- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 24 (785) от 15.06.2022
- «Родительская школа»
Педагог-психолог Наталья Жданкина – о том, как найти общий язык с ребенком
Наталья Жданкина более 10 лет работает педагогом-психологом в социальном приюте для детей и подростков «Надежда». Она оказывает помощь семьям в рамках «социальной приемной», проводит консультации и занятия в «родительской школе». Это ее на днях Почетной грамотой Правительства РФ наградил Михаил Мишустин. О вечных проблемах «отцов и детей», а также о том, как разрешить конфликт подростков и родителей, Наталья Жданкина рассказала в интервью журналисту «Мордовии».– Наталья Николаевна, Вы – признанный эксперт в детско-родительских отношениях. С какими проблемами к Вам обращаются чаще всего?– Зачастую родители и дети, особенно подросткового возраста, не могут найти общий язык. В отношениях проявляется агрессия, происходит конфликт двух сторон. При этом у ребенка появляются проблемы в школе, он начинает хуже учиться, тянется к уличным компаниям, а все это происходит из-за непонимания в семье. Я всегда рекомендую родителям при общении с ребенком использовать только доброжелательный тон, не навязывать ему свое мнение и ни в коем случае не сравнивать его с другими: соседом, одноклассником, приятелем и т.д. Нужно искренне интересоваться жизнью своего ребенка, узнавать, как прошел его день, а не только спрашивать об оценках в школе. Иногда родители даже не знают, какие увлечения есть у сына и дочери, а вот их друзьям это хорошо известно. Дети тянутся туда, где их понимают и принимают, поэтому в первую очередь нужно сохранить доверие! Ребенок должен знать, что его родители – это друзья, к которым всегда можно обратиться за поддержкой и помощью. Большую роль в этом играет и совместный досуг.– Как лучше провести время с ребенком?– Вместе посмотреть телевизор – это не самый лучший вариант. Полезно будет поиграть в настольные игры, сходить на концерт, организовать пикник на природе и т.д. Можно спросить ребенка: как бы он хотел провести время? Это повысит его самооценку. От родителей часто приходится слышать, что у них нет денег на досуг, но можно обойтись и без затрат: прогуляться в парке или вместе покататься на велосипеде.– Почему дети «зависают» в Интернете? Им скучно в обычной жизни?– Им не хватает общения в семье и у них слишком много свободного времени. Детей нужно обязательно занимать. Не можете сами – определите ребенка в секции, кружки по интересам, оформите в детский лагерь.– До какого времени подростку разрешать гулять летом?– Я рекомендую до девяти часов вечера. Если ребенок пообещал прийти вовремя, а возвратился позже, то тогда можно, например, сократить ему время, которое он проводит в Интернете. Но отреагировать надо обязательно, чтобы ребенок знал: у него есть не только права, но и обязанности.– Как воспитывать, когда ребенок считает: мама – плохая, а папа – хороший?– Бывает, что ребенок считает маму – плохой, потому что она его часто ругает, а папу хорошим, так как он его практически не видит. В такой ситуации я работаю с двумя родителями, объясняю, что у них должны быть единые требования к ребенку, иначе это не принесет пользы. Он быстро научится манипулировать. Что касается наказания ребенка, то никогда не принимайте решения сгоряча. Если у вас плохое настроение, то прогуляйтесь или выйдите в другую комнату, «остыньте». Даже наказывать нужно с любовью! Родители должны учиться позитивным методам воспитания. Всегда нужно разбираться в ситуации. Если, к примеру, ребенок получит плохую оценку, то надо понять причину этого. Может быть, он плохо себя чувствовал или тема была очень сложная… Обязательно поговорите с ним, учитесь вести переговоры, подчеркните его значимость.– Подростки любят менять свою внешность. Как реагировать родителям, если дочь ярко покрасила волосы, а сын сделал татуировку?– В подростковом возрасте ребенок экспериментирует со своей внешностью, так он ищет себя. Сегодня девочка хочет быть блондинкой, а завтра – брюнеткой… Хочу сказать, что в моей практике был случай, когда школьница сделала татуировку только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей… Потом эту татуировку она заклеила пластырем.– Разве подростку могут сделать татуировку без согласия родителей?– Получается, что за деньги это сделать несложно.– А откуда у несовершеннолетних деньги?– Этот вопрос я тоже часто задаю родителям. Сейчас многие подростки покупают себе электронные сигареты, которые, кстати, стоят дорого. Когда начинаешь разбираться в конкретной ситуации, то оказывается, что деньги давали им родители или бабушки на косметику или одежду, но никто не проконтролировал, на что они были потрачены на самом деле. Плохо, когда у детей деньги всегда в доступности. Они должны знать им цену. Можно привлечь подростка к составлению бюджета семьи на месяц, чтобы он видел расходы и впоследствии ему будет проще, когда у него появятся свои деньги.– Вы – победитель регионального этапа конкурса в номинации «Лучшая практика комплексной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации». Расскажите о своей авторской методике.– «На стороне ребенка» – так называется моя практика, которая направлена на выявление детей – жертв насилия и жестокого обращения; на оказание им экстренной психологической поддержки. Кроме того, практика включает сопровождение в ходе следственных и судебных действий детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию. В этом есть своя специфика и уникальность. Во-первых, в приюте открылась специализированная «зеленая комната» для проведения психологических исследований, следственных мероприятий и реабилитации несовершеннолетних, где главным принципом работы является безопасность. Во-вторых, работа межведомственной команды строится только на основе разработки индивидуальной программы. В-третьих, используются самые инновационные методы: работа с масками, иппо-, арт, анимационная и песочная терапия…– Песочная терапия сегодня очень популярна. В чем ее суть?– Она успешно помогает даже в самых тяжелых ситуациях. В работе с детьми, пережившими насилие, я тоже использую песочную терапию. Сначала прошу ребенка нарисовать своего обидчика песком. Создать такой образ получается у всех, независимо от художественных способностей. Потом предлагаю сделать его смешным, чтобы у ребенка прошел страх. Можно, например, нарисовать нос «картошкой» или гигантские уши. Следующий этап – ребенок стирает этот образ. Таким образом, ситуация прорабатывается, ребенок отпускает её. Многое, конечно, будет зависеть от поддержки его семьи. В каждой конкретной ситуации мы работаем по индивидуальному плану. Иногда на улучшение детско-родительских отношений уходят месяцы.– Вы работаете еще и в рамках «социальной приемной». Кто может сюда обратиться?– Любой родитель, ребенок или педагог, которому нужна помощь. «Социальная приемная» работает по адресам: ул. Эркая, 30 и ул. Сущинского, 10. Можно получить бесплатную консультацию и по тел.: 72-37-05. Вся информация остается конфиденциальной. Она никуда не уходит. Хочу сказать, что сейчас родители стали более открытыми и чаще обращаются со своими проблемами к специалистам. Мы проводим психологическую диагностику, консультирование, тренинги.– Какие задумки планируете реализовать в будущем?– С коллегами со всей России, с которыми мы недавно встречались в Москве, обсудили реализацию проектов и поделились своими идеями с первым замминистра труда РФ Ольгой Юрьевной Баталиной. Мне хотелось бы более активно развивать социальное волонтерство и практику наставничества для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Я думаю, что это наш следующий шаг.С.Родионова.- Версия для печати
Коментарии