№ 46 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 17 (829) от 26.04.2023
«Гуманная эвтаназия»: принять нельзя отклонить

 Где россияне поставят правильную запятую?

В регионах активно обсуждают очередной законопроект, где депутаты собираются внести поправки в Закон об ответственном владении животными. Самое главное в нём – чтобы региональные власти сами решили, продолжат ли они использовать программу «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» или примут решение о «гуманной эвтаназии». В Мордовии законопроект вызвал шквал мнений как со стороны зоозащитников, так и со стороны «нелюбителей» животных.
 
Опасное соседство
– Мы гуляли с внучкой во дворе, когда к нам забежала стая собак. Тогда я решила пойти домой, чтобы не подвергать себя опасности. Но около подъезда нас догнала большая рыжая собака, она зарычала, шерсть на холке поднялась, я в шоке открыла входную дверь, и мы забежали, дверь я некоторое время ещё держала, боялась. И поэтому прошу: сделайте что-нибудь. Это мой крик души.
Это рассказ горожанки Ирины Павловой – жительницы дома на улице Севастопольская. В своём видеообращении местные жители надеются на помощь Народного фронта. После оренбургской трагедии горожане боятся, что бездомные животные в стае могут напасть и на их детей. Опасения, конечно, не беспочвенные – голодные собаки часто собираются вместе и предсказать их поведение невозможно.
Вот и местный домком с Севастопольской-64 Вера Ионкина говорит, что рядом с домом поселились три собаки. Иногда они лают и пугают людей, поэтому детей приходится встречать из школы с камнями и палками. Периодически численность собак меняется, и к уже поселившимся в этом дворе приходят гости. Вот так образуется стая. И это большая проблема для местных жителей, рассказывает Вера Ионкина. 
 
Почему не работает ОСВВ 
Несколько лет назад в России приняли новый федеральный закон, который регулирует численность «бездомышей» программой «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат» (ОСВВ). Она работает по принципу гуманного отношения к животным. Отловленные собаки, не имеющие склонности к агрессии, прошедшие стерилизацию и вакцинацию, регистрируются, помечаются специальными клипсами на ухе и выпускаются обратно на улицу. Так люди будут знать, что животное обработано и не представляет опасности. Но российские депутаты уже готовы пересмотреть свою же точку зрения на милосердное отношение к бездомным животным. Инициативная группа рассматривает новый законопроект об отстрелах собак. Волонтёры уверены: всё дело в том, что в регионах с задачей не справились. Где-то не появились приюты, а где-то просто халатно относятся к исполнению. 
– У нас есть псевдоприют в Чамзинке, называется «Икигай». Им руководит господин Аникин. По стандартам 498 закона называться приютом он не может, всё это связано с тем, что там нет нормальных условий для работы с бездомными животными. Эта программа работала бы, если бы люди, которые этим занимались, имели представление о том, как это надо делать. Там нет карантинной зоны, всех собак содержат в одном вольере, а это прямой путь к бешенству. Куда мы только ни обращались с зафиксированными нарушениями, но везде нам пишут только отписки. Он заключил договоры со многими районами на отлов. Это бешеные деньги. За его действиями из районных администраций никто не следит. Поэтому на что он тратит федеральные и региональные средства – непонятно, – рассказывает зоозащитница Людмила Семёнова. 
 
Есть ли вина человека? 
В частном приюте Ульяны Наумовой сотни собак. Возвращать их в среду обитания она не хочет и не может. Половина из них покалечены людьми. В своём маленьком идеальном государстве для животных она выбирает право на жизнь. Агрессивных перевоспитывает, но понимает: в реальной жизни так не получится. 
– Я одна из первых стала строить приют, когда перед Чемпионатом мира по футболу стали отстреливать бездомных животных. Я просто забирала с улиц и селила сначала у себя, потом у нас появился питомник. Мы также забираем агрессивных собак, и у нас получается перевоспитывать их, но мы боимся их дальше пристраивать, потому что не знаем, как люди будут себя вести. Например, у меня работник, кинолог, и он знает, что делает. Изначально вся эта ситуация – конечно, вина человека. Животное чаще всего попадает на улицу по вине человека. А наша власть, она идёт по лёгкому способу – через эвтаназию, через убийство животных. А люди? Они не стерилизуют собак, выкидывают щенков, почему к ним не применяются какие-то более суровые наказания за то, что животное оказалось на улице? – задает скорее риторический вопрос Ульяна.
 
Власти региона в ситуации с бездомными животными
Судя по статистике в Мордовии, растёт число покусанных собаками людей. С января по март 2023 года зарегистрировано 135 случаев укусов. Роспотребнадзор подсчитал, это на 22% больше, чем за те же 3 месяца прошлого года. Годовая статистика также зафиксировала негативную динамику. В городской мэрии о проблеме, конечно, знают. Действительно ли нужны отстрелы или программа ОСВВ просто ещё не заработала? И вот их ответ, как они видят решение проблемы. 
– Власти города работают и продолжат работать по 498 ФЗ об ответственном обращении с животными. Система ОСВВ включает в себя отлов животных без владельцев, транспортировку их в приют, стерилизацию, вакцинацию и в дальнейшем выпуск на прежнее место обитания. Маркированные животные повторному отлову не подлежат. Но если вы увидели стаю собак и опасаетесь, то вызывайте отлов. Нужно позвонить в Единую диспетчерскую службу: 24-07-07, или муниципальное предприятие «Спецсервис» по телефону 55-15-39 и оставить заявку, – уточнила заместитель начальника отдела по санитарному содержанию объектов внешнего благоустройства и озеленению Дирекции коммунального хозяйства Татьяна Семибратова. 
 
Новый законопроект – о чём он? 
Нашумевший законопроект об усыплении сейчас не комментирует только ленивый. Зооволонтёры собирают подписи против эвтаназии, «за» выступают те, кто попадал в ситуацию, когда, чтобы дойти до дома, надо отвлекать бродячих собак купленной по пути колбасой.   
В мае в Государственной думе соберут круглый стол по вопросу о принятии или непринятии поправок в существующий закон. До этого момента депутаты предлагают регионам самим решать, отстреливать собачьи стаи или продолжать гуманную стерилизацию. Подводные камни есть везде, считают волонтёры. 
– Как показывает практика, во многих регионах этот федеральный закон №498, который есть, его не исполняют. А новый закон хотят принять в силу того, что убить легче, чем принимать какие-то меры. В новом законе сейчас идёт фиксация животных, которые должны быть отловлены. И денежные средства выделяются на каждую собаку, и есть общественный контроль. Если примут новый законопроект, то этого контроля за потоком убитых собак просто не будет. Куда потекут эти бюджетные средства, кому в карман, будут ли вообще отлавливаться эти бездомные собаки? И как на месте можно определить, агрессивное это животное или нет? В этом новом законе есть подпункты, которые отменяют существующие. И там можно на месте принять решение об эвтаназии. А разве отловщик способен принять адекватное решение? Для этого есть специалисты, но они не ездят на все вызовы. И я думаю, там опять будет нарушение закона, денежные средства будут выделяться и не контролироваться, это поток, – выражает свое мнение волонтёр Виктория Митяева. 
 
«Подводные камни» законопроекта об эвтаназии животных 
Ещё одна зоозащитница Наталья Аверяскина много лет помогает пристраивать собак. И у неё тоже были и агрессивные псы, и добрые социальные животные. И перед ней не стоит дилемма, как поступить. Она опасается только одного. 
– У нас в работе с животными должен быть какой-то прогресс, – говорит Наталья. – Должны приниматься законы в пользу волонтёров, должны помогать им. Открывать и строить приюты, выделяться какие-то бюджетные деньги на помощь животным, а у нас происходит регресс. Это шаг на 10 лет назад. Если примется этот закон, то на законодательном уровне разрешат усыплять, умертвлять животных. И вот те, кто всеми руками за то, что этот закон примут, просто не понимают и не думают, что в этот отлов могут попадать и домашние животные. Те, которые просто потерялись, они адекватные, просто испугались и их ещё не успели найти. Это просто перечеркивает всю работу волонтёров. 

Кто виноват и что делать?  
За три года работы программы ОСВВ бездомных животных не стало меньше. Ведь в дело, как всегда, вступают люди, которые не стерилизуют домашних животных, а приплод просто выбрасывают на улицу. Сбиваясь в стаи, собаки несут смертельную угрозу человеку. В Мордовии действует лишь один бюджетный приют. Агрессивные особи, попавшие туда, на волю уже не выйдут. Во многих европейских странах система ОСВВ действует совместно с другими методами. Там контролю подлежит и рождаемость домашних питомцев. Домашнее животное должно быть стерилизовано и привито. Нарушителей ждёт административное взыскание, дело может дойти до уголовной ответственности. В России вводить жёсткие меры для «плодильщиков», тех, кто разводит собак на продажу, тоже хотели. Но обсуждать это пока не готовы. Возможно, в мае, на заседании круглого стола в Госдуме по поправкам в Закон об ответственном отношении к животным что-то да получится. 
 
Версия для печати Версия для печати