№ 12 (876)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 46 (806) от 16.11.2022
Юристы-жулики

 Пенсионерка из Саранска выиграла суд с юридической фирмой 

Пенсионерка из Саранска подала в суд на юридическую фирму. Женщина требовала вернуть ей деньги, которые специалисты не отработали. И было за что «зацепиться». Татьяна Павлова, так зовут истца, пришла в юридическую контору за бесплатной консультацией. Но вместо этого, словно под гипнозом, подписала акты выполненных работ и полностью оплатила ещё не оказанные юридические услуги. Опомнилась пенсионерка лишь приехав домой.
«У меня был вопрос по назначению дочери-инвалиду с детства пенсии по потере кормильца. Пенсионный фонд отказывал. Я хотела узнать, можно ли добиться выплаты, пусть и через суд, —рассказывает Татьяна Павлова, — в интернете я нашла объявление о бесплатной консультации юриста. Номер был указан московский, я по нему позвонила»
Так началась история, о которой ещё много будут говорить. До сих пор никто не решался подавать в суд на юристов. Но Татьяна Павлова не видела другого выхода.
По телефону её спросили о проблеме, с которой она обращалась к правозащитникам, заверили, что пенсионные вопросы — это фирменный «конёк», и назначили время приёма. 
В смс, которую прислал Татьяне консультант, был указан номер дома, этаж и схема проезда до нужного адреса. Ничего не подозревающая пенсионерка отправилась на встречу. На месте её встретила приветливая сотрудница ресепшен, проводила клиентку в отдельную комнату и попросила подождать специалиста. Дальше события разворачивались по неожиданному сценарию, вспоминает Татьяна Павлова: 
«Специалистом оказался молодой мужчина. Он сказал, что мой вопрос решить можно, но сначала надо будет внести предоплату за работу. Как таковой бесплатной консультации, которую мне обещали, не было. Я сама не поняла почему, но пошла за ним к терминалу и оплатила 21200 рублей. Больше я этого молодого человека не видела. Как мне потом сказали, это был начальник, и он обычно очень занят».
После оплаты Татьяну Павлову снова проводили в комнату ожиданий, где к ней начали подходить разные люди и приносить на подпись документы. Среди стандартных договоров были акты приёмки выполненных работ — такие документы заказчик обычно подписывает, уже получив какой-то результат от исполнителя. Но в этих бумагах — рассказывает пострадавшая — не было и намёка на цены. Получается, что она ставила подпись под текстом, куда можно в любой момент вписать что угодно. Поди потом докажи, что события происходили именно в таком незаконном порядке. Только приехав домов, пенсионерка поняла, что её обманули. Она попыталась расторгнуть договор, но из оплаченных денег вернули только 8000 рублей. По словам сотрудников юридической фирмы, оставшиеся 13000 они отработали. 
 
В суде
Интересы Татьяны Павловой представляли сотрудники прокуратуры. В процессе выяснилось, что расписку, по которой юристы женщине обещали вернуть оставшуюся сумму, правозащитники потеряли. Они пытались доказать, что женщина просто не дала им отработать деньги. Служители Фемиды встали на строну истца — теперь юридическая фирма должна заплатить штраф за ненадлежащие услуги, моральный ущерб потерпевшей и вернуть Татьяне Павловой 13 000 рублей. 
 
Юристы-аферисты
Татьяна Павлова – не первая жертва юридической фирмы. В Мордовии нашлось с десяток пострадавших от тех же правозащитников. В социальных сетях есть чаты, в которых люди делятся своими похожими, как две капли воды, историями. 
 
«Вы – стадо баранов!»
Пенсионерка Любовь Казакова из Лямбиря узнала про частную юридическую фирму через МФЦ. Доверие пенсионерки к таким специалистам сразу возросло — не просто же так их рекомендуют сотрудники государственной структуры. По телефону записалась на приём, а дальше, рассказывает, действовала как под гипнозом: послушно оплатила 31 000 рублей, подписала все документы, опомнилась дома. На следующий день её претензии в юридической фирме даже слушать не стали.  
«Там был молодой человек Артём Александрович, он начал мне звонить и говорить, что они на меня в суд подадут. Якобы я их мошенниками назвала, хотя я такого не говорила на самом деле. Он сказал, что «вы ничего не знаете, вы — стадо баранов», так он мне говорил. Оказывается, мы — стадо баранов», — вспоминает Любовь Казакова.
Любови Казаковой юристы-жулики не вернули ни копейки. Сначала женщина переживала и горстями пила успокоительные, а потом для себя решила, что здоровье дороже, чем 30 000, которые у неё выманили. В суд женщина не обращалась, говорит, на такую борьбу нет ни сил, ни времени. Теперь пенсионерка всем советует очень внимательно относиться к выбору юристов, не доверять никому и не платить ничего заранее. Ведь можно нарваться на проходимцев, которые, несмотря на массу негативных отзывов, продолжают работать в Саранске.  
 
Комментарий правозащитника Сергея Наумова: 
К сожалению, адвокаты, позиционирующие себя как исключительные профессионалы в юриспруденции, не сумели обеспечить себя безупречной репутацией. Всё из-за того, что нет строгих стандартов их работы. Определённые правила есть у так называемых «адвокатов по назначению». Их деятельность регулирует Федеральная палата адвокатов. А вот в частной юридической практике — разброд, шатание и поле непаханое для мошенничества. Как говорится, в мутной воде можно поймать большую рыбу. В вашей истории так и произошло.  
 
Можно ли исправить ситуацию? 
Сценариев несколько. Первый — формирование государственных юридических бюро. Они уже есть в некоторых регионах, например, в Татарстане. В Мордовии таких пока не существует. Я слышал, что в Саранске планируют сделать целый юридический квартал. Хотелось бы в это верить. Второй сценарий – более либеральный. Это когда и адвокаты коллегий, и частники, и правозащитные организации между собой договорятся о каких-то «рамочных», чётко регламентированных процедурах. Ведь юриспруденция только кажется неточной наукой. На самом деле любой опытный адвокат примерно представляет себе, какие документы требуются для решения того или иного вопроса, сколько времени занимает составление заявления или знакомство с судебной практикой, когда он сможет прийти на судебной заседание и каковы шансы на выигрыш дела. Это вопрос планирования, не более того. 
 
Сколько на самом деле стоит работа адвоката?
Нет какого-то жёсткого прейскуранта, потому что нет стандартов. Поэтому принцип «я – художник, я так вижу» используется многими адвокатами абсолютно безнаказанно. На самом деле есть ситуации, когда очень сложно заранее сказать, сколько времени займёт тот или иной судебный процесс. Но существует такая наука, как «экономометрия» (наука, изучающая количественные и качественные экономические взаимосвязи с помощью статистических и других математических методов и моделей – прим. ред.). Так вот в отношении юриспруденции такого анализа никто не делал. Ещё есть технологическое направление LegalTech – это всевозможные сервисы для юристов, которые оптимизируют их рабочие процессы и помогают создавать и структурировать необходимую доказательную базу для судебных разбирательств. Если хотя бы типичные судебные решения и процессы оцифровать и систематизировать, тогда по любому делу будет готов примерный алгоритм действий. На этих данных должен быть основан прейскурант, который включает в себя трудозатраты и время, потраченное юристом. Но этой работы никто не делает, в результате получается шарлатанство. Пусть прозвучит цинично, но по-настоящему интересных дел не так много. В основном люди обращаются с одними и теми же вопросами. В Мордовии у адвокатов есть минимальная гонорарная ставка. Например, одно судебное заседание стоит от 5000 рублей. Эта приставка «от» открывает по-настоящему безграничные просторы для финансовых аппетитов. Далеко не все юристы «тянут» деньги. Но такие, к сожалению, есть.   
 
Нужно требовать от юриста чёткий план действий и отчётов 
В рассказанной вами истории что происходит? Юристы сразу бегут и подсовывают клиенту акт выполненных работ. Они два слова сказали, но им надо, чтобы клиент это подтвердил своей подписью. Таким образом они не просто документируют свою несуществующую деятельность. Они создают себе ту самую юридическую защиту, которую потом даже судья при всём желании пробить не может. И мошенники, которые организованы в подобного рода сетевые структуры, прорабатывают этот механизм защиты почти безупречно. Судьям приходится проделывать титаническую работу, чтобы обосновать свое решение не в пользу таких юристов. Как говорится, чтобы опровергнуть одну глупую мысль, нужно написать целый учебник. Так и происходит. В этой связи очень радостно, что нас судят не роботы, а люди. Их обмануть сложнее. Например, судья, которая рассматривала иск Татьяны Павловой, пострадавшей от юристов, обосновала своё решение аж на 20 страницах. Это редкий случай!
 
Всем юристам нужны погоны
Исторически так сложилось, что система противовесов в России не приживается. Бороться можно только одним образом – всех обязать служить государству, в том числе и адвокатов. Нужно прекратить дискуссии, кому какую мантию носить. Пусть все носят китель с погонами. Я считаю, что именно в составе правоохранительных структур у адвокатов станет больше ответственности за свою работу. А простой человек сможет найти защиту – не ту, которая есть сейчас, когда он платит деньги неизвестно за что, неизвестно кому, за неизвестно какой результат. Это хорошо, что в нашем случае обманутая пенсионерка оказалась боевой и обратилась в суд. Но ведь не все на это способны. Поэтому и получается, что одни не хотят, другим не надо, а третьи страдают. 
Л. Кусерова 
Версия для печати Версия для печати