№ 46 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 14 (826) от 05.04.2023
Преступление без наказания

 Почему правоохранители так слепо верят человеку, сбившему ребёнка на пешеходном переходе?

В  Краснослободске на водителя, который сбил девочку на пешеходном переходе, не заводят уголовное дело. Правоохранительные органы мотивируют отказ тем, что недостаточно доказательств. За это время ребёнок успел побывать в реанимации и уже полгода восстанавливается дома после полученных травм. 

«Я не хочу, чтобы меня снимали на камеру. Просто не хочу». 12-летняя пострадавшая Алина Козеева, которую в сентябре сбила машина на пешеходном переходе, категорически против фотосъёмки. Её мама объясняет – девочка до сих пор в шоке. После аварии некоторые одноклассники начали подшучивать над ней. «Подростки злые, а Алина очень переживает. Врачи запретили ей ходить в школу –
 организм ещё очень слаб. Год заканчиваем дистанционно, работаем с психологами». 
30 сентября 2022 года Алина с подругой переходили дорогу возле школы №2 в Краснослободске. Как обычно, нажали на кнопку светофора по требованию, как только загорелся зелёный сигнал, девочки сделали шаг по «зебре». В этот момент случился удар, дальше Алина ничего не помнит.
«Её сбила машина прямо на пешеходном переходе, – рассказывает мама девочки, – основной удар пришёлся по голове, она ему своей головой разбила лобовое стекло. Я в тот момент была в школе на родительском собрании. Мне позвонили и сказали, что дочь лежит без сознания на дороге. Выбегаю из школы и вижу, что на пешеходном переходе толпятся люди. А водитель в стороне стоит и кому-то звонит – у нас есть информация, что по телефону он просил кого-то о помощи в этой ситуации. Говорят, что этот человек даже не подошёл к ребёнку. Скорую вызвали прохожие». 
Районные медики вызвали реанимобиль из Саранска. Девочку перевезли в столичную больницу, где она неделю лежала в реанимации без сознания, а врачи не давали никаких прогнозов. Родители не знали, выживет ли их ребёнок. Мама Алины Юлия Козеева до сих пор вспоминает это время со слезами:  
«У Алины была черепно-мозговая травма, тяжёлый ушиб мозгового вещества, многочисленные кровоизлияния, ушиб грудной клетки, гемипарез был – парализована была одна сторона полностью». 
Судебно-медицинская экспертиза сделала заключение, что здоровью Алины нанесён тяжкий вред. Однако это не стало поводом для возбуждения уголовного дела против водителя. Основание для отказа – отсутствие состава преступления. По словам водителя, ребёнок выбежал на дорогу на запрещающий сигнал светофора, машина двигалась со скоростью 40 км/ч. Свидетелей ДТП нет – люди на улице были, но самого момента наезда никто не видел. Регистратора в машине не было, а единственная камера наблюдения на всю округу, установленная на крыльце школы, ничем не помогла. Видео на ней плохого качества. Девочка тоже давала свои объяснения, но в основу отказа в возбуждении уголовного дела почему-то легли лишь слова водителя. Возможно, местным правоохранителям так проще. Проблем меньше. 
«Схемой ДТП установлено, что его тормозной путь составляет 32,9 метра. То есть его скорость не могла составлять 40 км/ч. Есть простая формула, которая вычисляет скорость, и при условии того, что его тормозной путь 32,9 метра, скорость машины была не менее 70 км/ч. А это уже не соответствует тем пояснениям, которые водитель давал на месте», – говорит адвокат Александр Эрзяйкин. 
Почему правоохранители так слепо верят человеку, сбившему ребёнка на пешеходном переходе? У родителей есть только одно объяснение: скорее всего ту самую помощь, о которой водитель просил кого-то сразу после ДТП, ему оказали. Есть ли у этого человека связи в правоохранительных органах, доподлинно неизвестно. Но очень уж подозрительна вся эта ситуация. 
 
Преступление без наказания 
Краснослободск – город маленький. Все друг друга знают. Родители Алины рассказывают, что лично с водителем не знакомы, но знают:  он живёт недалеко от них, когда-то работал в такси, чем занимается сейчас – неизвестно. На связь не выходил, извинений не приносил, помощь не предлагал. О том, что он свою вину категорически не признаёт, известно лишь из материалов дела. У машины после ДТП остались повреждения: оторвано боковое зеркало, большая вмятина на переднем крыле и повреждено лобовое стекло. Казалось бы, наказание за наезд на пешехода предусмотрено во всех существующих в России Кодексах. В зависимости от тяжести причинённого вреда здоровью водитель может отделаться штрафом, лишиться водительского удостоверения. А вот за тяжкие последствия или гибель пешехода предусмотрено только уголовное наказание. На деле же получается – закон, что дышло… И тому есть реальные доказательства. В 2020 году в Саранске на улице Пролетарской внедорожник сбил на «зебре» двух пенсионерок. Одна погибла на месте, другая – в больнице. Но полицейские не нашли в действиях водителя состава преступления и уголовного дела не завели. Вот цитата из объяснения, которое тогда опубликовала пресс-служба МВД по Мордовии:   
«Проведённая автотехническая экспертиза установила, что у водителя отсутствовала техническая возможность остановить транспортное средство и предотвратить дорожно-транспортное происшествие. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователем вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в его действиях состава преступления».
Создатель паблика о региональных дорогах «Саранск в движении» Игорь Бобров в 2020 году ради эксперимента произвёл замеры и пришёл к выводу:  если ехать на том самом перекрёстке улицы Пролетарской с разрешённой скоростью, даже в гололёд можно отреагировать на пешехода и вовремя затормозить. А товарищ Галактионов, такая фамилия фигурировала в материалах дела, похоже, ехал со значительным превышением. Может быть, поэтому у него и не было возможности вовремя остановиться? Вряд ли старенькие бабушки выскочили на дорогу слишком быстро. Но дело прошлое, хотя и показательное. Каждый год в стране фиксируется по 5-6 похожих случаев. Выходит, кому-то на руку такая избирательность. Понятно, что ситуации бывают разные, на это и нужен суд, чтобы разобраться во всех нюансах. Но что делать, если очевидное нарушение до суда не допускают? Стучаться во все правоохранительные двери, как сейчас это делают Козеевы. Ведь не случайно во всех автошколах учат курсантов, что у пешехода на дороге – приоритет. Есть на этот счёт и народная мудрость о том, что пешеход всегда прав, но не всегда жив. Но водителю от этого не легче. И рядовой автолюбитель за свой проступок всё равно будет отвечать. В крайнем случае, ему придётся долго доказывать свою правоту в надежде на смягчение наказания.  
 
Вернёмся в Краснослободск
Перекрёсток, на котором сбили Алину, небольшой – по одной полосе в каждом направлении. Есть светофор по требованию, но назвать его исправным можно с большим трудом. Дело в том, что на табло всегда горит красный, даже если под ним зажигается зелёный свет. Жители Краснослободска говорят, что светофор так работает давно. Большинство пешеходов об этой его особенности знают. Даже если предположить, что ребёнок запутался во включённых сигналах, водитель должен был её видеть. В 6 часов вечера 30 сентября было ещё светло, дорога была сухая. Если мужчина ехал, как он утверждает, со скоростью 40 км/ч, возможность вовремя отреагировать и затормозить наверняка была. Подозревая местных правоохранителей в предвзятости, родители девочки обращаются к региональным ведомствам с мольбой о помощи. Вот как формулирует эту просьбу адвокат Козеевых Александр Эрзяйкин: 
«Я хочу обратиться к Прокурору Мордовии, чтобы данный материал проверки в порядке ст. 144 и ст.145 УПК РФ был изъят из данного отдела полиции и передан для проведения дальнейшей проверки с перспективой возбуждения уголовного дела в Следственное Управление Следственного Комитета России по Мордовии. Для этого имеются законные основания. Преступление совершено в отношении малолетнего ребёнка, и здоровью причинён тяжкий вред. Мы рассчитываем на комплексную проверку, которая приведёт к законным результатам и привлечению виновного лица к уголовной ответственности». 
Эту статью можно считать официальным обращением в МВД, Госавтоинспекцию и Прокуратуру Мордовии. По крайней мере, так будут исключены подозрения Козеевых в предвзятости правоохранительных органов. Может, сейчас оно и так, но ведь знакомства не должны быть помехой правосудию. Но это в идеальном обществе. А дело Козеевых пока остаётся без движения. Несмотря на все жалобы. За полгода разбирательств у них накопилась не одна стопка отписок.   
 
В соответствии с законодательством в 2023 году наказание за наезд на пешехода карается:  
• лёгкие повреждения — от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет;
• повреждения средней тяжести — от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет;
• тяжкий вред здоровью или гибель — денежного штрафа не будет, назначается тюремный срок:  
– пешеход тяжко пострадал — 
до 3 лет;
–  погиб — до 5 лет;
– погибли двое или более — 
до 7 лет.
 
Л. Кусерова
Версия для печати Версия для печати