№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 17 (621) от 24.04.2019
Чтобы не «обули»…

 Как потребителям защитить свои права?

Каждый из нас является потребителем. Изо дня в день мы ходим в магазины, делаем различные покупки. Как быть, если вы приобрели испорченный товар или к качеству покупки нет претензий, но она банально не подошла? Важная памятка для потребителей – в нашем материале.
 
Если плесень не благородная
Покупатели не знают свои права! Как иначе объяснить, почему на прилавках магазинов продаются испорченные и просроченные товары, а ушлые продавцы отказываются возвращать деньги за неликвид. А закон, между прочим, на стороне потребителей, и каждое нарушение торговцев можно обратить в свою пользу. Если товар плохого качества, то независимо от того, что вы купили: булку с плесенью или выцветшую рубашку, надо отстаивать свои права! Тут схема одна.
- Можно потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула). Или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, - отмечает начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Юлия Тундыкова. – Потребитель также вправе потребовать соразмерного уменьшения стоимости товара или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на их исправление, когда это возможно. Наконец, можно отказаться от покупки и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Свое требование лучше оформить письменно в виде претензии либо заявления.
 
Товар не подошел – это к деньгам
Но это мы говорили про покупки плохого качества. Как быть, если нам не подошел товар надлежащего качества? Ну, например, купили платье. В магазине оно вас полностью устраивало, а дома, при дневном освещении, вы заметили, что его цвет не подходит к глазам, да и полнит оно ужасно. Или, поддавшись сиюминутному желанию, купили туфли на очень высоком каблуке, которые подходят разве что для светских раутов, но никак не для разбитых тротуаров. Смириться? Ну, уж нет! Вы можете спокойно обменять товар в магазине в течение двух недель (не считая дня покупки). Конечно, если он не был в употреблении, а вы смогли сохранить его товарный вид, пломбы, фабричные ярлыки. Если нет ничего подходящего для обмена, тогда можно требовать возврата денег.
Кстати, это касается не только одежды, обуви, но и предметов интерьера, мягких игрушек и т.д. В законе указано несколько оснований, по которым товар может не подойти потребителю: фасону, расцветке, размеру, форме, габаритам или комплектации (их надо запомнить раз и навсегда!). Поскольку при возвращении покупки ссылаться надо на одну или несколько, но только  из указанных причин. В противном случае можно получить отказ.
- Как быть, если чек утерян? Такая ситуация не редкость. Можно сослаться на свидетельские показания, но убедить продавца в их обоснованности будет сложнее, чем просто сохранить документ об оплате, - отмечает Юлия Тундыкова. - Поэтому после приобретения любого товара рекомендуется сохранять документы об его оплате, а товарные ярлыки снимать тогда, когда уже точно будете знать, что покупка вам полностью подходит.
Обращаем внимание: очень часто во время распродаж можно встретить объявления о том, что купленные по акции уценённые товары вернуть нельзя. Но это не более чем уловка магазина. Никаких ограничений на возврат и обмен товаров, купленных на распродаже, в законе нет. Поэтому, если вас не устраивает приобретённый по акции товар, смело несите его в магазин.
- По закону вернуть деньги за товар надлежащего качества продавец должен в течение трех дней со дня возврата товара, - отмечает Юлия Тундыкова. - Если продавец не готов выплатить причитающуюся сумму и решил воспользоваться предоставленной ему трехдневной отсрочкой, потребителю необходимо зафиксировать факт передачи товара в акте, указав в нем должность, инициалы и фамилию лица, которому был передан товар. Кроме того, надо указать причину, по которой товар возвращен и дату его возврата. Очень важно отразить и состояние товара: что он не был в употреблении, сохранены товарные ярлыки и этикетки. Такой документ с подписью лица, которому возвращена покупка, должен храниться у потребителя до момента получения денежных средств от продавца.
 
Что нельзя сдать в магазин?
Однако не все покупки надлежащего качества можно сдать или обменять. Так, согласно перечню, возврату и обмену не подлежат непродовольственные товары надлежащего качества следующих категорий:
предметы личной гигиены (в том числе расчёски, зубные щётки, заколки, бигуди, линзы для очков, маникюрные ножницы и др.)
лекарства и медицинские приборы;
товары по уходу за детьми (соски, пелёнки, бутылочки и т. д.);
нательное и постельное бельё, а также чулочно-носочные изделия;
парфюмерия и косметика;
ткани, а также ленты, тесьма, кружево и другие изделия, отпускаемые на метраж;
провода, шнуры, кабели;
строительные и отделочные материалы, отпускаемые на метраж (линолеум, ковролин и т. д.);
посуда и упаковочные изделия из полимеров;
бытовая химия;
пестициды и агрохимикаты;
бытовая мебель;
ювелирные изделия из драгоценных металлов или с драгоценными камнями;
гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;
животные и растения;
непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты и т.д.);
технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (радиоэлектроника и т. п.).
 
Дело техники: не все так сложно
Подробнее остановимся на технически сложных товарах. На них, как правило, больше всего поступает претензий, что совсем неудивительно: сегодня практически у каждой семьи - целый комплект бытовой техники. Как мы уже отметили выше, вернуть такие товары надлежащего качества в магазин нельзя.
Если неисправность в технически сложном товаре появилась через 15 дней после покупки, но в пределах гарантийного срока, то товар можно сдать только на ремонт, либо потребовать уменьшения покупной цены на него. Замена техники, либо возврат денег за нее возможны лишь в случае обнаружения недостатка в первые 15 дней после покупки. В общем, берем календарь в руки и считаем дни. Кроме того, независимо от времени обнаружения недостатка можно потребовать возврата денег за товар или его замены на другой, если обнаруженный недостаток является существенным, по сути, неустранимым. Вернуть деньги также можно, если ремонт длится более 45 дней или если данный товар было невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней.
К слову, в начале апреля в перечень технически сложных товаров добавились кофемашины; комбинированные холодильники-морозильники; сушильные и стирально-сушильные машины; кухонные комбайны; комбинированные газоэлектрические варочные панели; роботы-пылесосы; встраиваемые микроволновые печи, а также все электрические водонагреватели, а не только с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой, как это было ранее.
А вообще перечень технически сложных товаров весьма обширен. Напомним, что в него входят системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления, телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления, цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним, часы наручные и карманные механические, электронно-механические, инструмент электрифицированный, легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы и т.п.
Будьте бдительны! Часто бывает, что результаты проверки качества товара свидетельствуют не в пользу потребителя. Например, сообщается, что стиральная машина сломалась из-за коррозии, а причина завышенного шума у холодильника – неправильная эксплуатация. Если вы уверены, что обращались с техникой бережно и не могли испортить ее, то вправе требовать проведения экспертизы. В период гарантийного срока ее обязан провести продавец. Все траты в этом случае берет на себя магазин. Однако, если заключение о вине потребителя подтвердится, тогда расходы на проведение процедуры придется возместить.
Получить бесплатную консультацию потребители могут в «Центре гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по тел. 24-62-68.
С.Родионова.
 
Версия для печати Версия для печати