№ 26 (787)

Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 24 (785) от 15.06.2022
«Родительская школа»

 Педагог-психолог Наталья Жданкина – о том, как найти общий язык с ребенком

Наталья Жданкина  более 10 лет работает педагогом-психологом в социальном приюте для детей и подростков «Надежда».  Она оказывает помощь семьям в рамках «социальной приемной», проводит консультации и занятия в «родительской школе». Это ее на днях Почетной грамотой Правительства РФ наградил Михаил Мишустин. О вечных проблемах «отцов и детей», а также о том, как разрешить конфликт подростков и родителей, Наталья Жданкина рассказала в интервью журналисту «Мордовии».
– Наталья Николаевна, Вы – признанный эксперт в детско-родительских отношениях. С какими проблемами к Вам обращаются чаще всего?
– Зачастую родители и дети, особенно подросткового возраста, не могут найти общий язык. В отношениях проявляется агрессия, происходит конфликт двух сторон. При этом у ребенка появляются проблемы в школе, он начинает хуже учиться, тянется к уличным компаниям, а все это происходит из-за непонимания в семье. Я всегда рекомендую родителям при общении с ребенком использовать только доброжелательный тон, не навязывать ему свое мнение и ни в коем случае не сравнивать его с другими: соседом, одноклассником, приятелем и т.д. Нужно искренне интересоваться жизнью своего ребенка, узнавать, как прошел его день, а не только спрашивать об оценках в школе. Иногда родители даже не знают, какие увлечения есть у сына и дочери, а вот их друзьям это хорошо известно. Дети тянутся туда, где их понимают и принимают, поэтому в первую очередь нужно сохранить доверие! Ребенок должен знать, что его родители – это друзья, к которым всегда можно обратиться за поддержкой и помощью. Большую роль в этом  играет и совместный досуг. 
– Как лучше провести время с ребенком?
– Вместе посмотреть телевизор – это не самый лучший вариант. Полезно будет поиграть в настольные игры, сходить на концерт, организовать пикник на природе и т.д. Можно спросить ребенка: как бы он хотел провести время? Это повысит его самооценку. От родителей часто приходится слышать, что у них нет денег на досуг, но можно обойтись и без затрат: прогуляться в парке или вместе покататься на велосипеде. 
– Почему дети «зависают» в Интернете? Им скучно в  обычной жизни?
– Им не хватает общения в семье и у них слишком много свободного времени. Детей нужно обязательно занимать. Не можете сами – определите ребенка в секции, кружки по интересам, оформите в детский лагерь. 
– До какого времени подростку разрешать гулять летом?
– Я рекомендую до девяти часов вечера. Если ребенок пообещал прийти вовремя, а возвратился позже, то тогда можно, например, сократить ему время, которое он проводит в Интернете. Но отреагировать надо обязательно, чтобы ребенок знал: у него есть не только права, но и обязанности. 
–  Как воспитывать, когда ребенок считает: мама – плохая, а папа – хороший?
– Бывает, что ребенок считает маму – плохой, потому что она его часто ругает, а папу хорошим, так как он его практически не видит. В такой ситуации я работаю с двумя родителями, объясняю, что у них должны быть единые требования к ребенку, иначе это не принесет пользы. Он быстро научится манипулировать. Что касается наказания ребенка, то никогда не принимайте решения сгоряча. Если у вас плохое настроение, то прогуляйтесь или выйдите в другую комнату, «остыньте». Даже наказывать нужно с любовью! Родители должны учиться позитивным методам воспитания. Всегда нужно разбираться в ситуации. Если, к примеру, ребенок получит плохую оценку, то надо понять причину этого. Может быть, он плохо себя чувствовал или тема была очень сложная… Обязательно поговорите с ним, учитесь вести переговоры, подчеркните его значимость. 
– Подростки любят менять свою внешность. Как реагировать родителям, если дочь ярко покрасила волосы, а сын сделал татуировку?
– В подростковом возрасте ребенок экспериментирует со своей внешностью, так он ищет себя. Сегодня девочка хочет быть блондинкой, а завтра – брюнеткой… Хочу сказать, что в моей практике был случай, когда школьница сделала татуировку только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей… Потом эту татуировку она заклеила пластырем.
– Разве подростку могут сделать татуировку без согласия родителей?
– Получается, что за деньги это сделать несложно.
– А откуда у несовершеннолетних деньги? 
– Этот вопрос я тоже часто задаю родителям. Сейчас многие подростки покупают себе электронные сигареты, которые, кстати, стоят дорого. Когда начинаешь разбираться в конкретной ситуации, то оказывается, что деньги давали им родители или бабушки на косметику или одежду, но никто не проконтролировал, на что они были потрачены на самом деле. Плохо, когда у детей деньги всегда в доступности. Они должны знать им цену. Можно привлечь подростка к составлению бюджета семьи на месяц, чтобы он видел расходы и впоследствии ему будет проще, когда у него появятся свои деньги. 
– Вы – победитель регионального этапа конкурса в номинации «Лучшая практика комплексной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации». Расскажите о своей авторской методике.
– «На стороне ребенка» – так называется моя практика, которая направлена на выявление детей – жертв насилия и жестокого обращения; на оказание им экстренной психологической поддержки. Кроме того, практика включает сопровождение в ходе следственных и судебных действий детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию. В этом есть своя специфика и уникальность. Во-первых, в приюте открылась специализированная «зеленая комната» для проведения психологических исследований, следственных мероприятий и реабилитации несовершеннолетних, где главным принципом работы является безопасность. Во-вторых, работа межведомственной команды строится только на основе разработки индивидуальной программы. В-третьих, используются самые инновационные методы: работа с масками, иппо-, арт, анимационная и песочная терапия… 
– Песочная терапия сегодня очень популярна. В чем ее суть?
– Она успешно помогает даже в самых тяжелых ситуациях. В работе с детьми, пережившими насилие, я тоже использую песочную терапию. Сначала прошу ребенка нарисовать своего обидчика песком. Создать такой образ получается у всех, независимо от художественных способностей. Потом предлагаю сделать его смешным, чтобы у ребенка прошел страх. Можно, например, нарисовать нос «картошкой» или гигантские уши. Следующий этап – ребенок стирает этот образ. Таким образом, ситуация прорабатывается, ребенок отпускает её. Многое, конечно, будет зависеть от поддержки его семьи. В каждой конкретной ситуации мы работаем по индивидуальному плану. Иногда на улучшение детско-родительских отношений уходят месяцы. 
– Вы работаете еще и в рамках «социальной приемной».  Кто может сюда обратиться?
– Любой родитель, ребенок или педагог, которому нужна помощь.  «Социальная приемная» работает по адресам: ул. Эркая, 30 и ул. Сущинского, 10. Можно получить бесплатную консультацию и по тел.: 72-37-05. Вся информация остается конфиденциальной. Она никуда не уходит. Хочу сказать, что сейчас родители стали более открытыми и чаще обращаются со своими проблемами к специалистам. Мы проводим психологическую диагностику, консультирование, тренинги.
– Какие задумки планируете реализовать в будущем?
– С коллегами со всей России, с которыми мы недавно встречались в Москве, обсудили реализацию проектов и поделились своими идеями с первым замминистра труда РФ Ольгой Юрьевной Баталиной. Мне хотелось бы более активно развивать социальное волонтерство и практику наставничества для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Я думаю, что это наш следующий шаг. 
С.Родионова. 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии