически всегда стоят на позиции, что человек, севший за руль пьяным, автоматически становится потенциальным убийцей (таких прецедентов достаточно и в Мордовии). Но для того, чтобы эту мысль, наконец, услышали чиновники и законодатели, должно было произойти чудовищное ДТП на улице Минской в Москве. Напомним, 22 сентября в 15.20 29-летний электрик Александр Максимов, управляя «Тойотой» в состоянии алкогольного опьянения, на ул. Минской на скорости около 200 км/ч врезался в группу людей, стоявших на остановке. От тяжелых травм на месте скончались семь человек – пятеро воспитанников детского дома-интерната и двое их воспитателей. Еще трое граждан были госпитализированы. В беседе со следователями Максимов признался, что до чудовищного ЧП два дня пил, за руль позволил себе сесть, потому как всегда делает, что хочет, а теперь, после, по сути, убийства семерых человек, хочет застрелиться. Тверской суд столицы арестовал его на два месяца…

 

Лишать прав навсегда и сажать пожизненно

Реакция депутатского корпуса последовала через пару дней. Одни рекомендовали увеличить штрафы для нетрезвых водителей до 100 тысяч рублей, а за повторное нарушение привлекать к уголовной ответственности, даже если это не привело  к жертвам. Другие настаивали, что за повторное задержание в пьяном виде водителей надо на год сажать  в тюрьму. Третьи предлагали навсегда лишать прав нетрезвых водителей, а пьяных виновников ДТП осуждать к пожизненному лишению свободы. 

В результате парламентарии внесли сразу два законопроекта, ужесточающие ответственность для пьяных водителей. Так, депутаты ЛДПР предлагают наказывать пьяного водителя, по вине которого наступила смерть одного человека, на срок от 3 до 9 лет, если погибших будет больше – на 5-15 лет. «Сегодня, когда в УК отсутствует нижняя планка наказания за такие преступления, убившему людей пьяному водителю могут назначить и полгода, и исправительные работы, отправить в колонию-поселение… Мы хотим уйти от этого льготного режима, чтобы водитель понимал: если он садится за руль пьяным, то  в случае аварии  с жертвами он будет сидеть реальный срок в колонии строгого режима», - пояснил один из авторов законопроекта депутат Ярослав Нилов.

Еще один законопроект поступил от единороссов. Депутат Сергей Чижов предлагает ужесточить наказание для водителей за повторный отказ от прохождения медосвидетельствования и лишать «отказников» прав на три года. Сейчас за отказ «дыхнуть» водитель лишается прав на 1,5-2 года, санкции за повторное нарушение не предусмотрены. 

Тем временем комитет Госдумы по законодательству и госстроительству продолжает собирать предложения депутатов. Возможно, что к рассмотрению законопроекта парламентарии приступят в середине октября. 

 

Пьянство на дорогах процветает

По данным ГИБДД России, число аварий с участием пьяных водителей неуклонно растет. Так, в 2010 году из-за нетрезвых «рулевых» произошло 11,8 тысячи ДТП, в которых погибли 1854 человека и 17, 2 тысячи получили ранения. В 2011 году ситуация еще более усугубилась: водители в состоянии алкогольного опьянения стали виновниками 12,5 тысячи аварий, в них погибли 2103 человека и 17,9 тысячи получили травмы. При этом российский способ подсчета жертв дорожных аварий довольно специфичен – таковыми считаются только те, кто умер не позднее семи дней после аварии. Если пострадавший умер хоть на день позже – он не входит в число погибших в авариях. В Европе же к жертвам причисляются даже те, кто умирает спустя месяц после ДТП. 

Надо сказать, что рост аварий с нетрезвыми водителями в главной роли отмечается и в Мордовии. За восемь месяцев этого года в республике произошло 689 ДТП, из них по вине пьяных водителей – 73 (за аналогичный период прошлого года - 74). В «пьяных» авариях погибло 27 человек, что на 50% (!) выше показателей прошлого года, и пострадало 107 (в прошлом году - 101). Как правило, такие случаи получают широкий общественный резонанс. Так, ночью 6 мая житель Подмосковья Григорий Снадин, отмечавший в зубово-полянском селе Тарханская Потьма венчание родственника, сел за руль своего «Мицубиси», чтобы добраться до родного села Ачадово. Короткий отрезок между селами стал дорогой смерти для 17-летней выпускницы школы Кати Чекмаревой и 16-летнего студента аграрного техникума Александра Байкина. Ребята возвращались домой из клуба, когда на полной скорости в них влетел 33-летний Снадин. Еще двое их ровесников – студентка Мордовского госуниверситета Анна Байкина и учащийся Зубово-Полянского педколледжа Денис Байкин – были госпитализированы в районную больницу с различными травмами. «Тут близко, я думал - пронесет», - оправдывался пьяный водитель перед сотрудниками ГАИ. Экспертиза выявила в его крови 1,42 промилле алкоголя…

Через два месяца очередной пьяной трагедией был шокирован Саранск. 18 июля около девяти часов вечера на пешеходном переходе улицы Коваленко 29-летний выходец из Чувашии Анатолий Крицкий буквально смел с дороги 20-летнего студента Мордовского университета Дмитрия Алагулова. Пьяного водителя «Рено Лагуны» нимало не смутило даже то, что в это время на светофоре светился зеленый сигнал (процесс на Крицким в понедельник начался в Пролетарском суде)... В тот же день двумя часами позже на Лямбирском шоссе пьяный и лишенный прав 32-летний водитель «Тойоты» угробил  себя и 29-летнего пассажира, врезавшись в машину ЗИЛ. А в первый день августа очередной жертвой стал 22-летний водитель ВАЗ-21099 Николай Кочетков. Около двух часов ночи на Лямбирском шоссе 47-летний водитель внедорожника «Ленд Ровер Рендж» выехал на встречную полосу и влетел в отечественный автомобиль. Очевидцы утверждали, что водитель «Ренджа» был пьян… 

Нередко сотрудники ГИБДД Мордовии задерживают водителей, лишенных прав. Мало того, в этом году было зафиксировано несколько случаев, когда «бесправные» водители снова садились за руль в состоянии алкогольного опьянения и в результате сбивали детей! Только по счастливой случайности инциденты не закончились летальным исходом ребят…

 

За границей меры жестче

Между тем инициатива парламента вызвала жесточайший диспут на просторах Интернета. В то время как одни поддерживают депутатские предложения, другие считают, что принятие соответствующего закона не приведет ни к чему хорошему, лишь усилит коррупционные проявления в рядах инспекторов ГИБДД. Заодно вспоминают, что четыре года назад уже были увеличены санкции за смерть людей в ДТП. «Тогда тоже заявляли, что новая мера позволит снизить количество ДТП и тяжесть их последствий. Но почему-то никто не принимает во внимание, что пьяному море по колено. Он живет настоящим моментом», - рассуждают противники нововведений. 

А пока интернет-сообщество рассуждает о гуманности, в таких странах, как Сальвадор, Таиланд, Индонезия и Китай, для пьяных водителей, устроивших аварии с человеческими жертвами, предусмотрена смертная казнь. А в США, в суде Техаса,  несколько лет назад был создан прецедент, когда водитель, девять раз нарушивший запрет на вождение в пьяном виде, получил пожизненное заключение. 

О.Шувалова.

 

 

Версия для печати Версия для печати